Новости Республики Коми | Комиинформ
В год своего 15-летия «Комиинформ» дает слово тем, кто работал в агентстве, кто делал это имя уважаемым и узнаваемым. Начнем с отцов-основателей.
Тогда: генеральный директор ГУП «Комиинформ»
Сейчас: зам. директора по управлению региональной сетью ЗАО ИД «Комсомольская правда», руководитель региональной Медиа-группы
- Павел, пожалуйста, об этапах большого пути «Комиинформа» с самого начала…
- Первую ленту «Коминформа» (именно с одной буквой «и»!) – это три или четыре новости всего - 21 октября 1996 года выпустило информационное агентство «Айлант». То есть это была лента частного, негосударственного информационного агентства. В то время у нас не было никаких связей, тогда еще не было Интернета, электронной почты… но у нас было понимание, как выстроить отношения с городскими и районными газетами. Схема интересная – через бартерный обмен информационных сообщений на рекламные площади в газете.
- Кто тебе тогда помогал? С кем ты работал?
- «Айлант» - это была структура Фонда развития Республики Коми. Мы плотно работали с Юрием Спиридоновым (в 1996 г – глава РК), Анатолием Каракчиевым (в 1996 г - первый замглавы РК, министр экономики), Анатолием Родовым (в 1996 г. - руководитель информационно-аналитической службы Фонда развития РК, затем пресс-секретарь Главы РК). Это те люди, которые помогали.
Если говорить об истоках, очень много добрых слов я бы сказал в адрес Андрея Расторгуева, который работал главным редактором и много сделал для обоснования концепции агентства. Редакторская и содержательная часть информационной ленты была на нем и на собкоре ИТАР-ТАСС Викторе Макарове, который тоже был нашим сотрудником. Мы работали, наверное, с лучшими журналистами города: Татьяна Борисевич, Нелли Мурыгина, Владимир Овчинников, Наталья Мельникова, Валерий Черницын редактировали первые ленты негосударственного тогда «Коминформа».
Первый договор мы – частная структура - подписали с Госсоветом. В то время это был прорыв. Сейчас министерства спокойно заключают договоры на информационное сопровождение, а в то время мы очень долго объясняли, что это такое, зачем и как. Тогда же мы выиграли грантовый конкурс Министерства печати России, нам дали денег на развитие системы сбора и распространения информации.
- Что вы брали за образец, когда создавали ленту? На какое-то агентство, может быть, ориентировались?
- Мы ориентировались на ТАСС. Все наши журналисты прошли ТАССовскую школу. В ТАССе они работали корреспондентами и обучались – и Дмитрий Челпановский, и Захар Волокитин, и Андрей Чернуха, и Ольга Мамакова.
В 1996, когда «Коминформ» был частным, вообще ничего подобного в регионах не было. Даже «Татинформа» еще не было. Мы были самые-самые первые. Когда мы учреждали «Комиинформ» государственный, «Татинформ» уже работал, и, разрабатывая нормативные документы, мы взяли что-то у Татарстана.
Большим нашим достижением была система доставки новостей. Я приезжал в ТАСС и рассказывал, как она работает. Тогда же не было Интернета, электронной почты, но каждое утро – и я этим гордился - редактор районной газеты неважно где – в Ижме, в Усть-Куломе – получал новости за весь вчерашний день. Как это делалось? АО «Связь» передало нам возможности своей корпоративной системы. Мы закачивали туда файлы, которые вместе с телеграммами поступали в узлы связи, которые были во всех районных центрах. Служба, которая распечатывает телеграммы, распечатывала и эти ленты. Машины, которые развозили телеграммы, эти листочки до 11 утра должны были доставить редактору газеты. Это был самый оперативный способ доставки. СПБ-ТАСС (Филиал ИТАР-ТАСС в Санкт-Петербурге) в то время доставлял новости районным газетам в конвертах.
Люди, которые помогали все это построить, - Викентий Козлов, Виктор Пляченко, Алексей Цыпанов.
- Вы сами устремились в ГУП (государственное унитарное предприятие), или это было желание власти - прибрать к рукам такую эффективно работающую информационную структуру?
- Многие недооценивают г-на Гришина (Алексей Гришин, в 1996 г – руководитель гдминистрации главы РК). Алексей Федорович с виду косноязычный, а голова его работала в плане реализации государственных задач очень четко. Мы тогда уже с ним обсуждали план строительства большого медиа-холдинга в Коми. Мы тогда уже говорили о своем региональном телеканале. Мы обсуждали, он высказывал свое видение. Это была воля Спиридонова, преломленная через юридическую, административную силу Гришина. Первые уставы мы согласовывали с Лилией Опариной (в 1998 г. – сотрудница Администрации Главы и Правительства РК), она давала правовую оценку, потому что ГУП «Комиинформ» был первой компанией, учрежденной администрацией региона.
