Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью ректора Коми государственного педагогического института Валерьяна Исакова агентству "Комиинформ"

Интервью ректора Коми государственного педагогического института Валерьяна Исакова агентству "Комиинформ"
Интервью ректора Коми государственного педагогического института Валерьяна Исакова агентству "Комиинформ"
logo

В России завершилась первая "волна" ЕГЭ, выпускники школ уже получили результаты по основным экзаменационным предметам. Сейчас ребята определяются с выбором вуза, поскольку совсем скоро начнется прием документов на поступление. Многие юноши и девушки выберут учебу в Коми государственном пединституте. О работе и перспективах развития первого вуза Коми в интервью агентству "Комиинформ" рассказал ректор пединститута Валерьян Исаков.

- Валерьян Николаевич, пока еще сложно говорить о том, сколько будет желающих обучаться в вашем вузе в этом году. Но каковы ваши прогнозы?

- Любые прогнозы на этот счет сейчас практически бессмысленны из-за новых правил приема. Ни один ректор не может сказать, сколько будет заявлений, ведь сейчас для поступления в вуз надо сдать ЕГЭ как минимум по трем предметам и получить по каждому из них хотя бы необходимое для "тройки" число баллов.

Кто-то радуется новациям, но только не республика, так как ЕГЭ - это канал для вымывания "мозгов" в центр. Раньше высшее образование строилось на основе политики регионализации с тем, чтобы каждый регион мог обеспечивать себя своими кадрами. И это была правильная политика в условиях, когда не стало обязательного распределения на работу. Но в результате этого, к примеру, московские и питерские вузы стали недополучать сильных абитуриентов. Теперь благодаря ЕГЭ ситуация резко изменилась. В частности, больше половины выпускников школ из Коми планируют получать высшее образование в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Этому способствует и распускаемое "сверху" мнение, что, дескать, качество образования в регионах хуже, чем в центре. На самом же деле далеко не всегда конфета в яркой обертке вкусная. Конечно, есть вузы, являющиеся брендами России, но такой высокий уровень образования могут дать далеко не все центральные вузы. Хотя бы потому, что там чаще бывают кадровые проблемы: многие кандидаты и доктора наук уезжают за границу или находят возможности перейти на иную высокооплачиваемую работу. Да и с общежитиями там проблемы. А в Коми уровень преподавания достаточно высокий, поэтому я бы не советовал абитуриентам уезжать в крупные города и нести там большие расходы за образование, которое можно было бы с успехом получить здесь. Выпускников Коми пединститута, например, с охотой берут в школы Москвы и Питера, уже немало таких случаев.

Что касается приема в наш вуз, отмечу следующее. Сейчас растет рождаемость, уже давно не хватает мест в детских садах, будет увеличиваться число учеников в начальных, а затем и в старших классах, в то же время учителя и воспитатели дошкольных учреждений стареют, уходят на пенсию, многие предметы в сельских школах преподают не специалисты. Налицо клубок проблем с педагогическими кадрами. Поэтому, на мой взгляд, вопросом качественного приема в пединститут необходимо заниматься не только нам, но и на государственном уровне.

- А какая работа ведется вузом по трудоустройству выпускников?

- Эта работа у нас системная. Начинается еще с первого семестра 5 курса и заканчивается лишь с получением диплома. С помощью Министерства образования республики, директоров школ, управлений образования городов и районов мы собираем информацию о вакантных местах, прежде всего, конечно, педагогических. Например, в этом году вакантных мест оказалось больше, чем количество наших выпускников, поэтому у всех была возможность устроиться на работу по специальности. Деканы факультетов также работают со своими выпускниками. А в конце апреля - начале мая я провожу вместе с комиссией встречи отдельно с каждым выпускником. Интересуемся вопросами трудоустройства и вообще с планами послевузовской жизни, даем советы, рекомендации.

Надо сказать, что наш студент, получающий разностороннюю предметную и психолого-педагогическую подготовку, которую можно с успехом применить в самых разных сферах деятельности, обычно не испытывает трудностей с местом работы. Тем не менее, подавляющее большинство из тех выпускников, кто не обязан будет идти в армию, не выходит в декретный отпуск или не собирается продолжать учебу, планируют трудиться в школе, в детском саду или в каком-нибудь другом образовательном учреждении. Конечно, некоторые студенты изначально поступали в институт просто для получения диплома, не собираясь быть педагогом, но за пять лет они частенько меняют свое мнение и в дальнейшем связывают жизнь именно с образованием.

- Планируете ли вы открытие новых специальностей?

- Последние новые специальности, открытые два года назад, - "Логопедия" и "Безопасность жизнедеятельности", актуальны и востребованы. На заочном отделении был открыт бакалавриат по технологическому образованию. Сейчас идет работа над открытием специализации "Жестовый язык". Мы будем готовить специалистов, которые смогли бы работать с глухонемыми и слабослышащими людьми, которых, кстати, в республике насчитывается порядка 700. Ну а дальше - переход на новые ГОС, т.е. на обучение по системе бакалавриат + магистратура.

