Новости Республики Коми | Комиинформ

Активисты НКО пожаловались на непрозрачную процедуру грантового конкурса в Коми и сложную отчетность

Активисты НКО пожаловались на непрозрачную процедуру грантового конкурса в Коми и сложную отчетность
Активисты НКО пожаловались на непрозрачную процедуру грантового конкурса в Коми и сложную отчетность
logo
Активисты НКО пожаловались на непрозрачную процедуру грантового конкурса в Коми и сложную отчетность
Фото Антона Пархачева

В Коми руководители НКО заявили о том, что испытывают трудности с получением грантовой поддержки из-за непрозрачной конкурсной процедуры. Проблемы, мешающие НКО претендовать на господдержку на реализацию социально значимых проектов, обсудили на круглом столе в Общественной приемной главы Коми. Модератором встречи с участием представителей органов власти республики, парламентариев Госсовета и руководителей НКО выступила депутат Государственной Думы РФ Ольга Савастьянова.

35.jpg

Одной из первых выступила председатель Общественной палаты Коми Галина Киселева. По ее словам, в Минюсте региона зарегистрировано 1 400 НКО, однако действующими фактически являются 142 организации. Чтобы разобраться в ситуации, почему НКО фактически прекращают свою работу, палатой был проведен опрос, который вскрыл любопытные факты. В частности, 26% опрошенных считают, со стороны власти и бизнеса наблюдается недооценка потенциала НКО, 22% заявили, что работать им мешают административные барьеры, 18% отметили собственную недостаточную профессиональную подготовку в правовых вопросах, 12% заявили о недоверии граждан к деятельности НКО.

41.jpg

"Общественная палата Коми усилила свою исполнительную дирекцию специалистами, которые будут помогать развиваться НКО, - добавила Г. Киселева. – Мы считаем это достижением палаты. За несколько лет работы я в лицо знаю всех руководителей НКО. Около 30-ти организаций получили Президентские и республиканские гранты на осуществление своей деятельности".

Председатель НКО "Еврейская национально-культурная автономия в РК" Леонид Зильберг поднял проблемные вопросы в деятельности своей организации, имеющей разветвленную сеть по республике. Общественная организация специализируется на вопросах женского здоровья и имеет 10-летний опыт работы.

38.jpg

"Пробиться на уровень оказания услуг широким слоям населения у нас не получается, - сообщил Л. Зильберг. – Мы четыре раза подавали заявления в Минсоцтруд Коми на включение нашей организации в реестр, и каждый раз получали отказ. Государство не готово воспринимать нас всерьез".

Руководитель НКО "Созидание" и директор первого в России музея студотрядов Михаил Дронов и вовсе поведал вопиющие факты из своей практики. По его словам, в Министерстве экономического развития Коми в части распределения грантов между НКО сложилась неприглядная ситуация.

40.jpg

"Конкурс, проводимый Центром поддержки развития экономики Коми, не является открытым, - заявил М. Дронов. – В отличие от Президентского, где вся информация доступна и сразу выкладывается в сеть, у нас ни один участник не знает, кто еще участвует в конкурсе и какие документы при необходимости еще надо донести. Центр взял на себя нехарактерную функцию – он проводит первичный отбор документов, тогда как просто должен их принимать, не давая оценки. От меня потребовали предоставить документы, подтверждающие собственные расходы. Президентский грант не требует, а в Коми – требуют. Кроме того, в республике ввели норму на приобретение НКО оргтехники не более чем на 25 тысяч рублей. На мой вопрос почему, мне ответили: чтобы НКО не приобретали современное оборудование".

М. Дронов также добавил, что лично к нему в ведомстве относятся предвзято. В результате конфликта с одним из сотрудников Центра директору музея студотрядов было заявлено, что больше он не получит в республике ни одного гранта. М. Дронов с горечью признал, что свое обещание чиновник сдержал.

43.jpg

Л. Зильберг дополнил рассказ своего коллеги ремаркой о том, каким образом выглядит распределение грантов в Коми на протяжении нескольких лет: 200 тысяч, 300 тысяч, 250 тысяч… 3 миллиона рублей.

