Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью главы муниципального района – руководителя администрации «Ижемский» Петра Дитятева агентству «Комиинформ»

2 ноября 2007 года 15:14

Петр Николаевич Дитятев занял пост главы администрации Ижемского района Коми по итогам прошедших 11 марта текущего года выборов. О проблемах социально-экономической жизни района, с которыми столкнулся после вступления и их решении Петр Дитятев рассказал в интервью агентству «Комиинформ».

- Петр Николаевич, расскажите о себе и о том, почему Вы приняли решение вступить в борьбу за пост главы Ижемского района.

Я родился и вырос в Коми. После окончания Сыктывкарского медицинского училища служил в армии. После прохождения службы в рядах Вооруженных сил учился в Архангельском медицинском институте, а в 1982 году закончил годичную ординатуру в Коми республиканской больнице. С 1982 года я работал хирургом Ижемской районной больницы, а с 1999 года – ее главным врачом.

Два раза земляки избирали меня депутатом – в первый раз депутатом тогда еще Верховного Совета Коми АССР XII созыва, во второй раз я был избран депутатом Госсовета Республики Коми II созыва.

В этом году принял решение участвовать в выборах главы муниципального района «Ижемский», чтобы улучшить жизнь земляков. Нельзя сказать, что мой предшественник ничего не сделал, но хочу отметить, что наши с ним позиции по многим вопросам решения проблем района различны.

- С какими проблемами района Вы столкнулись после вступления в должность?

Во-первых, должен обратить внимание на то, что наш район очень отдаленный, а во-вторых, аграрный. Главная же проблема для нас – это автомобильные дороги. От Ираеля до районного центра дорога есть, а дальше уже начинаются большие проблемы с доступностью.

Да и с дорогой до Ухты не все так просто. Есть участок «серпантина» - 73 километра, который постоянно разбивается большегрузными машинами и становится непроезжим. А ведь по этой дороге завозятся практически все продукты питания в район.

Есть еще одна проблемная дорога для лесных поселков нашего района Том и Керки. Она не обслуживается Дорожным Агентством Коми, а для нашего бюджета поддерживать эту дорогу – неподъемная задача. Надо отметить, что данная дорога проходит по трем районам.

Вторая основная проблема, как я уже отметил, связана с сельским хозяйством, точнее, с его развалом. Отсюда вытекает наличие большого процента безработных в общей массе трудоспособного населения. Если в райцентре и поселке Щельяюр с работой еще более-менее, то в отдаленных пунктах Припечорья население просто лишено работы. В советское время в районе действовал большой леспромхоз «Ижемский», он ежегодно заготавливал до 250 тысяч кубометров древесины. Сегодня этого предприятия фактически нет.

- Что удалось сделать Вам и Вашей команде для преодоления «дорожной» проблемы?

В этом году отремонтировали дорогу на Нижний Одес. Мы долго добивались решения этой проблемы. С главой Усть-Цилемского района специально выезжали на совещание с главой администрации Сосногорского района – через этот район проходит дорога, связывающая Ижму и Усть-Цильму с центром республики. Совместными усилиями добились выделения средств республикой через Дорожное Агентство. Да и предприниматели Ненецкого округа нам помогли – ведь это как раз они и завозят грузы в округ по этой дороге, и именно они вносят основной вклад в ее разрушение. У них слишком тяжелая техника, которая быстро разбивает грунтовку.

Остро стоит вопрос с незаасфальтированным пока участком дороги Щельяюр-Ижма длиной 22 километра. Там ежедневно проходит до 500-600 машин, очень большой грузопоток в Ненецкий округ, где ведется интенсивное строительство. Как только прогрейдеруем дорогу заново – на следующий же день большегрузный транспорт разбивает дорогу. Для решения этой проблемы будем добиваться асфальтирования дороги.

- Какие меры осуществляет администрация для развития сельского хозяйства в районе?

Прежде всего, хочу отметить, что прошли уже два года после принятия приоритетного нацпроекта по развитию агропромышленного комплекса. И мы в районе проводим работу в этом направлении.