Отмечу также, что мы вошли в число 32 вузов России, получивших право вести довузовскую подготовку бывших армейцев - ребят, которые проходили военную службу по контракту не менее 3 лет. Пользуясь случаем, приглашаю их к нам в наступающем учебном году.

- Что вы можете сказать о научно-педагогическом потенциале КГПИ?

- Процент "остепененности" преподавателей вуза - один из показателей его серьезности, у нас он приближается к 60%. За последние годы наши преподаватели защитили 6 докторских и 37 кандидатских диссертаций. Это дало возможность расширить собственную аспирантуру на 4 новые специальности. Мы создали совет молодых ученых, чтобы помочь студентам и аспирантам проводить научные исследования. В этом учебном году вошли в состав учредителей двух межрегиональных диссертационных советов - при Карельском и Вологодском педуниверситетах. Активно начали выходить на исследования по республиканским, российским и международным грантам. И что еще ценно, наметили реальные планы сотрудничества с учеными ряда институтов Коми научного центра УрО РАН.

Я бы сказал, что наш преподавательский состав - сплав молодости и опыта. В штате института равномерно распределены как начинающие, так и опытные и зрелые преподаватели, имеющие серьезные научные заслуги. Мы также привлекаем к работе известных ученых из ведущих вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Вологды, Кирова и других городов. Общение с ними приносит большую пользу и молодым преподавателям и студентам.

- Как в вашем вузе обстоит дело с применением инновационных технологий?

- Инновационная деятельность вуза в последнее время значительно активизировалась, изменился менталитет преподавателей. Работаем по принципу: к качеству знаний через инновации. Кафедры и факультеты стремятся развиваться. Ежегодно появляются новые научные или научно-методические лаборатории по различным проблемам современного образования и воспитания. В опубликованный в 2009 году каталог "Инновационный потенциал Республики Коми" вошли 15 наших научно-образовательных проектов. Мы получили 3 диплома конкурса правительства Республики Коми в области качества и, кроме того, стали дипломантами российского конкурса "Сто лучших товаров и услуг".

- Можете ли отметить какие-либо научные достижения своих студентов?

- Серьезная учеба без научных поисков невозможна. Студенты выступают на конференциях, публикуются в научных журналах. В этом году студентка 4 курса географо-биологического факультета получила Диплом второй степени на всероссийской конференции в Белгороде по проблемам нанобиотехнологии и получила сертификат на материальную поддержку для продолжения своих научных исследований. Еще три студентки заняли первые-вторые места на всероссийских конкурсах педагогических технологий.

- Сотрудничаете ли вы с зарубежными вузами?

Да, и по многим направлениям. Уже давно обмениваемся студентами и преподавателями с Фармингтонским университетом штата Мэн (США). В области финно-угорского языка сотрудничаем с Венгрией. Есть тесные связи с институтом Гете (Германия) по обмену учебно-методической и научной литературой. Вместе с университетом из Гранады (Испания) работаем в рамках международного проекта по славистике. В 2007 году совместно с посольством Франции открыли Центр по изучению и распространению французского языка и культуры в Республике Коми. Также с 2007 года мы тесно связаны с институтом экологического образования из Рантасалми (Финляндия).

В прошлом году КГПИ вошел в состав Арктического университета - международного сообщества вузов, занимающихся проблемами северных территорий, где по инициативе нашего вуза началась работа по экологическому просвещению детей. В рамках этого же университета в этом году открыли так называемый "бакалавриат циркумполярного регионоведения" с центром в колледже университета из Бодо (Норвегия), где дистанционно обучаются 4 студента института.

Сейчас на стадии конкурсного отбора на получение крупного международного гранта находится разработанный нами совместно с Академией госслужбы и Ухтинским техническим университетом проект "Создание сети центров по обучению и переобучению для взрослых на базе вузов Республики Коми". Он активно поддержан Гранадским университетом и рядом других вузов-партнеров из Европы.

- Как обстоит дело с укреплением материально-технической базы института?

- Это направление работы является нашим приоритетом, ведь от него во многом зависят как качество образования, так и условия учебы и быта студентов. Мы изыскиваем все возможности для проведения ремонта, приобретения учебно-лабораторного оборудования, компьютерной и аудио-видеотехники, литературы. В частности, надстроили этаж над учебным корпусом №2, в котором будут располагаться новые кабинеты. В первом учебном корпусе и в общежитии №1 старые окна практически полностью заменили на стеклопакеты, постепенно под евро ремонтируем аудитории. Что касается общежитий, а их у нас пять, то могу сказать, что условия проживания там хорошие. Не зря институт стал победителем городского межвузовского конкурса на лучшее общежитие.

 - И, наконец, важный для многих абитуриентов вопрос: повысилась ли стоимость обучения в этом году?

- Сначала хочу обратиться ко всем абитуриентам и сказать, что, поступив в КГПИ, вы получите надежную, востребованную временем профессию и сможете наполнить свою жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями от студенческой поры. Для этого есть все условия. А стоимость обучения по контракту не поднялась. Как и прежде, она составляет от 16 до 32 тысяч рублей в год в зависимости от затрат, необходимых на подготовку специалиста по той или иной специальности.

Беседовала Анастасия Маркова.