Новости Республики Коми | Комиинформ

Защитница животных, оперная певица и мастер сладостей — Елена Лодыгина поделилась с "Комиинформом" своими секретами

Защитница животных, оперная певица и мастер сладостей — Елена Лодыгина поделилась с "Комиинформом" своими секретами
Защитница животных, оперная певица и мастер сладостей — Елена Лодыгина поделилась с "Комиинформом" своими секретами
logo

8 декабря 2023 года

Елена Лодыгина поделилась с «Комиинформом» своими секретами
Защитница животных, оперная певица и мастер сладостей — Елена Лодыгина поделилась с «Комиинформом» своими секретами
Оперная певица, ведущая солистка театра оперы и балета Коми Елена Лодыгина отмечает 15-летие творческой деятельности. В преддверии этой даты «Комиинформ» узнал секреты артистки, побывал в закулисье театра и сделал необычные открытия. Почему в театрах Великобритании топают ногами, сколько собирают волонтеры для собачьего приюта и какой торт самый любимый. Подробнее — в нашем интервью.
Е.Лодыгина с 2009 года работает в труппе театра оперы и балета Коми. За это время артистка стала лауреатом премии Правительства Коми (2013 г. – в составе творческой группы спектакля А. Пантыкина «Мёртвые души/Гоголюцинации Чичикова/», 2019 г. – в составе творческой группы оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана»); лауреатом III Национальной оперной премии «Онегин» (2018 г., номинация «Состав», опера Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана»); лауреатом V театрального конкурса им. С. Ермолина (2011 г., номинация «Дебют») и лауреатом Х театрального конкурса им. С. Ермолина (2021г., номинация «Лучшая женская роль», Мадлен в оперетте И. Кальмана «Фиалка Монмартра»).
– Елена, как вы начинаете день, чтобы выглядеть привлекательной и быть в форме, особенно с голосом? Раскройте несколько секретов?
– Самое главное для вокалиста — полноценный отдых и сон. Получается, конечно, это не всегда. Если ты выспался, голос будет звучать лучше. Если у артиста плохое состояние, в том числе физическое, голос будет вялый, и его придется приводить в тонус, раскачивать. Иногда приходится применять особые средства, когда нужно быстро распеться. Я, например, беру шипучий витамин С или кальций, развожу в стакане воды, выпиваю и через минут 40 начинаю распеваться. Это, конечно, не на каждый день, но можно применять в экстренных ситуациях. У каждого вокалиста есть свои упражнения для распевки, мне, например, удобней распеваться на букве "и". Нужно учитывать и тип голоса.

Мое утро начинается рано, в 7 часов. Встаю вместе с сыном, чтобы отвести его в детский сад. Он уже понимает, что такое работа мамы в театре, я не всегда могу посвятить ему время в выходные дни, в субботу и воскресенье у нас спектакли и репетиции. Пока не связываю будущее сына с театральной карьерой (ему почти 4 года), но музыкальность его уже замечаю, он любит петь, танцевать, с удовольствием слушает музыку. Сейчас, например, по пути в детский сад поем новогодние песенки. Каждый вечер он, представляя себя на сцене, читает нам стихи и делает поклон. Но я стараюсь не влиять на его выбор. Пускай занимается тем, что ему нравится.
Наш рабочий день начинается в дневное время - в 11 часов. Стараюсь перед работой три раза в неделю ходить в спортивный зал. В 9 утра бегу на тренировку, а потом в театр на репетицию или на урок с концертмейстером. Вечером обычно сценическая репетиция спектакля в зависимости от репертуара, к ней тоже всегда надо подготовиться: поработать над партией, повторить вокальный материал или текст (если это оперетта или сказка).
- Почему именно театр?
– Я в детстве никогда не мечтала о театре, но точно знала, что мое будущее будет как-то связано с музыкой. Не подозревала, что буду служить сцене и искусству. Но волей судьбы и мамиными мечтами пришла в театр. Человек, если попадает в театр, редко отсюда уходит. Сцена, как магнит, притягивает.

Моя мама в детстве сама играла в театральных кружках, тянулась к музыке, наверное, поэтому отвела нас с сестрой в музыкальную школу. Большую роль в нашем воспитании сыграла талантливый музыкальный руководитель Татьяна Карманова, которая много с нами занималась — я ходила в ансамбль с детского сада и до 9 класса, мы в основном пели песни коми композиторов и танцевали. И сегодня в моем репертуаре коми песенное творчество.