Так, жители района больше всех по республике взяли льготных кредитов по домашним подворьям – всего 182 владельца на сумму более 11 миллионов рублей. За счет кредитов многие личные подсобные хозяйства приобрели сельхозмашины и тракторы для заготовки кормов. В этом секторе сельского хозяйства на сегодняшний день содержится около 1600 буренок, тогда как в крестьянско-фермерских хозяйствах их около 500 и столько же в агропредприятиях. К сожалению, пока в сельхозпредприятиях идет снижение поголовья крупного рогатого скота, но личные подворья ижемцев наращивают показатели. Кроме того, в районе получило некоторое развитие свиноводство.

Удои в крестьянско-фермерских хозяйствах за 9 месяцев текущего года возросли по сравнению с тем же периодом прошлого года на 562 килограмма – вроде, немного, но после многолетнего развала в отрасли и этот результат нас радует.

Сельхозкооператив «Припечорье», кстати сказать, открыл в этом году в Брыкаланске молокоприемный пункт, а также капитально отремонтировал и модернизировал свой маслозавод.

Агропредприятия до сих пор являются, если можно так выразиться, «селообразующими», поскольку от их деятельности зависит судьба практически всех населенных пунктов района. Администрация муниципального района «Ижемский», в свою очередь, предпринимает все, что от нее зависит, для развития и укрепления сельского хозяйства района.

- Как обстоят дела с оленеводством?

Одним из наиболее стабильных сельскохозяйственных предприятий является СПК «Ижемский оленевод». Оно работает успешно, сейчас в нем насчитывается более 40 тысяч оленей. Здесь стабильная заработная плата и самая высокая среди сельхозпредприятий района – более 6 тысяч рублей.

Сейчас «Ижемский оленевод» зарегистрирован в Ненецком округе, что выгоднее для предприятия, так их дотации на оленеводство выше, чем в Коми. Я не принуждаю их отказаться от регистрации в округе – ведь больший объем поддержки дает людям возможность больше зарабатывать. Мы живем в рыночных условиях, надо это четко осознавать.

Кстати сказать, каждый год около 70 ребят – детей оленеводов – в летние каникулы проводят время вместе с родителями в тундре, приобщаясь к традиционной профессии.

- В последние годы в районе расширяют свою работу нефтяные компании. Какие пожелания районных властей реализуются в практике деятельности нефтяников?

В нашем районе работает «ЛУКОЙЛ-Коми», мы с ними хорошо сотрудничаем. Я прекрасно понимаю – для развития экономики района должны создаваться предприятия, которые должны получать прибыль и платить налоги. Обидно, правда, что все налоги от деятельности предприятий уходят в Москву. Хотелось бы, чтобы часть этих денег оставалась на муниципальном уровне.

Но наши нефтяники с пониманием относятся к нуждам и проблемам района. В этом году с «ЛУКОЙЛ-Коми» мы заключили договор о социальном партнерстве, согласно которому они нам оказывают помощь на 7,2 миллиона рублей. И, отмечу, договор этот неукоснительно выполняется. Так, более 1,5 миллионов рублей компания перечислила на помощь сельскому хозяйству района. На эти средства мы модернизировали цеха по переработке молока. Более 2 миллионов рублей «ЛУКОЙЛ-Коми» выделил на скважину питьевой воды в деревне Вертеп. На средства нефтяников мы получили два трактора «Беларусь» с прицепами для Ижмы и Щельяюра, которые задействуем на уборке мусора.

Нефтяники закупают для нас медицинское оборудование. Например, в позапрошлом году на эти цели было выделено 3 миллиона рублей. Помогает «ЛУКОЙЛ-Коми» школам, приютам.

