Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Сергей Зимин

заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО
"В СЗФО создается аналог окружного "открытого правительства"
7 августа 2012 года 15:45

Северо-Западный федеральный округ более полгода существует в рамках утвержденной Стратегии социально-экономического развития до 2020 года (http://www.n-west.ru/strategiya-2020). Этот документ определяет перспективные направления развития общерегионального значения и сводные итоговые показатели экономики и социальной сферы округа в целом. Здесь также отражены приоритеты развития инфраструктуры федерального значения и условия реализации стратегических проектов, перечень которых был утвержден в феврале 2012 года. О перспективах округа в интервью ИТАР-ТАСС рассказал заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин, курирующий вопросы экономики.

- Основополагающие документы утверждены. Какими будут дальнейшими шаги?

Стратегия — это своеобразный коридор, в рамках которого предстоит работать ближайшие годы, исполнять конкретные мероприятия в регионах и координировать все действия. В регионах работают над территориальным планированием, разработкой и реализацией инфраструктурных проектов. У нас сейчас в списке приоритетных инвестиционных проектов числятся 45 проектов и еще 5 в процессе подготовки. Проекты очень разные, охватывают все сферы экономики: два индустриальных парка в Вологодской области, комплексное развитие порта Усть-Луга и прилегающей территории, агропромышленные проекты в Калининградской и Псковской областях, туристические и др. (полный перечень можно посмотреть здесь: http://www.minregion.ru/Priorit_invest/Ytverjden_perechni). Кроме того, много межрегиональных транспортных проектов, которым также нужна помощь со стороны государства и частного бизнеса. В аппарат полпреда постоянно обращаются то региональные власти, то предприниматели с конкретными предложениями, а кадрового ресурса внутри полпредства на всю эту деятельность недостаточно. Поэтому мы задумались над созданием структуры, которая бы грамотно осуществляла координацию всех этих процессов. На базе ассоциации «Северо-Запад», учрежденной руководителями 11 регионов СЗФО, будет создано некоммерческое Стратегическое партнерство.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о структуре этого партнерства, ее задачах и механизме работы.

- Мы кардинально меняем формат деятельности бывшей ассоциации, которая до этого времени проводила ряд несвязанных между собой мероприятий и не принимала никаких решений. Губернаторы согласились с нашим предложением и решили не закрывать ассоциацию, а переформатировать. По большому счету, предложенная схема и организация работы — это аналог окружного «открытого правительства». Учредителями автономного некоммерческого партнерства будут 11 регионов и 50 крупных компаний, являющихся системообразующими в различных отраслях экономики. Остальные желающие смогут присоединиться в качестве партнеров посредством заключения соглашения.

В настоящее время о готовности к совместной работе заявили ОАО «РЖД», холдинг «МРСК», Ассоциация банков Северо-Запада, профсоюзы, Торгово-промышленная палата и др. В организации будет наблюдательный совет, который, возможно, возглавит полномочный представитель Президента РФ в СЗФО Николай Винниченко, а также исполнительная дирекция. В обязанности последней будет входить техническая работа: все поступающие предложения и документы сотрудники будут рассылать всем членам партнерства для информирования и получения отзывов в обязательном порядке. Но главным действующим органом станет экспертный совет, который и будет принимать решения о реализации тех или иных проектов, насколько они вписываются в стратегию развития округа и целесообразны ли для данной территории, и какую помощь им необходимо оказать. В каждом конкретном случае экспертный совет будет свой — это люди, которые наиболее компетентны в данном вопросе, и все, кому есть что сказать и посоветовать.

Экспертный совет с учетом коллективного мнения всех членов партнерства будет принимать решение о поддержке проекта. Под поддержкой подразумевается: выделение бюджетных средств, вхождение в согласованные планы социально-экономического развития регионов, выделение земельных участков, различные налоговые преференции, их объемы и сроки предоставления. Дальше решение передается председателю наблюдательного совета и с рекомендациями о дальнейших действиях начинается взаимодействие с федеральными органами власти по реализации проекта.

