Новости Республики Коми | Комиинформ

Схема "мертвых душ" работала и ранее - экс-первый проректор СГУ имени П.Сорокина Ольга Кушнир дала показания в суде

Схема "мертвых душ" работала и ранее - экс-первый проректор СГУ имени П.Сорокина Ольга Кушнир дала показания в суде
Схема "мертвых душ" работала и ранее - экс-первый проректор СГУ имени П.Сорокина Ольга Кушнир дала показания в суде
logo
Схема "мертвых душ" работала и ранее - экс-первый проректор СГУ имени П.Сорокина Ольга Кушнир дала показания в суде
Фото из архива ИА "Комиинформ"

В Сыктывкарском горсуде 26 октября дала показания доктор филологических наук, бывший первый проректор СГУ имени П.Сорокина Ольга Кушнир, которая стала фигурантом уголовного дела.

О.Кушнир обвиняют в пяти преступлениях, по каждому из них она объяснила абсурдность обвинения.

Напомним, судебное следствие находится на этапе допроса фигурантов дела, некоторые из них уже высказали свою позицию по делу. По данным следствия, в 2017-2020 годах должностными лицами СГУ имени П.Сорокина по итогам фиктивного тестирования, в том числе проведенного с использованием дистанционных технологий, зачислено на обучение более 80 студентов по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, финансовое обеспечение которых велось за счет средств федерального бюджета. Студентам назначались и выплачивались стипендии и пособия. Часть средств получатели перечисляли должностным лицам вуза, которые распоряжались ими по своему усмотрению.

О.Кушнир на этапе предварительного расследования и в суд не признавала вину в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями, служебном подлоге. 

Она пояснила, что ей нельзя вменять преступление как должностному лицу в указанный период. Полномочий, касающихся приема абитуриентов, движения контингента у нее не было за исключением нескольких недель, когда она заменяла ответственного сотрудника. Промежуточные результаты и итоговые цифры приема она не получала, ни одного вопроса, связанного с приемом, на обсуждение не выносила. Заинтересованным лицом в вопросах приемной кампании не была.

Все должности в центральной приемной комиссии и приемной комиссии временные. Во всех вузах председатель приемной комиссии – ректор, везде есть ответственный секретарь, а должность заместителя приемной комиссии вообще не предусмотрена. Но в СГУ все было иначе.

Объективной возможности сохранить контингент студентов у вуза не было в принципе - люди отчисляются. Достичь 100% целей госзадания априори являлось невыполнимым показателем. При этом, за невыполнение госзадания никого не наказывали, как и за отчисление более 10% от поступивших студентов.

А вот недобор студентов был выгоден, потому что на этой основе можно было значительно сократить число ставок сотрудников, которые значительно превышали норматив.

Доктор филологических наук опровергла показания свидетелей, других фигурантов и отметила, что желание обвинить ее во всем просто зашкаливает. На нее указывали как на руководителя, который давал указания "любой ценой", и перечисляли наказания за неисполнение ее поручений. Но в ходе служебного расследования почему-то не стали называть О.Кушнир злым проректором.

Выступающая подробно остановилась на формулировке о том, что именно она "разработала преступную схему по массовому зачислению студентов". 

Как оказалось, эту схему применяли задолго до прихода Кушнир. Речь может идти вплоть до 2014 года, когда СГУ объединили с КГПИ. Свидетели заявляли, что проблемы с набором в вуз были уже в начале 2000-х годов. А потом ввели зависимость зарплаты преподавателей от количества студентов, так называемое подушевое финансирование. 

Все эти движения студентов имеются в базе, но, по мнению Кушнир, следствие пренебрегло открытой информацией. Между тем ряд лиц из списка обвинения подавали заявления о приеме в вуз несколько лет подряд: в 2015, 2016 вплоть до 2020 года. Эти люди последовательно подавали документы, иногда сразу на три направления. В 2014 году был принял студент, который был отчислен в 2016-ом, а после снова пришел с заявлением.

По словам Кушнир, минимум 11 человек приходили на поступление в вуз до 2017 года несколько раз, и это не заинтересовало следствие.

"Честное следствие должно это заинтересовать. Необходимо допросить лиц, которые занимались приемом в этот период. Я просила об этом, - заявила филолог. - Тогда возникает вопрос, кем и когда разработана схема? Кто передавал эту традицию?".

Сама выступающая назвала "такую" схему невыгодной и ущербной. По ее мнению, не нужны глубокие познания, чтобы понять, что недобор студентов будет виден только спустя 4 месяца после окончания кампании, сказала педагог. А вот "отчисление фиктивных студентов" вызовет необходимость возвращать учредителю большую сумму.

