Премьера первой оперы на национальном языке "Куратов" состоялась в Государственном театре оперы и балета Коми 2 и 3 октября.
Напомним, автор музыки - бывший сыктывкарец, ныне британский композитор Сергей Носков. Либретто, в которое включены произведения Ивана Куратова, написано народным поэтом Альбертом Ванеевым. Пролог и эпилог были дописаны Сергеем Носковым. В опере задействована вся труппа театра: хор, балет, ведущие солисты: заслуженные артистки РФ Ольга Сосновская, Альфия Коротаева, молодые солистки театра Светлана Мерзлова и Лариса Поминова, народный артист РК Анатолий Измалков, заслуженный артист РК Михаил Журков.
На премьерном показе спектакля присутствовал Глава Коми Владимир Торлопов. Напомним, два года назад руководитель региона дал распоряжение изыскать один миллион рублей на постановку оперы и поддерживал проект на всех этапах его реализации. Как отметил на премьере Владимир Торлопов, создание оперы на национальном языке особенно актуально в условиях активизации государственной национальной политики республики, которую проводит сегодня Правительство Коми
Великим событием в культурной жизни республики назвал постановку оперы министр культуры Коми Владимир Юрковский. "Спектакль является объединением разных эпох:19 век представлен Иваном Куратовым, 20 век - автором либретто Альбертом Ванеевым, 21 век - композитором Сергеем Носковым",- подчеркнул он.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Комиинформа" вице-спикер Госсовета Коми Валерий Марков, создание оперы на национальном языке более чем актуально. "Обычно когда говорят о народе, вспоминают про традиционное искусство. Однако вечно только в фольклоре никакой народ жить не может. Есть виды искусства, которые, может быть, не были знакомы коренным народам, но я считаю, что необходимо стремиться встраиваться в мировое искусство. Тогда это позволит нашей культуре стать широко известной в мире. Я рад, что в республике состоялась премьера оперы на национальном языке, и теперь мы видим, что опера может звучать не только на французском, итальянском, русском языках, но и на коми", - подчеркнул собеседник агентства.
Кроме того, он добавил, что музыка в опере интересна сочетанием современного европейского подхода и национальных традиций. По его словам, Сергей Носков - из народной среды, детство провел в деревне, до 5 лет говорил только на коми языке. Поэтому, несмотря на использование современных музыкальных тенденций, композитор близок к коми фольклору. "Интересно также, что опера идет на двух языках, при чем это не выглядит искусственно: ведь сосуществование двух языков было характерно для той эпохи. Когда официальная власть общалась с народом, она говорила на русском языке, но мы видели, что в сцене, когда люди забыли про свой официальный статус, они перешли на родной язык. Таким образом, двуязычие здесь органично вплетено в драматургию", подытожил Валерий Марков.