Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью председателя ухтинского союза ветеранов Афганистана и Чечни Александра Пасечника агентству «Комиинформ»

13 февраля 2007 года 16:39

15 февраля вся Россия отмечает 18-ую годовщину вывода советских войск из Афганистана.

Война в этой южной стране продолжалась девять лет. Девять тысяч уроженцев Коми прошли армейскую службу в боевых условиях афганской войны, 80 из них не вернулись с полей сражений. Двое до сих пор считаются пропавшими без вести. Сегодня в республике живет 3800 ветеранов Афганистана. За последние годы около 150 "афганцев" из-за ранений ушли из жизни.

Для людей, которые знают о войне не понаслышке, жизнь делится на «до» и «после». Причем то, что происходит «после», складывается не всегда так, как хотелось бы. Для кого-то вернуться к нормальной жизни оказывается невероятно сложно. У Александра Пасечника годы войны тоже оставили глубокий след. Но он не опустил руки, а благодаря Афгану даже нашел себя.

Александр Пасечник призвался в армию в 1980 году. Хорошо подготовленный, крепкий парень был направлен в Витебскую воздушно-десантную дивизию, которая в 1979 году первой вошла в Афганистан. Осенью 1981 года Александр был уже в Кабуле. За полтора года службы Пасечник «исходил» практически весь Афганистан. На его счету десятки боевых операций. В середине срока службы Александр с серьезными ожогами лица и груди попал на месяц в госпиталь в Термез, а затем снова – в Кабул. В 1983 году Александр без труда поступает в Ухтинский индустриальный институт на специальность «Бурение нефтяных и газовых скважин». Через месяц он становится командиром оперативного отряда института, в который входили еще двое бывших афганцев, несколько десантников. Члены отряда контролировали порядок в общежитиях, разбирались в чрезвычайных ситуациях. На втором курсе института, в 1984 году, Александру и его друзьям стала очевидной необходимость создания афганской организации.

- Ребята возвращались с войны надломленными, а когда начинали обращаться во властные структуры с просьбой решить какие-то проблемы, зачастую слышали от них: «Я вас туда не посылал». Такое отношение властьимущих вызывало у ребят неадекватную реакцию, и это выливалось в приводы в милицию, скандалы. Пришло понимание того, что необходимо создать организацию, которая бы цивилизованно защищала интересы ветеранов.

- Организация с названием «Совет воинов запаса» стала первой не только в республике, но и в СССР…

- На тот момент я этого и предположить не мог. Период конца 80-ых – начала 90-ых был очень удачным для нашей организации. Мы создали фонд «Ветераны за мир» и получили возможность заниматься коммерческой деятельностью. Вели торговую деятельность с американцами, успешно закрепились на рынке страховых и издательских услуг. До середины 1995 года Совет воинов запаса, фонд «Ветераны за мир» направили порядка 700 тысяч долларов на помощь афганцам. Покупали для них квартиры, мебель, сантехнику. Тогда же был создан патриотический клуб «Авангард», который находился на полном содержании воинов-афганцев. Подростки активно занимались рукопашным боем, парашютным спортом. В их распоряжении были парашюты, тренажеры, образцы оружия и военной техники. В 1998 году грянул дефолт, и мы потеряли практически все. Организация, как таковая, перестала существовать.

- Тем не менее, сегодня существует Союз ветеранов Афганистана и Чечни, председателем которого Вы являетесь. После развала Совета воинов запаса, пришлось все начинать с нуля?

-Да. К решению о восстановлении организации подтолкнул анализ ситуации с воинами-интернационалистами, многие из которых или спились, или умерли. Сегодня Союз объединяет до 1000 человек. Одно из самых главных направлений в деятельности Союза – это работа с молодежью. Наверно, все жители республики знают о молодежном клубе «Сапсан». Более 200 юных жителей Ухты от 6 до 18 лет осваивают здесь рукопашный бой, парашютный спорт и боевые единоборства. «Сапсан» несет, на мой взгляд, очень важную миссию: уводит с улиц молодых людей, развивает их физически, готовит к службе в армии. Никакая «дедовщина» не страшна парням, владеющим боевыми искусствами. Да и родители, отправляющие своих детей в армию, чувствуют себя спокойнее.

- С какими проблемами люди обычно приходят в Союз?

- У ветеранов много проблем. К примеру, 50 «афганцев» стоят в очереди на получение жилья. Группа людей вообще никогда не получит от государства бесплатного жилья в связи с изменением в законодательстве. У ветеранов Афганистана и Чечни проблемы с лечением, медикаментами, в общем, работы хватает. Без преувеличения могу сказать, что несколько тысяч наших ровесников, возможно, выжили и живут только потому, что сохранилось воинское братство.

- Помочь кому-либо удалось?

- Безусловно, Безусловно, но перечислять то, что мы сделали и кому помогли, займет много времени. Организация выросла, не только стала взрослее, она перешла на иной, качественный уровень. Если раньше мы ходили по кабинетам и стучали кулаком по столу, добиваясь, чтобы интересы ветеранов учитывались, то сегодня мы пришли к пониманию того, что необходимо работать с властью в тесном контакте и на законодательном уровне решать наши вопросы. Я думаю такое сотрудничество перспективно.

- Вы самым первым забили тревогу в связи с кондопогскими событиями. Благодаря Вам в Коми была создана общественная комиссия по межнациональным отношениям и миграционным процессам. Каково ваше личное отношение к людям разных национальностей и в чем, по вашему мнению, состоит цель созданной комиссии?

- После кондопогских событий, громких заявлений Правительство РФ приняло ряд законов отвечающих, в общем, тем требованиям, которые мы выдвигали. Но необходимость создания такой комиссии не отпала. Поясню, почему. Закон, к примеру, и раньше не позволял прописывать в одной квартире 50 человек, но их прописывали. Проблема в людях, которые наблюдают и следят за исполнением этих законов. Поэтому общественный контроль, как инструмент воздействия на власть необходим. Я уважаю людей разных национальностей. У меня есть друзья из Кавказа, средней Азии. Человека нужно судить не по его национальной принадлежности, а по тому, как он себя ведет в нашем обществе. Если человек приезжает и пытается со своим уставом войти в чужой монастырь, то, понятно, он вызывает неприязнь не только у меня, но и у всех, в том числе, своих земляков.

Надо уважительно относится к той стране и к тем людям, которые тебя приняли.

- На ваших плечах, кроме общественной деятельности, еще была должность председателя Коми регионального отделения «Партии жизни». Вы вышли из нее после того, как партия влилась в «СР». Не жалеете о своем поступке?

- Нет, не жалею. Я не мог работать в новой партии по многим причинам. Первая, и пожалуй, самая главная - меня не устраивала личность председателя «Справедливой России» Сергея Катунина. Я говорил ему это в лицо, высказывался по этому поводу открыто. Естественно, у нас началось противостояние. Его назначили с Москвы руководителем, не поинтересовавшись мнением региональной организации. Все это привело к решению о выходе из партии. Тем не менее, это не говорит о прекращении моей политической карьеры. Меня поддержала «Партия национального возрождения «Народная Воля», предложив пойти под ее списком в качестве сторонника. Я с благодарностью принял это предложение и иду на выборы под крылом этого избирательного объединения. Уверен, что эта партия получит поддержку населения, поскольку имеет бесспорные преимущества благодаря своему потенциалу и качеству.