Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью генерального директора компании «КонсультантПлюсКоми» Владимира Ермолина агентству «Комиинформ»

10 декабря 2007 года 12:25

У бизнесменов, рискнувших в конце шальных 80-х открыть свое собственное дело, судьбы сложились по-разному. Наиболее успешную предпринимательскую карьеру сделал генеральный директор «КонсультантПлюсКоми» Владимир Ермолин. Что же все-таки является главной составляющей успеха в бизнесе: везение, верно выбранный деловой партнер или, быть может, верный спутник твоей жизни? Поводом для интервью стало приближающееся 15-летие возглавляемой им компании. День рождения – повод, чтобы оглянуться назад, оценить пройденный путь, пересчитать партнеров, соратников и друзей.

– Владимир Степанович, только вы знаете, как КонсультантПлюс появился в Сыктывкаре и в Республике Коми. Раскроете секрет?

– Прародителем компании стал научно-производственный кооператив СБИС, который мы с партнерами решили организовать в 1988 году. При этом я параллельно продолжал работать заместителем директора кустового информационно-вычислительного центра «Комитяжстрой». В кооперативе нас было несколько человек, мы занимались поставками в Сыктывкар только-только появившихся в нашей стране персональных компьютеров, комплектацией компьютерных классов для школ, разработкой программ для персональных компьютеров. В офисе у нас обязательно стояла самая последняя модель компьютера, мы практически первыми научились пользоваться скоростными возможностями электронной почты и выходить за информацией во всемирную паутину… Мы раньше всех остальных осваивали новые технологии. Любопытство ко всему новому и помогало нам строить свой бизнес.

Кто-то из наших клиентов однажды бросил идею: а нельзя ли ввести в компьютер необходимые для работы законодательные акты? Мы этим вопросом тоже озадачились и вскоре нашли объявление о поиске партнеров по продвижению информационно-правовых баз в регионы. Я тут же выехал на переговоры в Москву, в НПО ВМИ, которое как раз и занималось созданием сети КонсультантПлюс по всей стране. Эта короткая встреча в декабре 1992 года круто изменила нас и наш бизнес и позволила нам сделать огромный рывок вперед. Кстати, название НПК СБИС до сих пор сохранилось в адресах нашего корпоративного сайта и электронных почтовых ящиков наших сотрудников.

– Интересно, в декабре 1992 года вы себе представляли, каким будет ваш бизнес через 15 лет?

– Во сне бы не приснилось, что будет через 15 лет! В 92-м, когда все только начиналось, в компании было 10 человек. Мы все делали сами. К концу 2007 года мы достигнем нового рубежа: коллектив компании дорос до 300 человек, учитывая сотрудников головного офиса в Сыктывкаре, наших дочерних предприятий и представителей «КонсультантПлюсКоми» в городах и районах. К слову сказать, из первой команды, кроме меня, в компании продолжают работать еще двое сотрудников: Елена Пелевина и Любовь Малышева. Через несколько лет они стали моими заместителями, а с недавних пор Елена Владимировна занимает должность исполнительного директора компании, а Любовь Владимировна – финансового директора.

– Оцените минувшие 15 лет. Что давалось легко? Чему приходилось больше уделять внимания?

– Наша первая пятилетка – 1992-1997 годы – была пятилеткой безудержного роста: продажи шли легко, спрос на СПС КонсультантПлюс был невероятно высокий. Мы сделали ставки на уникальный продукт, качественный сервис и хороших специалистов, и не ошиблись. Поначалу большой проблемой были кадры, и чтобы решить ее, мы пошли на создание учебного центра, где сами готовили и до сих пор готовим специалистов по сопровождению справочно-правовых систем.

В 1998 году у нас в компании насчитывалось уже более 30 сотрудников, появились клиенты в Ухте и других городах республики, но грянувший дефолт недвусмысленно поставил перед нами вопрос: как сохранить и клиентов, и бизнес. Все без исключения члены коллектива поддержали идею урезать зарплату наполовину… Так мы смогли пережить нелегкие времена.

Вторую пятилетку – 1998-2002 годы – я бы назвал пятилеткой лидерства, а 2003-2007 годы – пятилетием стабильного развития. В последние годы рынок правовых услуг насыщается за счет новых продуктов, новых информационных ресурсов, а они, как правило, появляются, исходя из потребностей наших клиентов. Если на первом этапе нашей главной задачей было обеспечить клиентов специализированными системами и быстрым поиском документов в них, то на следующем этапе мы предложили им подборки документов по волнующей их проблеме.

Новый виток развития наших систем – создание специальных информационных банков, в которых можно найти уже готовое решение по интересующему вопросу или проблеме. Юристов мы «вооружили» решениями арбитражных судов всех 10 округов, а совсем недавно наши эксперты, обобщив судебную практику по конкретным вопросам, выдали всем желающим подборки судебных решений. Бухгалтеры получили в руки тематические подборки по ключевым налогам, ответы на вопросы, как по бухучету, так и по налогообложению. Наш девиз – «КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка!» – воплощается в жизнь: мы помогаем специалистам принимать верные решения.

– В чем особенность КонсультантПлюс?

– Изюминкой нашего бизнеса был и остается сервис, которым мы гордимся: в стране пока мало кто оказывает услуги на таком высоком уровне. СПС – достаточно сложный продукт, поэтому у нас разработаны программы обучения клиентов огромным возможностям системы. Даже если базы клиента пополняются посредством электронной почты, то наш сервисный инженер все равно приходит к нему, чтобы дать компетентные ответы на любой вопрос о системе, оказать необходимую помощь. Специалисты нашей «горячей линии» в режиме реального времени реагируют на просьбы пользователей систем КонсультантПлюс. Пять лет назад в компании были внедрены стандарты качества сервисного обслуживания клиентов, от которых мы не отступаем.