Музыкальную школу я закончила по классу домры. Мне и сегодня снится, как я на ней играю. Потом в Педагогическом колледже я получила специальность музыкального руководителя детского сада / учителя музыки. В колледже я обучалась игре на фортепиано, а дополнительными инструментами для меня стали аккордеон и бас-гитара, на которой я играла в оркестре. Потом окончила музыкальный факультет (академический вокал) Владимирского гуманитарного университета. И тогда мама и принесла в театр диск с моими записями. После этого было приглашение на прослушивание, волнение и первый выход на сцену. Все прошло хорошо – меня взяли.
– Для зрителя театр начинается с вешалки, а с чего начался театр у вас?
Наш театр для всех нас начинается с чудесного вахтера (Амалии Робертовны), с самого преданного театру человека. Она работает в нашем театре 40 лет, ходит на все премьеры, знает и любит всех артистов.
– Расскажите о своем типе голоса?
– У меня лирическое сопрано — один из самых распространенных типов женских голосов. Практически во всех операх есть сопрановые партии. Конечно, сопрано тоже делится на подтипы: колоратурное — самое высокое, лирическое и драматическое.
– А значит ли это, что для вас высока конкуренция в театре?
Да. Во всех театрах у сопрано самая высокая конкуренция, даже у нас. У нас на партию бывает по четыре исполнительницы. Но в нашем театре нормальная, здоровая конкуренция.
– Вероятно, в вашей работе вам помогает ваша внешность. А вы здесь остаетесь сама собой или перевоплощаетесь в героиню?
– В моем репертуаре в основном лирические героини, но иногда играю и характерные роли, приходится перевоплощаться. Для создания сложных образов пользуемся театральным гримом. В гримерном цеху нам сделают и грим, и прическу. Наши гримеры – профессионалы с творческой фантазией, по шаблону никогда не работают.

Иногда могу сама сделать себе макияж, а гример подкорректирует. Это зависит от сложности роли. В моем репертуаре есть необычные образы, например, Лиза в «Мертвых душах» или Антония в «Сказках Гофмана». В опере «Сказки Гофмана» все необычно, я выхожу в образе готической невесты. Вроде бы, лирическая героиня, а грим готический, необычный – бледное лицо, подчеркнутые серыми тенями контуры глаз, помада с ярким, ядовитым оттенком. Такой необычный образ – плод режиссерской задумки, противоречивая героиня. Мне сначала было даже не по себе, а потом понравилось, вжилась в образ. Антония оказалась очень интересной для меня работой не только с вокальной, но и с актерской стороны.
- А как подбираются костюмы для спектакля?
– Художник по костюмам спектакля создает эскизы и передает их в пошивочный цех. Художник старается все указать: кто будет исполнять партию, прикалывает образцы тканей. Если на эскизе указано несколько фамилий, то на каждого артиста будет сшит такой костюм.

В нашем костюмерном цеху более 5 тысяч костюмов – от балетной пачки до шубы. Они хранятся в театре в трех складских помещениях. И на центральном складе костюмы висят на стойках в три этажа. И все это — на хрупких женских плечах Марины Валерьевны, которая здесь работает 38 лет. Она знает все о каждом костюме. Все они подписаны, на каждом – фамилия артиста-исполнителя, у каждого свой костюм, и каждый из них эксклюзивен.
Моих костюмов за 15 лет в театре уже более сотни. У меня 44 партии, а в некоторых спектаклях я меняю костюмы несколько раз. Например, в оперетте «Фиалка Монмартра» у моей героини сразу шесть разных нарядов.

Каждый костюм сшит с любовью, потому что наши швеи – настоящие мастера своего дела, могут сшить костюм любой сложности. Есть в театре и художник по росписи, самые красивые костюмы расписаны вручную!

Интересно, что в театре есть и такие костюмы, которые сегодня уже и не увидеть на сцене, некоторым из них более 100 лет. Спектакли переосмысливают, время идет вперед, требует современного прочтения. Но отдельные костюмы возвращаются на сцену. Например, в опере «Царская невеста».

Перед нами костюмы из «Пиковой дамы» в постановке Ии Бобраковой — классическое прочтение спектакля, костюмы отсылают нас к далекому 19 веку. А рядом костюм из «Пиковой дамы», которую совсем недавно поставил Илья Семенович Можайский, костюм Графини мистический и загадочный, таково режиссерское прочтение. Пошив костюмов — большой и ответственный труд, который требует уважения. Когда я ввожусь в уже идущий в репертуаре спектакль, мастера из пошивочного цеха перешивают костюм на меня, это тоже непростая и кропотливая работа.
– Покажите ваши любимые костюмы?
– Партия любимая есть, а о любимом костюме как-то не задумывалась. Я вам могу показать мой новый костюм, я его еще ни разу не надевала! Вы увидите, какой он великолепный. Но фотографировать до премьеры его не будем — сохраним интригу.
– Есть ли в театре место (пространство) для в личной жизни, интересов? Бывает ли, что в голове крутятся мысли, которые мешают работе? Как с этим справляться?
Оно у артистов в гримерке. Здесь у каждого свой гримерный столик, свое место, здесь мы находимся перед выходом в спектакле, сюда возвращаемся в антракте перевести дух. Артисты здесь проводят много времени. Здесь можно отвлечься и чаю попить. После выхода из декрета перед первым выходом на сцену я думала, а как там мой сын? Ему был всего год. Наши мамы, бывало, выходили на работу еще раньше. Но потом я научилась переключаться - перед выходом на сцену нельзя думать ни о чем, кроме роли. У меня всегда с собой оперная партия – нотный материал, я постоянно перед выходом на сцену в кулисах повторяю, даже если абсолютно уверена в тексте. Это уже определенный ритуал: за 2-3 минуты перед выходом на сцену, за кулисами повторить и настроиться.
– В каком самом необычном месте вы пели? Расскажите, в каких странах с какими программами вы выступали?
– Самое необычное место, где я пела, — самолет. В 2013 году мы с правительством Коми и группой «Балалайка» ездили в Китай. Очень интересная, удачная поездка! Мы исполняли коми и китайские песни, а на обратном пути Игорь Мороков (руководитель «Балалайки») достал баян, и мы пели для всех наши русские песни.

