На состоявшемся в Сыктывкаре заседании республиканской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения под председательством главы Республики Коми проанализировано состояние железнодорожных переездов.
Как отметили в своих выступлениях Тимур Шалашнев и Геннадий Полянин -начальники Сосногорского и Сольвычегодского регионов Северной железной дороги - в структурных подразделениях ОАО "РЖД" реализуется целенаправленная программа повышения безопасности железнодорожных переездов. На всех 97 переездах, расположенных в Коми, проводятся регулярные плановые противоаварийные мероприятия.
В 2012 году на ремонт переездов в границах Коми выделено более 2 миллионов рублей. Будет произведена замена резино-кордового настила на переезде станции Каджером и 6 переездах однопутного участка Микунь-Сыктывкар, уложены железобетонные плиты на переездах в Сосногорске и Инте. Запланирован капитальный ремонт дорожного покрытия проезжей части автодороги в границах железнодорожных переездов на станциях Княжпогост, Ветлосян, Межог и перегонах Княжпогост - Тракт - Весляна, Ветлосян - Сосногорск. На участках модернизации железнодорожного пути будут дополнительно отремонтированы еще 4 переезда с обустройством горизонтальной площадки.
Железнодорожные предприятия проводят разноплановую разъяснительно-профилактическую работу: организуют рейды "Шлагбаум", операции "Внимание, переезд!", совещания, беседы, направляют информационно-аналитические письма в органы государственной власти и автохозяйства, выдают водителям специальные "памятки" о правилах проезда через железнодорожные пути.
Вместе со всеми работниками российских железных дорог железнодорожники Коми присоединились к совместной акции Международного железнодорожного сообщества, комиссии Европейского Союза и Европейской экономической комиссии ООН, объявивших 7 июня 2012 года Международным днем безопасности на железнодорожных переездах.
С начала 2012 года проведено 5 комиссионных обследований переездов с участием представителей железнодорожных предприятий, дорожных хозяйств, государственных органов и ГИБДД. Проведено более 20 внезапных проверок соблюдения правил дорожного движения на переездах, 1265 бесед с автоводителями, проинструктировано 2295 работников автопредприятий, выдано 2756 "памяток", отправлено 474 аналитических отчета в администрации районов и причастные структуры.
Серьезной проблемой остается содержание автодорог на подходах к переездам, проведение капитального ремонта которых согласно приказу минтранса России (№160 от 12.11.2007 года) должно осуществляться владельцами автодорог. Особую опасность сегодня вызывает аварийное состояние участков автодорог на подходах к переездам "1563 км" на перегоне Ветлосян – Сосногорск и "145 км" перегона Нибель – Троицко-Печорск, владельцы которых не установлены. В аварийном состоянии находятся подходы к переезду "1655 км" в районе поселения Малая Пера, к чему привела безответственность компании ООО "Трансстройсервис".
Повысить ответственность владельцев автодорог за соблюдение требований технического содержания переездов может жесткий контроль со стороны органов местного самоуправления и ГИБДД.
Действенной мерой по повышению уровня безопасности железнодорожного и автомобильного транспорта является также строительство "развязок" в двух уровнях с последующим закрытием близлежащих переездов.
В целях снижения аварийности на железнодорожных переездах, по мнению железнодорожников, органам исполнительной власти совместно с ГИБДД целесообразно рассмотреть возможность выделения денежных средств на оборудование железнодорожных переездов системами видеонаблюдения с включением их в общую систему видеофиксации нарушений водителями автотранспортных средств.
Эти предложения руководители Сосногорского и Сольвычегодского регионов Северной железной дороги вынесли на рассмотрение комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Республики Коми.
*** За 5 месяцев текущего года по вине водителей автотранспортных средств на сети железных дорог допущено 120 дорожно-транспортных происшествий (за аналогичный период 2011 года – 102). В результате ДТП пострадали 85 человек (в 2011 году - 90), из которых 25 погибли (в 2011 году – 21).
С начала 2012года по Северной железной дороге допущено 10 дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, что на 4 факта больше аналогичного периода 2011года.
На переездах Коми - в границах Печорского, Усть-Вымского и Удорского районов республики - в 2012 году произошло 4 дорожно-транспортных происшествия, тогда как за аналогичный период прошлого года – ни одного.
Особую озабоченность вызывают случаи столкновения автотранспорта с пассажирскими и пригородными поездами, когда были поставлены под угрозу жизнь и здоровье многих тысяч пассажиров.
Основные факторы аварийности на железнодорожных переездах - массовое пренебрежение правилами дорожного движения водителями, техническая неисправность транспортных средств, отсутствие на разных государственных уровнях системы профилактической работы по укреплению правопорядка на железнодорожных переездах.