Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Особенности организации местного самоуправления в Коми /Обзор ситуации на примере Сыктывкара/

12 октября 2004 года 0:1

Особенности организации местного самоуправления в Коми /Обзор ситуации на примере Сыктывкара/

Около двухсот, вместо существующих ныне 21 муниципального образования, предполагается создать в республике Коми к январю 2006 года. Именно тогда вступит в силу новый федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В самой Коми процесс административного перекраивания уже начался. И здесь не обошлось без скандалов и судебных разбирательств. Столица Коми - Сыктывкар стал центром пристального внимания республиканских чиновников, юристов и законодателей, претворяющих в жизнь муниципальную реформу.

Сегодня Сыктывкар географически состоит из центральной части, поселков Краснозатонский, Верхняя Максаковка и Седкыркещ, а также Эжвинского района, находящегося в 10 километрах от центра города. Последний имеет статус отдельного муниципального образования в составе Сыктывкара. Такую систему административного устройства не запрещал старый закон о местном самоуправлении, но делает невозможной новый. Именно с этой нормой закона, запрещающей функционирование муниципалитета внутри другого, и связаны юридические перипетии процесса отделения Эжвы от Сыктывкара.

В марте 2004 года эжвинцы участвовали в инициированном местной администрацией опросе, где им предлагалось выразить свое мнение по поводу отделения района от Сыктывкара, и образовании города районного значения Эжва. Более 80 процентов опрошенных заявили, что Эжва способна функционировать как отдельный муниципалитет – со своей администрацией, представительным органом и отдельным бюджетом. Тогда глава местной администрации Василий Гончаренко отмечал, что Эжва привыкла жить самостоятельно, а потому логично, чтобы город вошел в состав Сыктывкарского муниципального района. В противном случае придется за любой бумажкой, за любым согласованием ехать в Сыктывкар. А что до опроса, - то представителей эжвинской администрации не смутил тот факт, что возможность высказать свое мнение по поводу отделения не была предоставлена жителям других частей Сыктывкара.

"Сепаратистская" инициатива в мае этого года была поддержана главой Коми и депутатами Государственного Совета республики, принявшими закон "Об образовании города районного значения Эжва". На это мэр Сыктывкара Сергей Катунин отреагировал очень резко, заявив, что "нельзя в угоду чьим-то политическим интересам так односторонне трактовать новый федеральный закон, что решение о создании города Эжвы принято с немыслимой поспешностью, не считаясь с мнением как жителей города, так и депутатов городского совета".

После этого состоялось несколько судебных заседаний, на котором оспаривалось законность решения об образовании нового города. Точку в деле в сентябре этого года поставил Конституционный Суд республики. По его вердикту образование города районного значения Эжва противоречит действующему законодательству, а потому незаконно. Решение Конституционного суда не может быть оспорено и подлежит немедленной реализации. Поэтому ситуация с отделением Эжвы вернулась к своей отправной точке. Сейчас она пока по-прежнему остается отдельным муниципалитетом, рискуя потерять этот статус с января 2006 года.

Мэр Сыктывкара Сергей Катунин считает, что идеальной формой организации местного самоуправления для столицы Коми станет создание на его территории единого городского округа с ликвидацией эжвинского муниципального образования, с созданием там нацеленной на работу отдельной администрации. При таком раскладе достигается главная цель – Сыктывкар остается единым экономическим организмом, что позволит более эффективно реализовывать планы по его дальнейшему развитию. Создание же муниципального района не только утяжелит управленческую структуру, но и обеспечит проблемы с ЖКХ, транспортом и управляемостью.

Во-первых, при создании Сыктывкарского мунрайона, с включением туда пяти муниципальных образований /центральная часть города, три поселка и Эжвинский район/, необходимо будет сформировать пять представительных органов, при этом сохранить, на районном уровне, нынешний совет города. Потянут ли городские финансы содержание такого числа чиновников? Найдется ли столько разбирающихся в управленческих проблемах людей, например, в небольших поселках типа Седкыркеща? С.Катунин склонен думать, что нет.

Во-вторых, коммунальное существование нынешних поселков Краснозатонский, Седкыркещ и Верхняя Максаковка обеспечивается одним муниципальным предприятием. Каким образом оно сможет обеспечить существование трех разных муниципалитетов, тоже не ясно. Ведь при дроблении каждый из них будет по отдельности отвечать за содержание инфраструктуры, которая на сегодня едина.

В-третьих, формирование районного совета будет строиться по принципу равного представительства в нем депутатов от муниципалитетов. Но в центральной части Сыктывкара сегодня проживает около 200 тысяч человек, а в том же Седкыркеще – несколько тысяч. Насколько демократичным будет процедура формирования совета, если разные по своему количественному показателю муниципалитеты будут избирать в состав райсовета одинаковое количество депутатов? Ответ очевиден, считает С.Катунин, такой совет будет принимать решения исходя из местнических интересов, а не в пользу развития территории.

Есть и третий вариант развития ситуации. Юристы прорабатывают вопрос отделения Эжвы с соблюдением всех юридических норм. Госсовет в очередной раз принимает решение об образовании отдельного Эжвинского городского округа с включением в него ряда близлежащих сельских населенных пунктов Сыктывдинского района, который расположен вокруг Сыктывкара. Но тогда транспортное сообщение со столицей, равно как и телефонные переговоры, станут междугородними и существенно возрастут в цене. Возможно, это удовлетворит чьи-то политические амбиции, но серьезно скажется на благополучии граждан. Многие сыктывкарцы сегодня работают в Эжве, и многие эжвинцы – каждый день посеают различные учебные заведения Сыктывкара. Вряд ли студенты и рабочие позволят себе ежедневно оплачивать подобные поездки, а пенсионеры – звонки по межгороду своим близким и друзьям.

Катунин считает, что новый закон о местном самоуправлении "дает огромное многообразие его выполнения". Однако депутаты Госсовета Коми идут по пути единообразия. Причины – подмена понятий работы законотворца лозунгами, решением своих экономических задач, желание создать себе дешевую популярность, "сохранить лицо" даже после явного юридического провала.

Можно понять и главу Эжвы Василия Гончаренко, считающего, что отдельный муниципалитет позволит обустроить Эжву и более эффективно решать проблемы в экономике. Эти слова не кажутся лишенными смысла, учитывая, что на территории района находится мощное бумажное производство, обеспечивающее более 20 процентов промышленного производства Коми – компания "Нойзидлер Сыктывкар". Но уже в самом названии комбината содержится намек на приоритеты в организации местного самоуправления. Да и работают на нем, опять же, не только эжвинцы.

Касаясь перспектив развития местного самоуправления, Катунин отметил, что в целом Россия, и Коми, в частности, пока не готова в полной мере для реализации нового закона. Для двухсот муниципалитетов республики необходимо найти двести лидеров. Это сложно. Сыктывкар же, в случае создания городского округа, готов развиваться дальше. Здесь создана конкуренция амбициозных личностей, способных вывести город на новый этап развития всех сфер жизнедеятельности.

При этом, по Катунину, новый закон органично вписывается в рамки новых президентских инициатив по укреплению вертикали власти. Глава администрации муниципалитета может быть нанят советом. Это дает ему шанс сосредоточиться на решение хозяйственных проблем, без активного участия в политических процессах. При этом процедурой выдвижения на такой управленческий пост может заниматься глава республики, избранный на эту должность региональным парламентом по представлению президента. Это и есть продолжение вертикали власти.

Дмитрий ЧЕЛПАНОВСКИЙ, собкорр ИТАР-ТАСС по Республике Коми