О.Кушнир пояснила, что университет мог воспользоваться своим правом и предупредить риск недобора студентов, просить заведомо невыполнимые цифры никто бы не стал. Цифры формируются институтами. Это взвешенный и обоснованный показатель.

"Следствие считает, что я через три месяца в новой должности столкнулась с проблемой и раскрыла темную сторону свою души. Я, вопреки здравому смыслу и психическому здоровью, реализовала преступную схему, тайно, в составе ОПГ. Незаконно зачислила 12 человек, мне понравилось, поэтому были ещё трое в 2019-ом и один человек в 2020-ом. И все это ради  результативной работы".

Выступающая назвала это абсурдом, потому что Минобрнауки РФ не оценивает сотрудников вуза, это делает ректор. А он санкций никогда никаких не накладывал. В 2021-2022 годах недобор студентов составил 200 человек. "Никто не пострадал", и университету выделили еще дополнительные 125 мест.

По словам О.Кушнир, в июне 2020 года уже все знали, что по приему абитуриентов будет катастрофа, при этом Минобрнауки РФ выделяет вузу дополнительные 22 места. Вопрос об отсутствии заявлений не ставился.

"Я пыталась создать видимость работы перед не владеющим никакой информацией ректором? Никто никогда мне не говорил о проблеме с заявлениями. Речь шла о среднем балле ЕГЭ и низком уровне подготовки выпускников. А средний балл является показателем в отчёте вузов. Мне не докладывали – я сама приходила в помещение приемной комиссии и спрашивала, как дела. Низкий конкурс, нехватка заявлений - были такие проблемы, особенно по направлению  культурология, коми филология".

О.Кушнир заметила, что проблема со студентами - это проблема институтов и дичайший непрофессионализм директоров этих институтов, зачастую "непробиваемых". Низкая мотивация студентов к учебе имеется уже несколько десятилетий во всех вузах страны. Первокурсники ожидают другого от учебы, и родители поддерживают их, если они не хотят продолжать обучение.

В безумный пандемийный 2020 год, в июне на федеральном уровне установили шкалу ЕГЭ, которая превышала школьный балл.

"Мы планировали не применять ее по объективным основаниям. Были такие выпускники, у кого баллов не хватило после введения нового приказа. Но в Минобрнауки отказали. И тогда никто не говорил, что нужно совершить подлог - наитупейший способ решения проблемы. И благословения на это у меня никто не просил".

Ведомственная чехарда снизила количество поступающих выпускников. Выпускники в Коми не смогли выполнить новые условия, а министерство не предприняло никаких действий, чтобы исправить ситуацию. 

В самый разгар ковида министерство думало, как выполнить свои показатели. В то время, как  иностранные студенты бежали на родину, их прием увеличили в 2 раза.

О.Кушнир заметила, что в показания свидетелей разнятся, когда и кому она отдавала указания. А словосочетание "любой ценой" призвала не интерпретировать как "совершить преступление". Противоречия она нашла и в показаниях о том, что она призывала выполнять задания за студентов. Получается, что сначала ее наделяют безграничными возможностями, а потом говорят, что самостоятельно справиться она не могла, нужны были сообщники.

С 20 августа 2020 года к зачислению студентов  она не имела никакого отношения. По мнению выступающей, если факты зачисления фиктивных студентов и были, то от нее их скрыли.

Отдельно О.Кушнир остановилась на зачислении иностранных студентов, которое тоже ей вменили, и пояснила, что выгодное сотрудничество с иностранными вузами не является преступлением. Это финансовая выгода для всей страны, а с 2018 года показатель включен в критерии эффективности работы учебных заведений. Изначально в уголовном деле фигурировали все иностранные студенты, которые поступили в вуз в инкриминируемый Кушнир период, но в обвинении остался один студент.

О том, что за него, якобы, сдавали экзамены, Кушнир узнала на очной ставке с другой фигуранткой дела, и сказала, что у нее были психические и физические причины к оговору. А вот подчинённых отношений между ними не было и давать ей поручения Кушнир не могла. 

"Если подлог и был, то это не вина студента. Никто до сих пор не доказал, что ему не хватило баллов для поступления на бюджет. Он и сейчас учится", - считает выступающая. 

Показания ряда свидетелей Кушнир называет дремучими, указывая, что на должности в вузе работал бывший сотрудник ОВД, который вообще не имел отношения к зачислению иностранцев. А другой сначала заявил о своей неосведомлённости по поводу приемной кампании, а потом придумал ложные факты. 

По гражданскому иску Минобрнауки РФ Кушнир не считает себя надлежащим ответчиком, так как рассчитанный ущерб сомнителен - его вообще нет, нецелевого использования средств тоже, а требование возместить иск может быть выставлено к университету, а не лично ей.