Новости Республики Коми | Комиинформ
Дмитрий Беляев
В Коми медленно, но верно завоевывает популярность онлайн-формат общения власти с населением. Свою страницу в одной из популярных социальных сетей ведет глава республики Вячеслав Гайзер. Уже довольно активно проявляют себя в интернете отдельные чиновники, политики, общественники, журналисты. Агентство "Комиинформ" представляет своим читателям интервью с известным в Коми блогером, заместителем министра образования региона Дмитрием Беляевым.
- Дмитрий Анатольевич, прошло уже почти полгода с тех пор, как вы заняли пост заместителя министра образования республики. Сложно было освоиться?
- Когда мне предложили работу в госоргане, я никак не видел себя в роли чиновника. Да и сейчас некоторые правила и ограничения доставляют определенный дискомфорт. Но я осознанно согласился на них. Ведь эта работа – значительный опыт. Мне открылись новые возможности для участия в развитии образовательной отрасли. Раньше полем для деятельности у меня был конкретный вуз, а теперь - целый субъект Российской Федерации.
Привлекла меня и новая, современная система госуправления в республике, а также команда профессионалов, в которой мне предложено было работать.
Освоился довольно быстро. Окунулся в работу, что называется, “с места в карьер”. Всем известно, что сейчас в отрасли образования происходит масса изменений. Времени на "раскачку" просто нет. Тем более, с большинством направлений, которые мне поручили курировать – профессиональное образование, молодежная политика, дополнительное образование и воспитание, информатизация – знаком не понаслышке. Как декан, проректор и вузовский преподаватель занимался тем же, но, безусловно, несколько с другой точки зрения. Единственное, что потребовало дополнительного детального погружения – это летний отдых и оздоровление детей, которыми я никогда прежде не занимался.
Кстати, многие считают, что работа чиновника - сплошь “сахар”. Это не так. На самом деле, госслужба это тяжелый и интенсивный труд с высокими ежедневными нагрузками. Конечно, если ответственно подходить к своей работе, а не “почивать на лаврах”.
- Какое из курируемых направлений вам сейчас наиболее интересно?
- Я стараюсь уделять достаточно внимания всем направлениям. В то же время, вопросы профобразования и информатизации мне наиболее близки, так как в вузе я занимался, в основном, именно ими. Нужды и чаяния молодежи мне тоже хорошо известны. Как декану приходилось организовывать не только текущую учебно-методическую и научно-исследовательскую работу, но и внеучебную. Занимался молодежными проектами и вопросами трудоустройства выпускников. Так что это направление мне тоже близко и интересно.
- В чем вы выиграли и в чем проиграли после перехода в министерство? Где вам комфортнее работать - в вузе или в ведомстве? Не жалеете, что пришли в чиновничью среду?
- Большим лукавством с моей стороны было бы утверждать, что мне жутко нравится работать чиновником, и я хотел бы остаться им до конца жизни. Это не так. Тем более, ни морально, ни материально я после перехода в министерство “не выиграл”. Что касается статуса и общественного признания - я неплохо себя чувствовал и в университете. Если говорить о заработной плате, то за счет дополнительных образовательных и прочих проектов, а также экспертной работы по различным направлениям, работая в вузе, я зарабатывал больше.
Тем не менее, на нынешней должности меня сильно мотивирует то, что мой опыт и методы работы востребованы в республиканской системе госуправления отраслью образования. Также, как уже говорил, мне весьма импонирует нынешняя команда. Сегодня узнаю отрасль образования с другой стороны. К тому же, сейчас в моем ведении все уровни образования, а не только высшая школа. Это позволяет смотреть на многие вещи комплексно.
В то же время, если вдруг республика перестанет нуждаться в моих услугах как госслужащего, думаю, найду, чем заняться. Тем более, у меня осталась масса нереализованных планов, в том числе и в университете. В частности, в текущем году планировал завершить подготовку к защите докторской диссертации. Но в связи с переходом в министерство, и как следствие нехваткой времени, эти планы пока "заморожены".
- Если все-таки появляется свободное время, чем занимаетесь?
- Провожу его с семьей. Ходим в кино, ездим на природу. Часть времени трачу на поддержку своих интернет-проектов, которых свыше десятка. Урывками удается заниматься наукой и преподаванием. Но, конечно, не так активно, как раньше.
По возможности занимаюсь и развитием отрасли информационных технологий в регионе в качестве президента некоммерческого партнерства “ИТ-Ассоциация Республики Коми” (ИТАРК).
- Вы – активный блогер. Таких чиновников в республике весьма мало. Что вам дает общение в сети как человеку и как профессионалу?
- Блог, социальные сети и другие web-сервисы я использую как дополнительный канал передачи и получения информации об отрасли, в которой тружусь. В нашей работе весьма важна обратная связь – мнение населения о тех или иных инициативах власти, об успехах и о “пробуксовках” на местах, о проблемах и сложностях, с которыми сталкиваются люди в детских садах, школах, учреждениях профессионального и дополнительного образования. Конечно, степень развития интернет-общения между властью и населением в республике оставляет желать лучшего, но этот формат есть, и грех его не использовать.
В блоге можно быть иногда чиновником, иногда преподавателем, иногда ученым, иногда просто человеком, которому хочется высказаться на какую-то жизненную тему. В официальных публикациях и в пресс-релизах ты ограничен определенными нормами, в том числе негласными. Блог же значительно расширяет возможности контактов с людьми.
- Посоветовали бы другим представителям власти такой формат общения с населением? На ваш взгляд, почему так мало чиновников ведут свой блог?
