Новости Республики Коми | Комиинформ

Система вывоза мусора: что тормозит реализацию системы в Коми

Система вывоза мусора: что тормозит реализацию системы в Коми
Система вывоза мусора: что тормозит реализацию системы в Коми
logo
Система вывоза мусора: что тормозит реализацию системы в Коми
Фото Якова Шлегеля

Регоператор по обращению с ТКО в Коми на площадке Общественной палаты проанализировал нерешенные проблемы, которые мешают полноценной реализации "мусорной реформы" в регионе.

Напомним, постоянная рабочая группа по вопросам ЖКХ Общественной палаты под председательством Дарьи Шучалиной, возглавляющей регцентр "ЖКХ Контроль", провела круглый стол, на котором шла речь об актуальных вопросах в рамках новой системы обращения с ТКО.

С основным докладом выступил руководитель управления регоператора по обращению с ТКО ООО "Ухтажилфонд" Дмитрий Кондратенков. Свой доклад он начал с информации о том, что ни в одном муниципалитете оператору официально не предоставили площадки временного накопления, обустроенные в соответствии с требованиями (выделение таких площадок и их оборудование в ведении муниципалитетов). Почти во всех городах и районах не хватает как самих площадок, так и контейнеров.

IMG_0026.jpg

Муниципалитеты вместо того, чтобы решать совместно эту проблему, перекладывают ответственность на регоператора. Хотя он покупает контейнеры в рамках одного процента от установленной необходимой валовой выручки. Уже закуплено 250 бункеров объемом 8 кубов и порядка 100 контейнеров 0,75 куба.

"Бункеры мы устанавливаем в сельских населенных пунктах: там, где раньше не был организован сбор ТКО, и на площадках временного накопления в районах, где нет полигонов захоронения отходов. Администрации должны активнее включаться в строительство площадок. У нас сейчас парадоксальная ситуация, например, в Вой-Воже. Контейнеры купили за счет бюджетных средств, и они стоят, потому что средства на строительство площадок не выделили. А одно без другого невозможно", - отметил Дмитрий Кондратенков.

IMG_0009.jpg

Он также обозначил ситуацию с несанкционированными свалками (почти все - исторически сложившиеся). Регоператор выявляет, составляет акт, отправляет документы собственнику участка. Далее собственник или убирает сам, или это делает "Ухтажилфонд", а потом через суд взыскивает стоимость работ.

Что касается полигонов: в регионе эксплуатируется девять. Регоператор сообщил, что многие предприятия пытаются провести туда под видом промышленных отходов обычные коммунальные. При этом не заключают с "Ухтажилфондом" договор. "А некоторые потребители при заключении договора с нами по способу коммерческого учета объемов образования ТКО, исходя из количества контейнеров и периодичности вывоза, указывают заниженные объемы и периодичность вывоза контейнеров. И намеренно дублируют договор с другой компанией на вывоз прочих отходов по значительно низкой цене. Хотя по факту транспортируются ТКО", - отметил выступавший.

IMG_0011.jpg

По его словам, организации, эксплуатирующие полигоны, пропускают таких перевозчиков. Эта проблема характерна, по мнению регоператора, для всех полигонов в Коми. "Ухтажилфонд" установил контроль за полигоном в Ухте.

"К началу второго полугодия 2019-го в новую систему обращения с ТКО в Коми включилось чуть более половины юрлиц и ИП. При этом собираемость платежей с них не превышает 60 процентов. Это приводит к невозможности своевременной оплаты в полном объеме услуг операторов по транспортированию и размещению ТКО", - высказался докладчик.

Он констатировал, что компании недостаточно информированы о своих действиях в договорном пространстве, не согласны с применяемыми в расчетах нормативами,

предпочитают экономить за счет нелегального складирования мусора на близлежащих контейнерных площадках жилых домов, либо нанимают частников для вывоза ТКО. "А эти частники потом везут oтходы в лес, и у нас растет количество свалок. Зачастую предприниматели, заключающие договоры с "серыми перевозчиками", даже не знают, что являются участниками экологического преступления", - добавил Дмитрий Кондратенков.

IMG_0024.jpg

Специалисты регоператора уже несколько месяцев ездят по муниципалитетам для выявления "молчунов". Усложняет процесс отсутствие у "Ухтажилфонда" актуальной базы данных не только по юридическим, но и по физическим лицам - собственникам жилых и нежилых помещений в регионе.

"Мы вынуждены в интернете из открытых источников вести поиск новых контрагентов, которые заносятся в реестр для дальнейшей обработки. Так, в июле на основании имеющейся в нашем распоряжении информации всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не вышедшим с заявкой на заключение договора, направлены счета-фактуры за вывоз мусора с ноября 2018-го по конец июля 2019-го", - рассказал представитель регоператора.

После того, как компания активизировала претензионную работу и через суды взыскивает долги, предприниматели пришли с вопросом: как уменьшить платежи? Их консультируют о возможности применить тот или иной метод расчета. "Также потребитель может выбрать вариант оплаты: по нормативу или обустроить собственную контейнерную площадку и оплачивать по фактическому образованию отходов. Можно перейти от типовых договоров на индивидуальные", - пояснил выступавший.

Однако регоператор не имеет рычагов воздействия на потребителей в части подтверждения указанной в заявке информации: нормативы образования рассчитываются исходя из единиц (сотрудников, учащихся, мест, посетителей). В нормативно-правовых актах не обозначены документы, которые имеют право запрашивать специалисты в ходе переговоров с потребителями. Зачастую они занижают показатели, что уменьшает объемы и сумму за оказанные услуги, а по факту за восемь месяцев работы регионального оператора отходов вывозится больше чем предусмотрено в территориальной схеме обращения с отходами.

IMG_5327.jpg

Что касается гаражных кооперативов и дачных участков, не состоящих в садовых товариществах: для них до сих пор нет четко прописанной схемы начисления платы за вывоз ТКО.

По данным регоператора, ни один из потребителей, нарушающих закон, ни один предприниматель, который занимается незаконным транспортированием ТКО, не привлечены к реальной ответственности. "Ухтажилфонд" обратился к Общественной палате с просьбой инициировать наделение регоператора полномочиями для решения таких проблем.

"Необходимо побудить сельские районы к пониманию: у нас единый тариф, в том числе, из-за них. Городские жители частично оплачивают вывоз мусора из районов. Но при этом некоторые сельские районы оплачивать вывоз ТКО не торопятся. Чтобы снять остроту проблемы, нужно выстроить взаимовыгодное сотрудничество всех органов, которые работают на этом направлении", - подытожил представитель "Ухтажилфонда".

  Ключевые слова: ЖКХ, отходы, мусор