Кроме того, партнерство будет заниматься аналитической работой, маркетингом, социальными опросами. Например, официальная статистика не отражает реальной картины по предпринимательскому климату, тут нужны специализированные отраслевые опросы. У партнерства будет свой бюджет, состоящий из взносов учредителей, поэтому они смогут заниматься и этими вопросами. Сейчас идет оформление всех необходимых документов, в сентябре партнерство начнет работу.


- Можно продемонстрировать всю цепочку действий партнерства на каком-то конкретном примере?

- Вот, например, есть порт Усть-Луга и его стратегия развития. Порт за последнее время в полтора раза увеличил грузооборот — это повлекло изменение транспортной системы, логистики. РЖД как хозяйствующий субъект успела перестроиться, а власти региона - нет. В итоге гатчинский переход закрыт 12 часов в сутки. Плюс ко всему развитие скоростного движения, а в результате появляется необходимость строительства в Ленобласти 36 железнодорожных переходов. Только один путепровод в Гатчине стоит 1,7 млрд руб. Из федерального бюджета средства выделить не могут, поскольку вопрос находится в ведении муниципального уровня власти. У последних денег нет. Можно на уровне социальной ответственности к решению проблемы привлечь компанию РЖД, но в целом, это не их забота. Пришлось на уровне полномочного представителя президента проводить встречу, чтобы найти выход из ситуации. Но главный вывод в том, что изначально не были скоординированы планы нескольких участников, работающих в одном регионе, поэтому не подготовились.

Подобной работой по координации действий всех заинтересованных сторон будет заниматься партнерство в ежедневном режиме. Они должны будут находить решение проблемы с учетом хозяйствующих субъектов. Особенно актуальной задача становится, если проект реализуется на стыке регионов.

- Кстати, о конкретных инвестиционных проектах...Что будет с уже существующими проектами, например, Орловским тоннелем?
- Утвержденные проекты будут реализовываться. Но не надо забывать главное — здесь приоритет у региона. Если региональные власти считают этот проект нецелесообразным, то тогда его отзовут и исключат из федерального списка. Но для этого необходимо будет изложить доводы экспертам партнерства. Возможно, там просто нет денег, а экспертный совет может заняться поиском инвестора. Если же проект нецелесообразен, то нужно отзывать, и подавать заявку на другой необходимый городу проект. В этом нет ничего страшного.


- Насколько жесткими являются рамки Стратегии развития округа и список приоритетных проектов?

Это, конечно, основополагающие документы для округа, они согласованы по всем параметрам в разных министерствах. Но в стратегии есть очень общие вещи, на которые можно по-разному посмотреть. Да и в принципе любое прогнозное планирование, к которому относится стратегия, в условиях свободных рыночных отношений нельзя воспринимать так буквально. Это ориентиры, к которым можно придти разными путями, создавать разные механизмы, в том числе, и по привлечению частного капитала. Одним из таких механизмов является кластерное соглашение, которое я давно пропагандирую.

- О «кластере» сейчас очень много говорят. А что под этим подразумеваете Вы?

- Изначально, кластер — это производственный или территориально-хозяйственный комплекс, а у нас почему-то это понятие применяется к набору предприятий одной тематики в пределах какой-то географической территории. Должно быть объединение предприятий разных отраслей и сегментов с целью выполнения конкретной задачи. Кластерное соглашение предполагает, что мы открываем его для определенной цели и все, кто работает в рамках соглашения, но только в пределах определенного объема реализуемой продукции, имеют преференции. Этот документ нужно очень грамотно рассчитывать. Кластерное соглашение должно предусматривать отмену определенных налогов на определенный срок и конкретный объем продукции.

Например, задача — построить железную дорогу «Белкомур» /Белое море - Коми - Урал/. В кластер должны объединиться железнодорожники, энергетики и другие заинтересованные в реализации проекта, которые получат налоговые преференции только в рамках этого соглашения /сроки, размер льгот, объем будущей продукции/, а не вся компания-участник кластера. Подобное соглашение в качестве пилотного мы также намерены опробовать в рамках стратегического партнерства.

