Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью заместителя генерального директора ЗАО "Коми Алюминий" Владислава Броневого агентству "Комиинформ"

Интервью заместителя генерального директора ЗАО "Коми Алюминий" Владислава Броневого агентству "Комиинформ"
Интервью заместителя генерального директора ЗАО "Коми Алюминий" Владислава Броневого агентству "Комиинформ"
logo
"Коми Алюминий" называют самым масштабным проектом новой России. Создание глиноземно-алюминиевого комплекса в Коми, по мнению специалистов, будет способствовать укреплению стратегической и экономической безопасности страны.

На какой стадии сегодня находится реализация этих планов, кто может стать партнером Группы СУАЛ по проекту, в интервью "Комиинформу" рассказал заместитель генерального директора ЗАО "Коми Алюминий" Владислав Броневой.

- Владислав Александрович, как вы оцениваете продвижение проекта "Коми Алюминий"?

- На сегодня проект продвигается без всякого ажиотажа и достаточно быстро. Ранее названный срок пуска предприятия [2008 год - прим авт] никто не отменял. Строительство завода планируется начать в 2005 году, а сегодня идет подготовка документации - в том порядке и той последовательности, как она и должна готовиться. В частности, сейчас готовятся проектные документы по элементам внешней инфраструктуры будущего завода - подъездной автодороге, железной дороге, водоводам для технической и питьевой воды, по газо- и электроснабжению. Непосредственно на самой площадке будущего глиноземного завода в районе поселка Керки сегодня идут инженерно-геологические изыскания, делается топографическая съемка.

- Означает ли первоначальное проведение изыскательских работ, что фактически "Коми Алюминий" получил землю в свою собственность и приступил к строительству?

- Существует российское законодательство, которое никто не может нарушать. Земля выдается в качестве аренды на весь срок действия проекта или выкупается предприятием только на основании одного документа - раньше он назывался технический проект, а сейчас технико-экономическое обоснование. Пока такой документ по "Коми Алюминию" находится в стадии разработки. После того, как эта бумага будет подготовлена, компания обязана пройти все экспертизы, включая экологическую, промышленной безопасности и т.д., согласовать ТЭО со всеми надзорными органами - рыбинспекцией, охотоуправлением, органами санитарно-эпидемиологической службы и всеми остальными структурами. Это обычная нормальная схема прохождения таких документов.

Предварительный акт по выбору площадки, который был подписан несколько месяцев назад, фактически разрешает нашей компании осуществить натурные изыскания. Например, топографическую съемку, которая нужна , чтобы сделать крупномасштабную карту. Также мы планируем провести различные строительный тесты на этой территории и на основе этих данных сделать технический проект, который в свою очередь будет согласован со всеми соответствующими контролирующими инстанциями. Мы не можем и не будем нарушать законодательно закрепленную процедуру согласования такого рода проектов. Естественно, что мы бы хотели согласовать проект и со всеми остальными монополистами - с железнодорожниками, энергетиками, газовиками.

- Вы в свое время участвовали в разработке проекта глиноземного завода, поясните, чем он будет отличаться от ныне действующих производств?

- Знаете, почему гигантские алюминиевые заводы советских времен были, скажем так, недостаточно "экологически чистые"? Заводы в те времена строило государство, оно же устанавливало тарифы за загрязнение атмосферы - тарифы, следует заметить, были минимально низкие. Поэтому проект нового завода можно было существенно удешевить - выбросив из него всю газоочистку.

Сейчас ситуация совершенно иная - сегодня ни одному заводу не выгодно травить воздух и людей. Элементарно не выгодно, поскольку штрафы за выбросы гораздо больше, чем затраты на строительство очистных систем. Все заводы Группы СУАЛ тратят большие средства на газоочистные и экологические мероприятия. Это выгодно предприятию и безопасно для населения.

Кроме того, сегодня на современных западных заводах работают 600-800 человек, а у нас - в 3-5 раз больше. Поскольку наша компания стремится построить конкурентоспособный завод, мы заинтересованы внедрять новейшие технологии и соблюдать экологические требования с самого начала. Ведь зачем строить плохое производство, а затем его улучшать, если можно построить сразу хорошее?

Кстати, в качестве примера современного предприятия можно привести рудники в Австралии. Там при разработке месторождения первым идет специальный комплекс, который срезает сантиметров 20 верхнего слоя почвы и укладывает на трейлер, затем ее вывозят. После того, как бокситы выбраны, ту дернину, которую срезали, кладут обратно на то же место. После завершения работ в этом карьере сажают плодовые деревья. Согласитесь, эти работы не дорого стоят, их надо только организовать. Я не утверждаю, что в Коми будет вишневый сад, но и экологических безобразий тоже не будет. Кстати, ОАО "Боксит Тимана" уже сегодня работает по подобной схеме - верхний слой почвы складируют в специальный отвал, а после окончания работ в карьере эта почва вернется на место.

- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с потенциальным партнером СУАЛа по проекту - крупнейшей американской алюминиевой компанией Alcoa, которая, судя по сообщениям федеральных СМИ, отказалась участвовать в проекте из-за отсутствия фиксированных цен на электричество?

- Прежде всего, я хочу отметить, что проект такого ранга интересует все без исключения крупные корпорации, связанные с алюминиевым бизнесом. Американская Alcoa, канадская Alcan, французская Pechiney, швейцарская Glencor, китайские и австралийские компании - все они проявляют интерес к этому проекту. Самое главное в наших переговорах с этими компаниями, которые велись, ведутся и будут вестись - соблюсти наши и их интересы и получить взаимную выгоду от партнерства. Понимаете, проект такого ранга, когда объем инвестиций составляет более миллиарда, никогда не обходится без сотрудничества с другими компаниями. Партнерство может быть разное - могут две компании взяться за реализацию этого проекта, могут участвовать к примеру, 25 компаний.

На сегодня окончательного решения о том, кто станет партнером СУАЛа в проекте, пока нет, пока ещё идет стадия переговоров с потенциальными участниками. И интерес Alcoa к этому проекту до сих пор не погашен, на днях они еще раз подтвердили свою заинтересованность к проекту. Сейчас весь вопрос в энергообеспечении, мы бы хотели зафиксировать тарифы со стороны РАО и Газпрома на долгосрочную перспективу. Для Alcoa это тоже важно, надеюсь, мы договоримся. В любом случае проект "Коми Алюминий" не будет свернут. Сейчас, когда построены 160 км железной дороги, построен рудник и благоустроен вахтовый поселок, когда под проект выделяют средства финансовые организации международного уровня - сейчас этот проект не может остановиться. Он все равно будет реализован.

- Кого уже сейчас можно официально зачислить в партнеры СУАЛа по проекту "Коми Алюминий"?

- Например, Международную финансовую корпорацию и Европейский банк реконструкции и развития. Вы знаете по сообщениям СМИ, что МФК и ЕБРР выделили нам первые заемные средства. Текущим летом было подписано соглашение на сумму 150 миллионов долларов. Это первый транш МФК и ЕБРР, который пойдет в основном на развитие рудника, то есть на первый этап реализации проекта.