Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью председателя Совета Сыктывкара Сергея Ивкина агентству «Комиинформ»

24 сентября 2007 года 15:43

 14 сентября в Калининграде состоялось заседание Координационного совета представительных органов местного самоуправления муниципальных образований России, в котором принял участие председатель Совета Сыктывкара - глава муниципального образование городского округа «Сыктывкар» Сергей Ивкин. Один из рассматриваемых вопросов был посвящен довольно острой проблеме многих регионов – реформированию жилищно-коммунальной отрасли. Об итогах Координационного совета в интервью агентству «Комиинформ».

Сергей Николаевич, 21 июля этого года был принят Федеральный закон РФ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В чем суть этого закона?

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Владимир Путин заявил о необходимости самого пристального внимания Правительства страны к оказанию помощи местным самоуправлениям по капитальному ремонту жилого фонда. Поэтому муниципальное сообщество России ожидало этот закон с нетерпением и тревогой. Да, закон, в котором содержатся деньги, необходимые для капитального ремонта и переселения граждан из ветхого жилья, был принят Государственной Думой ФС РФ и одобрен Советом Федерации в июле 2007 года.

Но, ознакомившись с законом и обсудив его на муниципальных форумах, руководители представительных органов местных самоуправлений городов России отметили, что воспользоваться ресурсами, заложенными в Фонде содействия реформированию ЖКХ местным самоуправлениям, крайне затруднительно.

В чем, по вашему мнению, причина?

Авторы закона намеревались самым жестким образом стимулировать местное самоуправление и жилищно-коммунальное хозяйство России к переходу на рыночные рельсы. И это правильно. Но тот объем работ, который необходимо выполнить для того, чтобы получить ресурсы на капитальный ремонт, переселение граждан из ветхого жилья, таков, что ставит под сомнение возможность его исполнить в период, когда Фонд будет открыт, то есть с 1 января 2008 года до 1 января 2012 года включительно.

Поясните, пожалуйста.

В законе предусмотрены такие условия, исполнение которых даже не зависит от усилий субъектов Федераций и муниципальных образований.

Например, участие граждан - квартиросъемщиков, либо товариществ собственников жилья в выплате 5 (!) % средств от стоимости ремонта многоквартирного дома. При средней стоимости капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с перечнем всех необходимых работ стоимость такого ремонта в настоящее время определяется в суммах 100-120 млн. рублей Соответственно, 5% с этих сумм составит как минимум 5 млн. рублей! В современной России для жителей многоквартирных домов и даже товариществ собственников жилья невозможно.

Мы полагаем, что софинансирование стоимости ремонта многоквартирных домов со стороны жителей должно быть снижено до разумных пределов. Объем софинансирования со стороны квартиросъемщиков, собственников квартир, ТСЖ мог бы определяться решением органов местного самоуправления в зависимости от стоимости капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.

Что будет с домами, жители которых не определились со способом управления?

К сожалению, они исключены из перечня на получение государственной поддержки. Мы считаем это крайне несправедливым, потому, что жители именно таких домов в первую очередь нуждаются в помощи и поддержке.

Что еще препятствует успешной реализации закона?

Финансовая составляющая. К примеру, требование Федерального закона о проведении до 1 января 2011 года работ по наделению многоквартирных домов землей и проведению государственного кадастрового учета сформированных земельных участков связано с серьезнейшими финансовыми затратам и, как минимум, должны также финансироваться за счет средств Фонда. Не меньших затрат требует подготовка проектно-сметной документации на каждый дом, а также проведение государственной экспертизы таких документов, что тоже должно финансироваться из средств Фонда.

Кроме того, с 1 января 2008 года управляющие компании будут принимать участие в выполнении работ по капитальному ремонту жилого фонда. Они должны иметь гарантии в том, что во время процесса проведения работ с ними не будут перезаключены договоры на управление жилым фондом, и, соответственно, должна быть гарантия сохранения таких договоров до 2012 года включительно, то есть до момента завершения работы Фонда.

Также мы считаем, что нужно исключить требования Федерального закона о том, что государственная помощь на указанные цели может быть предоставлена субъекту Федерации при условии, что в конкретном субъекте имеются не менее двух муниципальных образований, выполнивших все необходимые условия, предписанные законом. На наш взгляд, это существенно ограничивает возможности муниципальных образований, выполнивших все требования Федерального закона.

И последнее. Болезненным для муниципальных образований является требование закона о прекращении дотаций организациям коммунального комплекса в срок не позднее 1 января 2010 года, установление надбавок к тарифам на жилищно-коммунальные услуги для развития коммунальной инфраструктуры, а также прекращение перекрестного субсидирования, что неизбежно приведет к существенному росту квартплаты и коммунальных платежей, и, как следствие, к обострению социально-политической ситуации в местных самоуправлениях.

К какому выводу пришел Координационный совет?

Как видите, в законе есть много недоработок. Мы считаем, что необходимо смягчить условия предоставления государственной помощи на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Поэтому обратились к председателю Госдумы РФ Борису Грызлову, председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергею Миронову и министру региональногоразвития РФ Владимиру Яковлеву с просьбой создать на базе профильного Комитета Государственной Думы ФС РФ трехстороннюю комиссию с участием представителей Государственной Думы ФС РФ, Правительства РФ и представителей муниципальных образований, которая займется внесением поправок в данный Федеральный закон.

Беседовала Валентина Гончарова