- Тогда в названии появилась вторая буква «и»?
- Да, она появилась, потому что название «Коминформ» уже было зарегистрировано кем-то на тот момент…
…Первые лица республики - Спиридонов, его заместители - понимали, что информационное пространство надо строить, оно само по себе не возьмется. И строить его надо системно, чтоб был какой-то центр, в том числе и для того, чтобы новости о работе правительства моментально доходили до всех регионов, уголков республики и России. У нас был договор с ТАССом, Интерфаксом, ИМА-пресс – «Комиинформ» стал еще и окном в Европу. На лентах информагентств стали регулярно появляться новости из республики. Большая база подписчиков тогда еще была наработана – это и газеты региональные, и финно-угорские, и северо-западного округа. Много у нас было подписчиков-СМИ, которые эту информацию публиковали, озвучивали в теле- и радиоэфире. Очень высокая цитируемость была, потому что тогда и рынок не такой насыщенный был…
- …тогда, наверное, и пресс-служб в таком количестве не было …
- Совершенно правильно замечено. По сути, наши корреспонденты были внештатными сотрудниками пресс-служб …
- … и из «Комиинформа» исходила оригинальная информация, которую все охотно разбирали. Тогда же «Комиинформ» расслабил все остальные СМИ, потому что журналисты перестали самостоятельно искать новости…
- … тоже правда! Я слышал эти упреки. Почему к нам на пресс-конференции никто не ходит? А зачем - придет «Комиинформ»! И стенограмму пресс-конференции пришлет, и сообщение, еще и заголовок яркий придумает для газетного материала. Есть такое дело – расслабили журналистов.
- Интернет, наверное, вошел в вашу жизнь совершенно естественно… Агентство одним из первых в республике стало пользоваться сетью?
- Да. Первым был «Комитекс», мы подключились к его спутниковому каналу по модемной связи одними из первых, когда еще сайтов не было. Скорость в 64 килобита была просто фантастической!
- А что вы там делали - в Интернете, если еще нет ничего?
- Интернет позволил нам выйти на федеральный и международный рынок. Благодаря электронной почте мы организовали каналы доставки оперативной информации в московские агентства.
- Стало лучше, когда «Комиинформ» стал государственными? Появилось больше возможностей для развития?
- Да. Тогда не было какой-то жесткой цензуры. Мы были сориентированы по формату на ИТАР-ТАСС, а это в основном официальные, серьезные экономические новости. У нас не было на ленте криминальных новостей - это не входило в формат «Комиинформа». А бюджетное финансирование, материально- техническая база, контакт с теми же министрами, с первыми лицами за пределами Коми иной уже совершенно, потому что «Комиинформ» получил статус государственного предприятия.
Через какое-то время в «Комиинформе» появилось телевизионное агентство, которое поставляло видеоряд на федеральные каналы. Тогда тоже были определенные прорывы – мы сюжеты отправляли по электронной почте. Нарезали видеофайлы, на Первом канале склеили – сюжет готов.
Было издательство «Комиинформ», которое выступало издателем газеты «Республика» и выпустило две книги…
- То есть вырастал холдинг…
- … вырастал холдинг, и обсуждался вопрос, а зачем нам Агентство по СМИ? …
- Вы могли пойти по пути Татинформа?
- Да, когда все функции переданы. Потому что по сути даже аналитику по работе районных газет делали мы. У нас была аналитическая служба в составе агентства.
- А сколько вас всего было?
- В штате и за штатом работали человек 45-50. Бюджет годовой был 7, 5 млн. рублей. Мы уже собрали собкорров в городах. А если добавить еще газету «Республика», которая на своем бюджете была... Все типографские вопросы, почтовые, промо мы решали. Мы издавали «Дачную газету». Начали издавать «Комсомольскую правду в Коми» как партнер - готовили страничку с новостями. По сути уже полшага оставалось, чтобы поглотить Агентство по СМИ, потому что оно тогда только деньги распределяло, все остальное делали мы.
- Это какие годы?
- 2002-2004-ый.
- Это мне напоминает Римскую империю периода расцвета, которая в конце концов ужалась до маленького сапожка на карте Европы…
- Власть поменялась, не было уже такой идеи, что на базе «Комиинформа» консолидируются все ресурсы. Тогда «Комиинформ» остановился в дальнейшем движении. После смены власти развитие было не такое интенсивное.
Беседовала Елена Мезенцева
- А это – вместо прощания: