Новости Республики Коми | Комиинформ

Марина Истиховская: "Мы будем выходить из "красной" зоны"

Марина Истиховская: "Мы будем выходить из "красной" зоны"
Марина Истиховская: "Мы будем выходить из "красной" зоны"
logo
Марина Истиховская: "Мы будем выходить из "красной" зоны"
Фото Николая Антоновского

Во вторник в Сыктывкарском государственном университете сменился ректор. Василий Задорожный, чей 65-летний юбилей совпал с выходом на пенсию, уступил свое место председателю Государственного Совета Коми Марине Истиховской. По словам главы республики Вячеслава Гайзера, спикер парламента при поддержке профессорско-преподавательского состава сможет решать новые задачи, главная среди которых - создание университетского комплекса. О том, как будет реализовываться данное направление в реформировании высшей школы региона, новоиспеченный ректор рассказала в интервью МС.

- Евгений Шумейко признался, что его первый рабочий день в должности руководителя администрации Воркуты закончился в час ночи. Как прошел ваш первый ректорский день?

- У меня еще остались дела в Государственном Совете, которые я должна завершить функционально. Поэтому первый день я провела на двух работах. Туда ездила подписывать документы, а в университете разбиралась, как устроена работа руководителя. Есть режим, порядок, которые нужно было понять. И просто знакомилась с ректоратом. Чисто организационная работа была, но первый день всегда такой.

- Чья была идея возглавить СыктГУ? Это было предложение Вячеслава Гайзера, Василия Задорожного? Ваша инициатива?

- Главы республики.

- И вы сразу согласились?

- Далеко не сразу. Это был предмет долгих раздумий, потому что с руководством отраслью образования я не совсем знакома. Я больше знаю отрасль как законодатель. Опыт преподавательской деятельности у меня больше пяти лет, но так или иначе это небольшой стаж работы. Надо было хорошо подумать, чтобы взяться за это направление. Советовалась с мужем, как это положено в семье, и в итоге согласилась.

- Не жаль оставлять законотворческую деятельность, которой вы отдали большую часть карьеры? Или вы намерены продолжать депутатскую деятельность?

- Однозначно буду депутатом. Обращусь к коллегам, чтобы они проголосовали за то, чтобы я вошла в комитет по бюджету. Вроде бы отрасль образования — это социальная политика, но для себя я приняла решение, и мне кажется, что оно правильное, что нашему университету надо быть поближе к деньгам. Поэтому буду стремиться в комитет по бюджету.

Придерживаюсь мысли о том, что никогда не надо о чем-то жалеть. Я проработала в Госсовете Коми с 2003 года, из которых почти семь лет в должности председателя. На мой взгляд, все, что могла, я для Государственного Совета сделала с точки зрения постановки его работы, аппарата, взаимоотношений с Госдумой и Советом Федерации. Это замечательный этап жизни, который завершился, и я с легкой душой и чистой совестью делаю шаг в сторону университета.

- Вы просто ничего не оставили своему преемнику. Все сделали за него.

- Поверьте, есть направления работы, которые новому председателю придется однозначно усиливать. Человек придет с новыми идеями, подходом и мыслями, и это будет очередной этап работы Госсовета в целом. Становления его как государственного органа власти, укрепления его политических позиций.

- На ученом совете говорилось о том, что ваша первая задача – создать университетский комплекс. Разговоры об этом ведутся не один месяц и даже не год. Что такое университетский комплекс?

- Задача, которую ставит сегодня Министерство образования, — это повышение эффективности деятельности вузов. Одно из направлений — интеграция вузов. И руководство республики считает, что выполнение данной задачи позволит укрепить позиции наших университетов и институтов с точки зрения подготовки кадров, в целом развития высшей школы в регионе. Над этим вопросом мы будем работать, и здесь очень важна позиция педагогического института: коллектива, студентов. Это должна быть наша совместная работа. Нам уже сегодня необходимо открывать медицинский факультет, это веление времени.

- Как вы видите решение данной задачи? Какой конечный продукт должен получиться? Останутся ли после создания университетского комплекса СыктГУ, КГПИ, филиалы вузов в других городах республики?

- На эту тему пока говорить преждевременно. Конечный результат работы любого вуза — вышедший с дипломом студент, имеющий определенные квалификационные навыки и знания, компетенцию. Мне бы очень хотелось, чтобы результатом работы было не количество филиалов и вузов. Их должно быть столько, сколько необходимо экономике региона. А значит, должна быть определенная позиция правительства. Это вопрос кадровой политики республики. Эти специалисты должны пользоваться спросом у нас.

- Минобрнауки России опубликовал список неэффективных вузов, куда попали и СыктГУ, и КГПИ. Комиссии, которые были созданы в каждом регионе, в том числе и в Коми, сейчас анализируют имеющуюся информацию с тем, чтобы исправить ее. Как вы видите свое участие в этой работе?

- Самое прямое. Минобраз будет привлекать к этой работе представителей вузов. Сегодня не только на уровне регионов существуют такие комиссии, она создана и на российском уровне, куда нас тоже приглашают для обсуждения. Вопросов, конечно, очень много, почему были выбраны именно критерии оценки на деление "зеленой" и "красной" зон (СыктГУ и КГПИ попали в "красную зону" - так называемый список неэффективных - МС).

- Выбранные критерии сейчас живо обсуждаются. Многие вузы, особенно из "красной" зоны, с ними не согласны.

- Обсуждать можно, что угодно, но мы должны сделать все, чтобы соответствовать общепринятым критериям. Можно долго их критиковать, однако я считаю, что необходимо в первую очередь выработать исчерпывающий перечень мер к тому, чтобы снять любые вопросы к вузу. Надо работать и мыслить в конструктивном направлении. Надо понять, почему именно столько денег надо потратить на научно-исследовательскую работу, столько помещений иметь для персонала, студентов. Считаю, что Сыктывкарский университет с точки зрения эффективности обладает большим потенциалом. У нас сформирован сильный профессорско-преподавательский состав, заложены традиции классического университета и есть все предпосылки для дальнейшего развития. Поэтому мы сами в первую очередь будем думать о том, как выйти из "красной зоны".

- Как вы оцениваете вчерашнее открытое письмо руководства КГПИ в адрес главы Коми Вячеслава Гайзера о необходимости широкого обсуждения формата объединения педвуза и СыктГУ, а также срочных мер поддержки педагогического образования региона?

- Ситуация с этим письмом более чем странная. По моим данным, почти сразу после того, как оно было направлено, ректорат КГПИ заявил об отзыве этого документа. Вообще же я считаю, что вопросы реформирования высшей школы не должны быть предметом политических изысков. Это абсолютно рабочие моменты, которые нужно решать в рабочем режиме, а не в режиме лозунгов и митингов. Поэтому я считаю, что руководство КГПИ избрало неверный формат для рабочего обсуждения, и отзыв письма еще раз это подтверждает. Я рада, что разум возобладал над эмоциями.

- Ваши недоброжелатели активно обсуждали на различных интернет-площадках и в СМИ отсутствие у вас ученой степени и педагогического опыта для того, чтобы стать ректором университета. Что бы вы могли ответить на это?

- Вступать в перепалку я не намерена. Все эти вопросы снимутся тогда, когда в отдел кадров поступят все мои документы. Я не вижу здесь темы для обсуждения.

- Любой вуз, колледж, школа мечтают иметь у себя преподавателей с именем, профессоров, академиков, нобелевских лауреатов. Готовы ли вузы Коми приглашать к себе на работу либо на чтение курсов именитых московских, питерских лекторов?

- Сегодня СыктГУ и так привлекает ведущих людей науки. Меньше эта сторона освещается. Безусловно, лучшие научные умы надо привлекать.

- Как еще можно привлечь молодежь в сыктывкарские вузы? Не секрет, что многие выпускники школ рвутся в Москву и Санкт-Петербург.

- У меня нет готовых рецептов. Это целый комплекс мероприятий, больших усилий по работе со школами. Москва и Питер уже имеют конкурентные преимущества по сравнению с регионами, репутация городов работает на имидж столичных вузов. У СГУ - большой потенциал для того, чтобы более плотно работать со школьниками и устраивать достойные презентации. Будем обсуждать с коллегами и делать шаг в сторону школ.