Три раза с театром была на гастролях в Великобритании, по приглашению Сергея Емельянова ездила в Венгрию и Сербию.

Публика везде разная. В Великобритании первое время мы были слегка шокированы. Мы как привыкли: для нашего зрителя театр – это культурное место, выход в свет. Многие надевают вечерние платья, лучшие наряды, украшения. У нас принять даже сменную обувь с собой в театр брать. В сумочках — бинокли. А там все по-другому. Там приходят в театр как в кино —в верхней одежде проходят в зал с напитками, с чипсами: живо реагируют, могут разговаривать в полный голос, обсуждать, смеяться. Рамок никаких нет. Это, конечно же, отвлекает артистов.
Англичане по-другому выражают эмоции, если им понравился спектакль, вместо аплодисментов и криков «Браво!» они начинают топать ногами. Так выражать свои эмоции они могут и во время спектакля.

Нас сначала это как-то настораживало и даже пугало, но потом привыкли. Вообще профессиональный артист должен быть готов к любой реакции зала, его ничего не должно выбивать из колеи: даже звонящий телефон и вспышка фотоаппарата.
А еще я выступала в Казахстане, в Украине с концертными программами.
– А чем вы увлекаетесь в жизни? На что еще хватает времени?
Сегодня я преподаю в Республиканском колледже искусств, и в нашем дневном театральном перерыве с 15 до 18 бегу к студентам на уроки по академическому вокалу. Если в свободное время дома, то люблю проводить время на кухне - печь. На юбилеи моих коллег готовлю сладкие подарки - пеку необычные торты. Самый частый мой торт — сметанный. А последняя новинка в моем кулинарном репертуаре «Молочная девочка». Этот торт чем-то похож на «Наполеон», но начинка другая. Всё хочу попробовать испечь «Красный бархат», но времени катастрофически не хватает. Мне нравится преподносить торты в качестве подарка, печь, фантазировать, на моей кухне множество приспособлений для этого, всякие кондитерские штучки. Но это только для выпечки. Остальные блюда чаще готовит муж.
Моя вторая слабость — это собаки. У меня дома в Визинге всегда было много животных, и кошки, и собаки. Самое интересное, что у меня аллергия на собачью шерсть, но это не мешает мне им помогать. Я иногда думаю, лучше бы у меня на шоколад была аллергия.

Вместе с друзьями мы проводим благотворительные акции. Собираем команду, в числе которой артисты нашего театра, готовим концертную программу, выставку-ярмарку разных изделий, выпечки. Организуем детское шоу, у нас выступают детские коллективы, мыльные пузыри, приглашаем фотографов, мастер-классы, аквагримм, лотерею с хорошими призами. Эту благотворительную акцию проводим в центре досуга и кино «Октябрь» вот уже пять лет. Люди приходят к нам целыми семьями. И зарабатываем неплохие суммы, два года подряд неравнодушные люди оставляли для собачьего приюта по 90 тысяч рублей. Для этого мероприятия я сама пеку торты, делаю конфеты, мороженое.
– Как будете отмечать Новый год? Наступающий год Дракона — какие планы?
– Планов много — этот сезон у меня юбилейный — 15 лет. И в наступившем году я впервые буду участвовать в конкурсе «Василей» с коми песней. Наша местная композитор Светлана Кондратюк написала песню и 4 года назад предлагала мне ее исполнить, но получилось только сейчас.

А еще мы хотели бы поехать попутешествовать по городам России.
Новый год мы будем отмечать традиционно в кругу семьи — для меня это семейный праздник. И когда меня приглашают выступать в ресторанах в новогоднюю ночь, я всегда отказываюсь, я хочу быть в кругу близких.

У нас есть еще одна традиция —1 января, в первый день наступившего года, звать к себе гостей. А еще я всегда покупаю лотерейные билеты, хотя я не азартный человек, но в новом году люблю поиграть в лотерею, а вдруг повезет? И конечно же, традиционно лепим пельмени. Мы уже третий год живем в своей квартире, и для нас Новый год - это всегда праздник, веселье, смех соседей и небольшие салюты.