Журналисты ТВЦентра провели свое расследование о последних нашумевших коррупционных делах. В списке "высокопоставленных казнокрадов" снова губернатор Сахалина Александр Хорошавин, экс-глава Коми Вячеслав Гайзер и вице-губернатор Подмосковья Алексей Кузнецов и другие. "Долгожданная справедливость или показуха" - задались вопросом авторы программы.
А.Кузнецов, любитель живописи, хранил на складе более 1000 предметов искусства и нанес государству ущерб в размере 15 миллиардов рублей. Еще в Инкомбанке он создал систему отмыва денег. Банк потерял 10 миллиардов долларов. А всему виной - муза и супруга Жанна Буллок, у которой от новых возможностей "снесло крышу". На фоне разгульных 90-х коррупционные схемы семьи дали богатые всходы. Кроме того, коварная женщина смертельно завидовала супруге Лужкова Елене Батуриной и старалась в делах бизнеса от нее не отставать.
В игру вступила и сестра Елена и другие надежные лица. Награбленное шло в дело: так, свадьба дочери Кузнецова и Буллок Зои в усадьбе Архангельское стоила 5 миллионов долларов.
Вячеслав Кислицын, губернатор Марий Эл, решил продать оборонный завод ракетный комплекс Экс-300. Вышел на покупателей из Кувейта, но несколько местных депутатов успели обратиться к недавно избранному президенту Путину. Секретные технологии остались в России, а Кислицына усмирили.
Губернатор Хорошавин оказался обладателем унитаза за 1,5 миллиона рублей. Весь ремонт его рабочего кабинета обошелся в 50 миллионов. Кроме того, при обыске у него нашли миллиард рублей наличными и 800 предметов роскоши, в том числе ручка стоимостью в 36 миллионов рублей. Придя к власти через месяц после разрушительного землетрясения на Сахалине, он сделал откаты и рейдерские захваты обычными методами своей работы.
"Хозяин Екатеринбурга", вице-мэр Виктор Контеев - типичный торгаш, разбогатевший еще в период тотального дефицита. В 90-е стал типичным "новым русским". Тогда в столице Урала шли настоящие бандитские войны. К цивилизованному бизнесу их привел Контеев, банально "взяв в долю". Каждая торговая точка - от ларька до супермаркета была обложена им оброком в размере пяти процентов. Плюс налаженная торговля контрафактным спиртным. У Контеева тоже была боевая подруга - жена Лариса, которая помогала ему во всем.
Овощебаза №4 - надежный наркотрафик из Таджикистана под видом лука и редьки. Помешать ему решила ОПГ "Уралмаша", однако Контеев за один миллион рублей заказал убийство конкурентов Волкова и Полякова. Он был связан с кланом "деда Хасана" и держал всю область в страхе. Все шло без сучка без задоринки, но в 2010-м году он попал за решетку. Тогда на его защиту поднялась общественность и местные СМИ.
Вспомнили в "Ударе власти" и дело бизнесмена Козленка, продавшего за границу драгоценных камней из государственного хранилища на 190 миллионов долларов в обмен на обещание кредита от Банка Америки. Фигуранты дела получили от трех лет до банального взыскания. Сам Козленок отделался 4-мя годами лишения свободы.
Губернатор Тульской области Вячеслав Дудка также уважал стилистику братков и обложил данью весь город. 800 миллионов рублей, выделенные на ремонт ужасных тульских дорог, осели в его карманах. Томографы для области были куплены по цене, многократно превышающей реальную. 9,5 лет в колонии он получил за украденные у региона 180 миллиона долларов. До сих пор в области с трудом верят, что казнокрад получил реальный серьезный срок за свои деяния.
По традиции, последний сюжет федеральные журналисты посвятили Коми. Вячеслава Гайзера, напомнили зрителю авторы, задержали в аэропорту Домодедово с билетами на Сейшелы.
В эфире экс-главу обличали президент Торгово-промышленной палаты РК Саркис Манасарянц (по его словам, "это была реальная банда"), политолог Андрей Никулин, напомнивший, что банк, которым руководил Гайзер, был фактически "кошельком" айвенговской ОПГ, бывший главный редактор газеты "Красное знамя" Евгений Горчаков, вспомнивший о безнаказанном поведении всей ОПГ, и Валерий Черницын, которому в передаче отведена роль обличителя Константина Ромаданова, не стеснявшегося своего богатства и вошедшего в список Форбс.
Александр Зарубин, находящийся в международном розыске, упомянут в "Ударе власти" как "правая рука" Гайзера.
"Вячеслав Гайзер имел образ человека, любящего народ и малую родину. И простые люди не знали, что множество предприятий в республике - ЛВЗ, хлебокомбинат, птицефабрика - ушли в частные руки, а доходы не попали в казну", - отметили авторы расследования.
При аресте в сейфе губернатора нашли миллионы рублей, десятки дорогих часов и документы на самолет, хотя сам В.Гайзер "жил, как Корейко", - скромно и неприметно, о чем в передаче рассказала его соседка Ксения Иванова. Но жители республики, из которой "отжали миллиард", прозябали в нищете, утверждают журналисты телеканала.
Итог коррупционного правления подвел С.Манасарянц: "Сегодня республика - реципиент, а не донор Российской Федерации. Это оскорбительно для нас".
В финале передачи вновь возник образ "любителя прекрасного" Алексея Кузнецова, который ушел "вовремя и технично" - вместе с нескольким миллиардами. В 2008-м осел во Франции, где давал интервью российским СМИ, в которых называл себе жертвой интриг. Через три года его наконец арестовали в гостинице на Лазурном берегу. Его до сих пор не выдали России, но вопрос об экстрадиции, скорее всего, скоро решится. Жена - гражданка США - с Кузнецовым развелась и осталась безнаказанной.
Лаконичный вывод авторов не оставляет сомнений, что описанное - лишь начало борьбы с разнообразными коррупционными схемами в стране. "Сейчас сажают сотнями, вероятно, в 2015-м году счет пошел на тысячи", - подсчитал директор Института военно-политических исследований Алексей Поберёзкин.
"Борьба с коррупцией зависит от воли первых лиц государства", - подытожил ведущий за кадром..