– Что сделано на пять баллов? Чем гордитесь больше всего?

– Главное достижение работы всей нашей сети, состоящей более чем из 300 региональных информационных центров и десятков тысяч их сотрудников, состоит в том, что за 15 лет в России и в Республике Коми создана новая высокотехнологичная отрасль экономики, основанная на интеллектуальном продукте и уникальной инновационной технологии. Технология КонсультантПлюс является безусловным лидером этой отрасли.

Другой не менее важный результат минувших 15 лет – право стало доступным каждому человеку. Вспомните, чтобы найти 15 лет назад постановление или указ, надо было перелопатить в библиотеке несколько подшивок газет и журналов… Сегодня достаточно нажать пару кнопок на компьютере, – и требуемый документ у вас на столе. Причем любой нормативно-правовой акт одинаково легко доступен как чиновнику в органах власти, специалисту предприятия (бухгалтеру, кадровику, юристу), так и каждому преподавателю и студенту (для этого несколько лет назад мы запустили некоммерческий проект «КонсультантПлюс:ВысшаяШкола» и программу поддержки российской науки и образования), а также любому учителю и школьнику (именно ради них существует проект «КонсультантПлюс:СредняяШкола») и каждому жителю республики, который получит любой документ, если заглянет в ближайшую библиотеку.

Я лично горжусь этими результатами, а также своей причастностью к строительству правового государства.

– Многие годы «КонсультантПлюсКоми» держится в первой пятерке лидеров сети. Что помогает оставаться на плаву? Легко ли быть лидером?

– Я всегда ставлю перед коллективом максимально высокие цели, и мы добиваемся их воплощения. Конечно, мы стараемся создать для этого все условия: у нас работает система непрерывного повышения квалификации сотрудников, появился современный красивый офис в центре столицы. Быть лидером непросто! Но и останавливаться на достигнутом – это не в моих правилах. Бизнес захватывает, как езда на велосипеде: если уж сел, то надо крутить педали!

Этот год юбилейный не только для нашей компании, весной мы праздновали 15-летие создания сети КонсультантПлюс. Приятно отметить, что 10 представителей нашего регионального центра были приглашены в Москву на торжества и удостоены специальными медалями «Знак почета КонсультантПлюс». Меня на этой церемонии наградили орденом «Золотая звезда КонсультантПлюс». Он достался еще 29 руководителям региональных компаний. Пожалуй, это самая высокая награда, когда твои профессиональные заслуги отмечены уважаемыми коллегами. Это дорого стоит!

День рождения компании в городах и районах мы отмечаем вместе с нашими давними клиентами, приглашая их на итоговые конференции. На одной из них заместитель главы администрации Ухты Владимир Мосеев признался, что за все время пользования система КонсультантПлюс ни разу не подвела и обещанные полнота, достоверность, надежность всегда гарантированы. На таких встречах приятно слышать от наших клиентов слова благодарности в адрес представителей и партнеров компании «КонсультантПлюсКоми» в городах и районах.

А бывают и совсем неожиданные комплименты, без всякого повода. Звонит мне как-то главный бухгалтер одного из столичных предприятий и, оторвавшись от своих насущных дел, просит отметить сервисного инженера, который сопровождает установленные на ее компьютере системы… После этого хочется работать еще больше.

– Часто показателем популярности служит анекдот. Есть ли анекдоты о системах КонсультантПлюс?

– Насчет анекдота сомневаюсь, – надо спросить у пользователей. А вот расхожая фраза, которую рядовые налогоплательщики, наверное, не раз слышали из уст сотрудников налоговой инспекции: «Ищите в «Консультанте»: там все есть!» – вполне может свидетельствовать о нашей популярности.

– Владимир Степанович, ваша профессиональная карьера делится ровно на две части: почти 20 лет отданы ИВЦ «Комитяжстроя», где вы выросли из рядового инженера до заместителя директора, 19 последних лет вы заняты бизнесом. Какая из этих половинок важнее?

– И здесь, и там свои плюсы. Там была стабильность, дружный коллектив. От успехов в бизнесе я получаю огромное моральное удовлетворение, естественно, и экономический результат здесь гораздо выше. Многие из моих коллег не нашли себя в новых условиях, мне повезло больше: КонсультантПлюс стал делом моей жизни. Сегодня бизнес вошел в стабильное русло, рядом со мной работают надежные помощники, а за спиной стоит большой коллектив, настоящие профессионалы и единомышленники. Так что в последние годы я уже могу спокойно уезжать в командировки или в отпуск и быть уверенным, что в мое отсутствие ничего не случится.

Кто-то ради карьеры жертвует семьей и личной жизнью. У меня все сложилось: и бизнес, и семья. Наверно, в этом большая заслуга моей второй половинки, моей верной спутницы Антонины Михайловны. А может, именно она и есть главная причина всех моих успехов?!

Моя супруга взвалила на себя все хлопоты по дому и все семейные заботы. Она не только мне позволила все силы отдавать бизнесу. Тонечка поставила на ноги троих наших внуков, а сейчас нянчит уже четвертого, давая возможность нашим дочерям и их мужьям принимать активное участие в жизни компании. Она каждый раз полушутя-полусерьезно выгоняет всех из дому: «Марш на работу, папе одному тяжело!»

У нашей компании большие перспективы, и я очень рад, что это понимают мои дети. Они с интересом занимаются бизнесом сегодня и, я уверен, продолжат его, когда я отойду от дел.

Беседовала Галина ЛАВРИНЕНКО.