Фольклористы Коми научного центра уверены, что место под номером 25 на "Сказочной карте России" должен занять Йиркап.
"Главное преимущество Йиркапа - в том, что одной ногой он стоит в мифологии, другой - в реальности. Он связан с историей заселения Коми, с реальной географией края. Это единственный герой, о котором можно не только рассказать. Можно показать место его пребывания - это озеро Синдор, которое уже само по себе уникально, как и уникальна вся Вымская земля. На Синдоре можно найти и пень, и омут, и тропу, связанные с историей Йиркапа. Истории о Йиркапе отражают именно коми мифологию, из нее можно извлекать новые мотивы и пласты. Такими качествами не обладает ни один другой персонаж. И все это лежит прямо под ногами, просто не раскрученное", - рассказалФинно-угорскому порталу руководитель Фольклорного фонда ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Анатолий Панюков.
Остальные персонажи, считают Панюков и его коллеги - "пустые", не имеющие как реальных, так и глубоких фольклорных корней. Яг-Морт - литературный персонаж, случайно ставший популярным в советское время. Пера богатырь - герой хотя и эпический, но все же коми-пермяцкий. Войпель - "калька" с ханты-мансийской мифологии. "Надо аккуратно объяснить, что это все - не наше", - поделился ученый.
"В пух и прах" фольклористы разнесли и подружку Перы Зарань, "о которой существует всего один сюжет, да и тот авторский". Лось и Медведь, уверены ученые, не представляют никакой сказочной специфики вообще. Последняя в списке персонажей Ёма не годится на роль символа как из эстетических, так и из политических соображений. Во-первых, она - лишь клише популярной Бабы Яги, во-вторых, это отрицательный персонаж. "Будет обидно, если у всех будут богатыри, а у нас - Баба Яга".
Напомним, что глава Республики Коми, комментируя Финно-угорскому порталу включение региона в проект, заявил, что отдает свои симпатии Пере-богатырю.