Поддержала М. Дронова и председатель КРО "Всероссийское общество инвалидов" Маргарита Колпащикова, которая отметила, что в республике сложно получить грант, но еще сложнее отчитаться за него. "Я не вижу огромного желания в Коми развивать деятельность НКО. Стопоры везде, где только можно. Общественным организациям необходима поддержка и ресурсами, и помещениями. К примеру, общество инвалидов вот уже 30 лет оказывает социальные услуги, клиентов около 7600 человек, но выходить на уровень взаимодействия с государством – страшно: как отчитаться потом за бюджетные деньги, не имея специалистов-бухгалтеров в штате?".

37.jpg

Председатель Общественной палаты Коми Г. Киселева добавила, что ей, как члену конкурсной комиссии, в 2016-ом были выданы документы, на которых сотрудники Центра уже сделали пометки, кому грант давать, а кому нет. На недоуменный вопрос Г. Киселевой, было сказано: "А что, разве вы будете изучать всю эту кипу бумаг?". Г. Киселева ответила, что "кипу" она изучать действительно будет, после чего стопку документов ей, наконец, принесли.

В ходе обсуждения участники круглого стола обозначили несколько проблемных зон, мешающих деятельности НКО. Представитель Министерства экономического развития Коми отметила, что необходимо внести изменения в региональный закон № 127, которые бы наделяли НКО правовым статусом исполнителя общественно-значимых услуг. Но и это не решит проблем, поскольку в федеральном законодательстве отсутствует порядок признания НКО исполнителем общественно значимых услуг. Порядок должен быть разработан и внедрен в текущем году.

По поводу озвученных М. Дроновым требований по отчетности для НКО, представитель ведомства отметила, что министерство также является заложником ситуации, так как по этим показателям на федеральном уровне оценивается деятельность главы Коми.

36.jpg

"Как закрытая процедура грантового конкурса может влиять на рейтинг главы? – оборвала ее Ольга Савастьянова. – Люди сейчас озвучили вопиющие факты, а вы рейтинг главы приплетаете. Я ожидала что вы сейчас извинитесь перед людьми… На каком основании заранее принимаются решения о выделении грантов?".

44.jpg

Следом выступил руководитель Минсоцтруда Коми Илья Семяшкин. В реестре ведомства сейчас находится всего одна НКО, но и та пока не приступила к активным действия, оценивая свои возможности. На слова Л. Зильберга о том, что ему четырежды было отказано во вступлении в реестр, министр сказал, что пикироваться с ним не будет. По его словам, две организации одновременно подали заявки и получили письменные ответы о недостающих документах. Одна организация в дальнейшем обратилась за разъяснениями, подготовила недостающие документы и в реестр вошла. Вторая организация – возглавляемая Л. Зильбергом - исчезла из поля зрения.

"У нас нет особых требований к штатной численности НКО, достаточно хотя бы одного человека в штате, который подходил бы под профстандарты", - завершил он свое выступление.

Долгожданные извинения общественникам принесла заместитель председателя правительства Коми, министр образования республики Наталья Михальченкова. Она признала, что республика оказалась не готова к исполнению государственных задач. Целостной системы, которая отвечала бы за взаимодействие между государством и НКО, в регионе нет.

42.jpg

По ее словам, при отсутствии системы руководители министерств на свой страх и риск брали ответственность на себя, постепенно начиная передавать часть госуслуг НКО. Федеральным центром перед регионами поставлена задача в первом полугодии 2017-го разработать комплекс мер, который поможет увеличить количество НКО в оказании соцуслуг с 2018-2020 годы. Например, к 2020 году доля социально ориентированных НКО в расходах бюджетов регионов должна вырасти с 5 до 10 %, по допобразованию детей – с 2 до 5 %.

В частности, в сфере образования Н. Михальченкова назвала направления, рекомендованные к передаче НКО – услуги в сфере дошкольного и общего образования, допобразования детей; оказание помощи семье в воспитании детей; услуги по организации отдыха и оздоровления детей; участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; услуги по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках дошкольного, общего и профобразования.

39.jpg

Подводя итоги круглого стола, О. Савастьянова отметила, что план мероприятий по организации доступа социально ориентированных НКО к бюджетным средствам должен быть обязательно обсужден с представителями общественности. В противном случае документ получится "нерабочим". Депутат Госдумы РФ также отметила, что проблемные вопросы, поднятые общественниками, обязательно должны быть приняты к сведению в Минэке Коми. В частности, необходимо изменить процедуру конкурса, сделать ее прозрачной, открытой и доступной по отношению ко всем участникам. "Сложившуюся систему нужно менять. Государство – это не личная организация или фирма, в которой можно распоряжаться, как хочется", - резюмировала парламентарий.