Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью руководителя Общественной Палаты Коми Ольги Савастьяновой агентству «Комиинформ»

7 февраля 2006 года 0:1

В Государственный Совет Коми поступил разработанный Правительством региона законопроект об Общественной Палате республики. Планируется, что на сессии 16 февраля депутаты парламента утвердят статус Палаты как государственной структуры. О причинах такого преобразования в интервью агентству «Комиинформ» рассказала руководитель действующей Общественной Палаты Ольга Савастьянова.

- Как известно, инициатором законопроекта выступила сама Палата. В связи с чем возникла необходимость определения организации как государственной?

- Я думаю, что это был очень логичный шаг. Напомню, Коми - один из немногих регионов России, где существуют такие общественные формирования, и мы можем порадоваться за самих себя, что наша Общественная Палата действует уже три года. Она создавалась для того, чтобы стать некой переговорной площадкой и мостиком между властью и обществом. Дело в том, что любое государство состоит из трех секторов: власти, бизнеса и сектора общественных формирований. Мы видим, что со времен перестройки идет активное реформирование властных структур, активно развивается и бизнес-сектор. Но ничего подобного про гражданское общество, частью которого являются различные неправительственные организации, мы сказать не можем. Чтобы оно сформировалось, необходима активная, успешная деятельность общественных организаций в интересах граждан. И для этого должны быть реальные условия и возможности: правовые, организационные, экономические, финансовые. Задача Общественной Палаты на первом этапе как раз и состояла в том, чтобы создать такие реальные механизмы для организаций, и эта задача была выполнена. Сейчас очень важно, чтобы механизмы взаимодействия власти и общественности не остались временными, чтобы их наличие и возможность ими воспользоваться не зависели от степени понимания, желания, позиции, идеологических и политических представлений как руководителя во власти, так и руководителей общественных организаций. С этой точки зрения, создание Общественной Палаты в статусе закона является - и я в этом глубоко убеждена - новым качественным шагом для взаимодействия власти и общественности.

- Основная задача Общественной Палаты - гражданский контроль законопроектов. Зачем он нужен?

- В законопроекте определяется необходимость учета мнения общественности через механизм экспертизы и контроля при обсуждении и принятии важнейших государственных решений. Палата - это новый общественный публичный институт, в рамках которого возможно будет публичное согласование различных интересов. В законопроекте прописаны вопросы, которые должны обсуждаться на государственном уровне только после общественной экспертизы. Это достаточно серьезное достижение. Президент России Владимир Путин при открытии федеральной Палаты сказал, что основной ресурс для повышения эффективности работы самой власти – уважение общественного мнения и уважение интересов и потребностей конкретного человека. Поэтому нам важно, чтобы человек имел возможность высказаться, знал, что его выслушают и учтут его мнение. С другой стороны, мы должны добиваться, чтобы у власти появилась потребность слушать и учитывать мнение общественности. Особенно тогда, когда оно иное

- В чем, на Ваш взгляд, состоят гарантии того, что власть будет прислушиваться к Общественной Палате Коми?

- Эта воля будет закреплена законодательно. Поэтому все экспертные заключения, подготовленные Палатой, обязаны будут рассматриваться. Несмотря на то, какое Палата будет принимать решение, оно будет рассматриваться как законодательной, так и исполнительной властями. Отдельный вопрос – как наши решения будут учитываться, а это уже лоббизм Палаты.

- Как вы думаете, какое отношение будет складываться в отношении Палаты в Коми у общественности региона в связи со сменой статуса?

- Разное. И на федеральном уровне, когда формировалась российская Общественная Палата, ряд авторитетных организаций заявили о своем неучастии. И у нас существуют мнения, что такого закона не должно быть. Но такой ситуации я не боюсь: если бы все были за одну точку зрения, это было бы ненормально. Если дело стоящее, у него всегда есть противники, но есть и те, кто инициативу поддерживает. В любом варианте есть плюсы и минусы, есть аргументы «за» и «против».

- В конце прошлого года в Коми был создан Общественный совет по проведению публичной независимой экспертизы законопроектов республики в области бюджетного и налогового законодательства. Не будет ли Палата дублировать его функции?

- Здесь никогда не бывает много, но плохо, когда мало. Совет при Главе и Палата – это разные институты, с разным функционалом и разными возможностями. В ряде случаем мы можем перекликаться - совет также оценивает законопроекты перед их принятием. Дублирование нам не нужно, но объединять свои усилия и потенциал мы можем и должны.

- Как будет формироваться Общественная Палата Коми?

- В проекте закона предполагается сформировать ее из 30 человек, которые должны не просто представлять те или иные общественные организации, но и иметь серьезный опыт общественной работы. Треть членов Палаты от имени исполнительной власти предлагает Глава республики, треть – Государственный Совет как представительный орган власти. Последние десять человек войдут в Палату по предложению самих общественных организаций, действующих в республике. Наше принципиальное отличие от механизма формирования федеральной Палаты состоит в том, что в новую структуру не могут входить граждане как таковые.

- Может ли оказаться так, что достойные люди не попадут в Общественную Палату только потому, что не состоят ни в каких объединениях?

- Мы как раз говорим, что это не будет представительство людей, это будет представительство общественных организаций. Это правильно, потому что насколько бы ни был авторитетен человек, он не может представлять себя лично в таком серьезном органе – он должен представлять определенные социальные группы и защищать их интересы. Мы сознательно от этого ушли. Посмотрите на Общественную Палату России – в ее составе Зураб Церетели, Алла Пугачева и многие другие. Они, бесспорно, авторитетны, но как они будут заниматься защитой общественных интересов, если вообще не имеют минимального опыта в области гражданских инициатив? Помимо авторитета люди должны быть компетентны в том деле, которым им предстоит заниматься, иметь опыт работы. Успех палаты будет зависеть во многом от того, кто в нее войдет.

- В новом варианте Палаты члены политических партий лишены в ней представительства. С чем это связано?

- Это закономерно и объяснимо. Дело в том, что природа общественных организаций и политических партий совершенно разная, они ставят перед собой совершенно разные цели и задачи. И очень плохо для общества, когда политические партии в своих интересах пытаются использовать общественные организации. Во-вторых, у политических партий сегодня есть реальный возможный инструмент – это представительные органы власти всех возможных уровней, их основная задача – борьба за эту власть. Поэтому очень важно, чтобы Палата не находилась под влиянием ни партий, ни их идеологий – она должна, в первую очередь, защищать социально-экономические интересы своих граждан. Есть, правда, одно «но»: члены партий могут входить в Общественную Палату, но на момент избрания в ее состав они должны приостановить свое членство в партии.

- Сейчас в регионах существуют и формируются новые Общественные Палаты. Вы с ними как-то сотрудничаете? Возможно ли объединение и создание своего рода Ассоциации палат России?

- В России есть несколько палат, у них всех разные принципы организации – кто-то существует при исполнительной власти, кто-то при законодательной (мы, кстати, уникальны, так как были «ни при ком» и строили свои отношения на основе договоров с Правительством и Госсоветом). Нам необходимо общение – знать, что получается у них, а что – нет. Чем больше мы будем знать друг о друге, тем легче нам будет работать, потому что появится возможность не делать ошибок. Что касается ассоциации, то я бы это приветствовала – это был бы такой организационный канал, который бы позволил сделать наше взаимодействие постоянным и давал возможности всем регионам через ассоциацию двигать инициативы на федеральный уровень.

Беседовал Игорь СОКОЛОВ