Еще хочу отметить, что нам удалось заключить договор о социальном партнерстве с «Севергазпромом», хотя они не ведут деятельность на территории нашего района. Если «ЛУКОЙЛ-Коми», выделяя для района средства, сам закупает и поставляет оборудование, то «Севергазпром» просто выделяет деньги под социально значимые проекты. Не могу не отметить внимание, которое уделяет нашему району депутат Госсовета Республики Коми генеральный директор «Севергазпрома» Анатолий Захаров. Так, на 700 тысяч рублей, выделенных газовиками, нам удалось в этом году заменить ветхие трубы водопроводов. Также «Севергазпром» направил 800 тысяч рублей для покупки автобуса для школы в поселке Том.

- Помогают ли району национальные проекты?

Безусловно, реализация национальных проектов помогает нам жить, в них очень много положительного. Можно смело сказать, что федеральный центр повернулся лицом к селу.

Раньше нам поступали санитарные автомобили – «буханки», в этом же году пришли прекрасно оборудованные «Газели», помощь больным можно оказывать прямо в автомобиле во время перевозки. По нацпроекту «Здоровье» поступило современное лабораторное и диагностическое оборудование - портативный ультразвуковой сканер, фиброгастроскоп, фиброколоноскоп, рентгенаппарат.

По нацпроекту «Образование» ситуация несколько странная. Поступают автобусы для перевозки детей не укомплектованные специальным оборудованием. Нас начинает по этому поводу теребить прокуратура – получается, из-за чьего-то головотяпства страдают директора школ, в конце концов, сами дети. Надо, мне кажется, более серьезно относиться к проработке таких вопросов.

В этом году все образовательные учреждения, дошкольные, а также учреждения здравоохранения оборудовали противопожарной сигнализацией.

- Оказывает ли помощь администрации, району деятельность ведущей на сегодня партии «Единая Россия»?

Скажем так, нацпроекты – это как раз результат деятельности «Единой России». Благодаря нацпроектам все почувствовали, что жизнь начала улучшаться. Это почувствовали, прежде всего, сами люди. И, как результат, в районе активизировалось жилищное строительство. Сейчас в стадии возведения по населенным пунктам района находится примерно четыре с половиной сотни домов. Проблемы у застройщиков есть только в Ижме, где не хватает земель для возведения домов. Администрация выделила участок площадью 23 гектара – это примерно на 130 домов. Готовится еще один участок площадью 73 гектара, но он пока находится в составе лесного фонда. Думаю, когда подготовим этот участок, проблем с местом под застройку не станет.

- Есть ли у Вашей команды планы, некие стратегические задумки на будущее?

Стратегическая задача – дороги. Пока с ними не разберемся, проблем не решить. На будущий год надо добиться включения дороги Ижма-Щельяюр в план работ Дорожного Агентства, очень долго мы к ним обращались с этим.

В прошлом году было много нареканий от населения по перевозке пассажиров теплоходами по Печоре. В этом году обслуживали два теплохода, и народ остался доволен, так что практику эту продолжим.

Ведется работа по созданию новых рабочих мест. Это и новые проекты так называемого экотуризма, только-только начавшего развиваться в районе, и создание рыболовецких бригад в Припечорье – два наших предпринимателя организовали бригады по вылову рыбы на отдаленных водоемах.

Уже сейчас востребован и будет еще более востребован лес. Так, предприятие «Изьва-строитель» зимой заготавливает лес в Ижемском районе, здесь же на месте рубят дома, а летом перевозят их в Ненецкий Автономный округ. То же самое можно развивать на базе бывшего леспромхоза – там хорошие леса. С вывозкой древесины, думаю, мы решим вопрос.

Отдельная задача – замена наплавного моста через реку Ижма в районном центре. Сейчас мост ставится из больших неуклюжих барж, их надо рано снимать перед ледоставом, потом весной так же долго приходится устанавливать – всего уходит до двух месяцев. И все это время нет дороги в Заречье, где живет пять тысяч человек – больше, чем в самой Ижме. А из Заречья порядка 250 человек ежедневно ходят на работу в Ижму. В настоящее время мы прорабатываем вопрос с установкой понтонного моста по конверсии из запасов армии. Если удастся заполучить такой мост, его можно будет легко и быстро ставить и убирать – время отсутствия переправы сократится.

Беседовал Юрий Попов.