Новости Республики Коми | Комиинформ
Андрей Шопша
МС и агентство БНКоми при поддержке агентства "Комиинформ" продолжают цикл интервью с молодыми журналистами "Новые медиа-лица республики". Сегодняшний наш собеседник - фотокорреспондент газеты "Красное знамя" Андрей Шопша.
Краткая биография: родился в 1978 году в Полтаве. Позже семья перебралась в Сыктывкар. С 1985-го до 1993 года жили в Визинге, после чего вновь переехали в столицу Коми. В журналистике - с 2008 года.
- Ты ведь не так давно начал заниматься фотографией.
- Первый фотоаппарат я купил в 2007 году. Были у меня до этого "мыльницы". Что-то пробовал снимать, но мне это не было интересно. Я тогда музыкой занимался в разных панк-группах вроде "Счетчиков Геббельса".
- И Anal Bombers…
- Да, был такой проект. Где-то в 98-м году я все это дело бросил по разным причинам.
- По каким?
- Надо было работать, на что-то жить, плюс увлечение наркотиками сказывалось. С деньгами все было как-то хреново, и я пошел работать в охрану. Был такой резкий перескок из панка в охранники. Там я довольно долго проторчал. Времени было много свободного, и параллельно я делал какие-то интернет-проекты. На бирже играть пробовал. Правда, не очень удачно. К фото пришел через интернет. Когда им пользовался, видел какие-то клевые фотки, и захотелось попробовать самому. У меня тогда имелись кое-какие свободные деньги, и я купил зеркалку цифровую. Начал снимать друзей, пьянки, свадьбы.
- Учился снимать спонтанно, или кто-то тебе в этом помогал?
- Ну к любому фотоаппарату есть инструкция, в которой практически все расписано. В художественном плане - смотришь, как другие снимают, и пытаешься сделать не хуже. Потом с опытом это все приходит, что-то - само, что-то вычитываешь в интернете. Даже сидя в Сыктывкаре, не посещая никаких кружков, можно получать вполне актуальную информацию.
- Есть ли какие-то люди, на которых ты ориентируешься или ориентировался раньше?
- Нет. Я очень много всего смотрю, свадебщиков всяких. Мне далеко до многих вещей - где-то опыта мало, где-то просто руки кривые. Но чтобы обозначать каких-то кумиров, такого нет. Хотя могу сказать, что для меня пример репортажной съемки - фотоагентство Magnum. Там много интересных фотографов, есть на что ориентироваться. А из русских… Очень много фамилий, которые, на самом деле, никому ни о чем не говорят.
- А как ты в профессию пришел?
- В профессию пришел по блату. У меня к тому времени были фотоаппарат, вспышка, объектив - все, чтобы снимать репортажи. Моя хорошая знакомая, подруга на тот момент, Таня Швецова работала в "Красном знамени" ответственным секретарем. Были тогда проблемы с фотографами (кто-то занят, и так далее), и как-то раз она попросила меня что-то снять. Один раз, через несколько месяцев - второй, третий...
- Я первую твою фотографию помню. Это, кажется, были какие-то коровы на первой полосе.
- Первая фотка, на самом деле, была опубликована летом 2008 года в "Аргументах и фактах" - что-то про велосипеды. Для "Красного знамени" я стал в конце того же года работать, раз-два в неделю, когда просили что-то снять. И тут произошел счастливый случай - Кирилл Затрутин уехал в отпуск, а у Юры Кабанцева сгорела вспышка (фотографы агентства БНКоми и "Молодежи Севера", в то время работали также в "Красном знамени"). Я остался в "Красном знамени" на две недели единственным фотографом. Параллельно позвали снимать в БНКоми. И на полмесяца я очень плотно во все это погрузился. Мне понравилось. Я уволился с работы и стал внештатно снимать для разных изданий.
- Если не ошибаюсь, ты тогда работал кинологом.
- Да, я работал кинологом на одном сыктывкарском охранном предприятии. Года три или четыре кормил и воспитывал собачек.
- Эти навыки как-нибудь пригодились?
- Разве что тем, что в экстремальных ситуациях не нервничаю и спокойно отношусь к агрессии в свой адрес. Пофигизм какой-то приобрел.
- Ты долгое время был единственным фотографом в газете. Этот период на качестве снимков не сказался? Конкуренции не было, и какой бы ни получился снимок, ты знал, что его опубликуют.