- Блог, соцсети позволяют встать всем, и представителям власти, и населению, на один уровень общения. Извините за сравнение, но в интернете, как и в бане, все равны. Другое дело, что большинство чиновников по различным причинам к этому не готовы.
Вспомним и про достаточно жесткие регламенты на внешнюю активность. Многие госслужащие просто боятся проявлять себя в соцсетях. Есть стереотипы и установки, которые десятилетиями формировались в чиновничьей среде. Преодолевать их трудно, но делать это надо. Рано или поздно ситуация потребует гораздо большего представительства власти на социальных интернет-площадках, нежели мы наблюдаем сейчас.
Своим коллегам, представителям исполнительной и законодательной власти республики, я бы посоветовал обратить внимание на такой мощный и эффективный канал коммуникации и обратной связи, как блоги, социальные сети и другие web-инструменты.
В то же время, блог, как и любой другой инструмент, должен использоваться весьма аккуратно. Впрочем, это отдельная большая тема для разговора.
- Давайте вернемся к вопросу о дополнительном образовании. В своем блоге вы писали, что оно должно перестать быть "придаточным". Что, по вашему мнению, необходимо для этого сделать? В Коми в этом плане ожидаются какие-то "сдвиги"?
- Не секрет, что дополнительному образованию как направлению отрасли в последнее время уделялось не столь много внимания, как, скажем, общему и дошкольному. Часто средства туда направляются по остаточному принципу. Учреждения допобразования, с одной стороны, неприхотливо довольствуются тем, что есть, с другой стороны - педагоги проявляют поистине чудеса изобретательности, применяя в своей деятельности самые разнообразные подручные средства. При этом оплата труда таких специалистов оставляет желать лучшего. Это несправедливо.
На самом деле, роль дополнительного образования весьма велика. Оно развивает различные, в том числе творческие, способности у детей, в то время как школа ориентирована, в первую очередь, на формирование знаний. Дополнительное образование позволяет обеспечить разностороннее развитие личности, поэтому ему необходимо уделять такое же пристальное внимание. Надо наращивать и правильно концентрировать ресурсы в допообразовании. И не только материально-технические, но и кадровые.
Я полностью согласен с Владимиром Путиным в том, систему дополнительного образования необходимо вернуть в сферу ответственности государства — на региональный уровень, оказывая поддержку и из федерального бюджета. Оплату педагогов допобразования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским, надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общей школы.
Некоторое время назад мы в инициативном порядке начали подготовку к модернизации дополнительного образования в Коми. Сейчас собираем фактологическую базу, изучаем опыт учреждений допобразования и комплексно анализируем их деятельность, выявляем стратегические и тактические точки роста для этого направления. Кстати, в апреле 2012 года состоится коллегия Министерства образования Коми, на которой мы всесторонне рассмотрим вопросы развития дополнительного образования в регионе.
- В Коми начался Год молодежи. На решении каких задач министерство образования сфокусирует свое внимание в этом году? Сформирован ли план мероприятий? Что легло в его основу? Поделитесь содержанием.
- Глава республики Вячеслав Гайзер в своем выступлении на заседании Госсовета Коми 16 февраля назвал основные приоритеты развития молодежной политики в регионе. Это профориентация, трудоустройство, бизнес-обучение и социальное проектирование для молодежи.
Откровенно говоря, до недавнего времени молодежной политике уделялось недостаточно внимания. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы сформировать новый пул проектов и инициатив, которые востребованы в молодежной среде и, в том числе, ею же предложены.
Буквально на днях закончится согласование плана мероприятий Года молодежи. Он был составлен с учетом предложений всех органов исполнительной, законодательной власти, молодежных движений республики, отдельных лидеров и активистов.
Важно отметить, что концепция Года молодежи и последующего стратегического развития молодежной политики в Коми предполагает активное участие молодых людей в социальных процессах, формирование партнерских отношений с властью. Для этого необходимо официально закрепить механизмы участия молодежи в процессах принятия решений, обеспечить господдержку молодежных организаций и инициатив, органам власти и общественности - более тесно сотрудничать в решении поставленных задач.
Могу назвать некоторые из основных направлений работы в 2012 году. Например, в республике будет создан проектный комитет (в виде ресурсного центра) для реализации молодежных инициатив. В части трудоустройства поможет программа стажировок учащихся и студентов на предприятиях, поддержка стройотрядов из числа студенческой, а также незанятой молодежи, в том числе сельской, и другие меры. Планируется усовершенствовать механизмы выделения земельных участков под строительство жилья для молодых специалистов и молодых семей на селе. Отдельный пласт работы будет посвящен популяризации здорового образа жизни среди молодежи.
- Одним из предложений от участников недавнего Республиканского слета-семинара молодежных лидеров было проведение лагеря блогеров в Коми, который бы позволил выстроить взаимодействие между республиканскими властями и пользователями интернета, пишущими на общественно-политические темы. Вы поддерживаете эту идею?
- Безусловно. Более того, когда мы организовывали этот слет-семинар в конце января, то приглашали на него и активных блогеров. Но по разным причинам многие из них отказались. В основном, ссылались на текущую занятость, что вполне понятно, так как мероприятие начиналось в будний день, утром. Сыграло свою роль и то, что слет был организован в довольно сжатые сроки, что не позволило многим желающим поучаствовать, спланировать свое присутствие. Но, все-таки нашлись блогеры, которые смогли принять участие и конструктивно поработали в составе своих групп.
Если говорить о ближайшей перспективе, то инициатива участников слета о проведении лагеря блогеров будет реализована. В каком формате – подумаем. Возможно, под проект будет выделена отдельная секция на одном из крупных молодежных мероприятий в 2012 году.
Беседовала Надежда Горчева.