- В процессе реализации всех этих важных документов есть одно «слабое» звено — дефицит кадров, о чем говорили на недавнем совещании в Великом Новгороде с участием секретаря Совбеза Николая Патрушева.

- Да, наблюдается негативная тенденция, и ситуация будет ухудшаться. До 2015 года демографический провал 90-х годов не обещает прироста трудовых ресурсов. Чтобы сказать точные цифры, нужно проводить серьезное исследование.

Проблема еще в том, что в существующем законодательстве нет понятия «рынок труда», поэтому у нас нет и методов регулирования этого рынка. На сегодняшний день в СЗФО численность экономически активного населения по сравнению с 2008 годом сократилась на 1,6 раза и составляет 7,5 млн человек. В 2012 году общее число безработных снизилось по сравнению с первым кварталом прошлого года на 23 проц. Число зарегистрированных в службе занятости безработных снизилось на 23,9 тыс человек и составило 92 тыс /на 143 тыс вакансий стоящих на бирже/. Но главное в этом вопросе - коэффициент напряженности рынка труда, представляющий собой соотношение числа безработных и вакансий. В прошлом году он составлял 0,6, а в этом году уже 0,3.

Возьмем, к примеру, Петербург в период с 2008 по 2011 год. С началом кризисных явлений до 2009 года на рынке труда было тихо, не было митингов и никаких государственных программ для решения проблем безработицы. Коэффициент напряженности в это время был на уровне 3. Когда в 2009 году вдруг ситуация с безработицей и обострилась, посчитали коэффициент — 5,6. Можно сделать вывод, что это критическая цифра, после которой появилась потребность государственного регулирования и применения программ по трудоустройству.

Но главный вывод из этой истории — баланс рынка труда нужно держать на постоянном контроле и видеть реальную ресурсную базу и реальные вакансии. Для этого необходимо проводить мониторинг того и другого по отраслям экономики. Или вводить жесткое обязательство для работодателя сообщать в органы статистики или на биржу о вакансии в автоматическом режиме при соблюдении конфиденциальности информации. Таким образом, можно проводить мониторинг потребностей рынка труда. А ресурсную базу можно отследить по демографическим показателям и планируемому выпуску учебных заведений. Тогда можно говорить о прогнозе, менять подходы к обучению, делать приоритетными в учебных заведениях востребованные профессии. Баланс трудовых ресурсов должен быть как индикатор необходимости включать государственные программы регулирования: например, завозить рабочую силу из стран с избыточным трудовым ресурсом из Украины, Белорусии, Китая — тех, кого учить не надо. Но для этого необходимо создать фонд временного жилья, где специалисты могли бы жить. Вот Петербург в свое время создавал доходные дома, но их недостаточно.

Можно создать межрегиональный рекрутинговый центр, проводить региональные ярмарки трудовых ресурсов с привлечением образовательных структур и бизнеса. И еще нужно активизировать деятельность по профориентации и социальной рекламе, которая бы мотивировала человека к труду. Очень большая проблема в том, что у людей есть мотивация к красивой жизни, а не к труду. Бизнес и образование должны объединиться и воздействовать на трудовой ресурс всеми возможными способами. Тогда и стратегические цели можно ставить, и их добиваться.

***В 2007 году органами исполнительной власти трех регионов была разработана межрегиональная "Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Архангельской области и Пермского края" "БЕЛКОМУР". Проект подразумевает строительство новой железнодорожной магистрали протяженностью 1155 км, из их новое – 715 км, остальное - реконструкция и усиление действующих линий. Реализация проекта приведет к сокращению пробега грузов, тяготеющих к этой магистрали, на 800 км (на выходах с Урала к портам). Улучшится транспортное обслуживание зоны прилегания, что будет способствовать освоению природного потенциала Севера.

Беседовала корр. ИТАР-ТАСС Наталья Королева, фото Николая Рютина.