- С одной стороны, это расхолаживало. С другой - я в то время участвовал в отборе снимков для номера. Спорил с редактором, доказывал свою позицию. Соответственно, видел какие-то косяки в своих фотографиях. К взрывному росту качества снимков это, разумеется, не приводило, но постепенно я развивался. А вообще я за конкуренцию в редакции. Конечно, когда новые люди пришли, появился и момент ревности - когда человека отправляют на интересную съемку, а ты идешь снимать "пиджаков". Но работа есть работа.
- С другими фотографами, вне редакции, чувствуешь конкуренцию? Момент соревновательности присутствует?
- В принципе, нет. Все снимают по-разному, все видят по-разному. Лучше, хуже - это вещи достаточно абстрактные. По-моему, один из лучших репортажных снимков среди наших сыктывкарских фотографов - у Юры Кабанцева, он во время последних выборов в Госсовет был сделан: по школе идут менты, а на них из-за решетки смотрят дети. Очень сильный образ. Что теперь, ревновать к этому? Я только рад за него.
- Ты говорил, что приходится снимать "пиджаков". Наверняка, это основная часть твоих заданий.
- Плюс работы в газете как раз в том, что такие задания не оставляют подавляющего большинства. Людей каких-то доводится снимать, "культурку", "социалку".
- Что больше всего нравится снимать?
- Движухи всякие - митинги, демонстрации, желательно несанкционированные. То, где есть адреналин какой-то. Когда я начинал снимать, было очень много азарта: что-то словить, какой-нибудь ракурс интересный, жест. Но так как со временем это все равно превращается в рутину, хочется нового адреналина. И время от времени я его получаю.
- Один из твоих лучших репортажей - пожар на ЛДК, который ты снимал в мае. Это было задание редакции?
- Нет. Я еще днем заметил дым. Эта свалка ведь не первый год горит, просто в тот день дым вынесло в город. Было бы просто глупо туда не поехать и не снять. Днем я был занят, поэтому поехал туда к вечеру. Соответственно, вышли более-менее красивые картинки.
- А не замечал такого, что когда ты снимаешь для себя, получается лучше?
- Ты знаешь, нет. В основном то, что я снимаю, я снимаю по работе.
- Не так давно ты завел блог. Нет соблазна оставлять для него те фотографии, что получше?
- Нет. Если ты заметил, там на фотографиях, как правило, стоят ватермарки. И если написано "Андрей Шопша", значит, я снимал для себя. Если же "Андрей Шопша, "Красное знамя" - это редакционные снимки.
- Что прибыльней - снимать свадьбы или работать в газете?
- По соотношению затраченного времени и полученных денег прибыльней снимать свадьбы. Но они в основном приходятся на определенный сезон - на лето. Но, кроме прибыли, есть и интерес. Репортажи мне снимать интересней, чем свадьбы.
- Мы начали разговор с музыки. Ты ее окончательно забросил или временами берешься за бас-гитару?
- Практически окончательно. Я ее даже слушаю сейчас очень мало.
- Есть какие-то еще увлечения, помимо фотографии?
- Ой, в тренажерный зал сейчас стал ходить (смеется). Серьезно. Уже с месяц. Здоровый образ жизни. Правда, курить начал параллельно.
- Видишь ли ты себя в будущем крутым фотокорреспондентом?
- Мне один журналист объяснил такую штуку, что можно расти вверх в профессии. Приехать в Москву, устроиться в новостное агентство, потом в специализированное. А можно расти вглубь. Вот ты сидишь в Сыктывкаре, находишь что-то интересное. Если брать многих московских фотографов, они в Москву приезжают только для того, чтобы побывать с семьей, отдать снимки. И уезжают. Не только в Ливию, в Чечню, но и по стране. Есть много интересных тем. За что не люблю фотохудожников? Люди снимают одни и те же черно-белые снимки, например, а это все уже снято сто раз. Есть жизнь - на улице, за окном, в соседней деревне, - которую мы не видим и не знаем. Находить такие темы мне сейчас интересней, хотя я к этому пришел совсем недавно. Гораздо интересней найти то, чего никто не снимал, чем сидеть в студии и фотографировать черно-белых голых девушек. Хотя к девушкам тоже интерес есть.
- О выставке не думаешь?
- Мне даже предлагали ее провести, но я отказался. Мне еще рано. Есть снимки, за которые мне не стыдно, но для выставки их явно маловато.
Беседовал Николай Вокуев.