Более 1500 государственных услуг предоставляют сегодня органы исполнительной власти и местного самоуправления в Коми. Об этом "Комиинформу" сообщили в Управлении Росреестра по РК.
При получении госуслуг жители зачастую сталкиваются с проблемой сбора необходимых документов в различных учреждениях и ведомствах. Согласно федеральному закону № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" госорган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой, сведения, которые уже имеются в распоряжении другого госоргана. Реализовать эти требования закона призвана система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), главной функцией которой является передача необходимых для оказания госуслуг сведений между ведомствами. К единой системе должны подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ.
СМЭВ позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг населению. Система позволяет реализовать принцип "одного окна".
Сейчас Росреестром осуществляется комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к межведомственному электронному взаимодействию с органами исполнительной власти федерального, регионального, муниципального уровней и с иными участниками межведомственного взаимодействия.
С 1 июля 2012 года применяются положения федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в отношении документов и информации, находящейся в распоряжении муниципалитетов и используемых для предоставления госуслуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для предоставления госрегистрации, если такие документы или сведения, содержащиеся в них, находятся в распоряжении госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организациях. Регистрирующий орган самостоятельно запрашивает такие документы в соответствующих организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе. Необходимые для госрегистрации прав на недвижимое имущество документы предоставляются муниципалитетом на основании межведомственного запроса регистрирующего органа, в том числе в электронной форме с использованием единой СМЭВ и подключаемых к ней региональных СМЭВ. Срок подготовки и направления ответа не может превышать пять рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в соответствующий орган.
Кроме того, Росреестр сам служит поставщиком информации, поскольку является держателем двух основных информационных ресурсов – Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН). Республиканские или муниципальные органы, а также подведомственные им организации не вправе требовать от людей представления выписки из ЕГРП либо сведений, содержащихся в ГКН, т.к. могут самостоятельно запросить у Росреестра по каналам СМЭВ. Задача данной системы межведомственного электронного взаимодействия – сокращение затрат заявителей на сбор части документов.
Однако, несмотря на то, что уполномоченными госорганами уже утверждены форматы для разработки субъектами РФ электронных сервисов по предоставлению необходимых документов с помощью СМЭВ, проведенный анализ готовности республиканских органов исполнительной власти и муниципалитетов свидетельствует об имеющихся проблемах в технической части организации процесса передачи межведомственных запросов в электронном виде. Основные причины – отсутствие защищенных каналов связи и электронных цифровых подписей, слабое техническое оснащение органов местного самоуправления, отсутствие электронной связи в северных районах республики.
Вместе с тем с 1 июля 2012 года реализация СМЭВ обеспечивается независимо от наличия системы электронного межведомственного взаимодействия, так как в случае отсутствия технической возможности у исполнительных органов государственной власти республики и муниципалитетов по представлению указанных сведений в электронном виде, они подлежат представлению на бумажном носителе.
На сегодня главная задача СМЭВ – создать эффективную систему взаимодействия государства и общества. На данном этапе электронные госуслуги стали реальностью и востребованы обществом. С 1 июля 2012 года Коми полноценно перешла на межведомственное взаимодействие.