Новости Республики Коми | Комиинформ

Федор Овчинников посоветовал начинающим предпринимателям уметь отказываться от своих идей

Федор Овчинников посоветовал начинающим предпринимателям уметь отказываться от своих идей
Федор Овчинников посоветовал начинающим предпринимателям уметь отказываться от своих идей
logo
Федор Овчинников посоветовал начинающим предпринимателям уметь отказываться от своих идей
Фото Ирины Кнутас

Владелец сети пиццерий, сыктывкарский предприниматель Фёдор Овчинников провел для студентов Сыктывкарского университета лекцию об успешном бизнесе.

Бизнесмен посмотрел на предпринимательство с философской точки зрения и рассказал слушателям, почему стоит верить в людей, как избавиться от ненужных идей и почему не надо бояться грязной работы. "Комиинформ" приводит выдержки из этой беседы.

DSC_7796_watermark.jpg

Начало

- В 2010 году практически полным банкротом я вышел из книжного бизнеса. На тот момент я ясно понимал, что мне необходимо найти "правильную лошадь", на которой можно было ехать дальше. Книжный бизнес такой "лошадью" не являлся. Нужна была какая-то мотивирующая идея, которая со временем могла бы масштабироваться. Я начал искать то, что максимально мне подходит и не противоречит моим ограничениям, в моем случае это было отсутствие денег и небольшой город России. Так, собственно, и родилась идея "ДоДо пиццы".

Пицца — это массовый рынок, она есть в любой стране. Мало кто знает, что, например, Бразилия или Индия — это гигантский рынок пиццы. Был еще один важный момент: я не хотел изобретать ничего нового, а стремился сделать лучше и удобнее то, что уже имеется. Я задался целью создать какую-то модель, имеющую преимущества перед другими моделями, и тиражировать её с помощью франчайзинга, то есть продавать другим предпринимателям.

DSC_7799_watermark.jpg

DSC_7800_watermark.jpg


Совместить несовместимое

- "Додо Пицца" – это не просто сеть пиццерий. Это компания, сочетающая в себе гибрид IT-технологий и заведение общественного питания. Мы создали собственную "облачную" информационную систему для управления нашими специфическими бизнес-процессами. Сегодня группа "Додо Пицца" состоит из трех компаний. Первая компания производит пиццу. Это наша розничная сеть. Здесь мы тестируем технологии, рецепты, бизнес-процессы, маркетинговые решения.

Вторая компания запускает и поддерживает партнерские пиццерии. Это наша франчайзинговая компания.

Третья компания разрабатывает информационную систему Dodo IS. "Додо Пиццу" можно смело назвать IT-компанией. Наша модель чем-то напоминает Apple. Так же, как Apple, продает свою операционную систему вместе со своим “железом”, так и мы продаем свой софт - только вместе с бизнесом в виде франшизы. Мы хотим создать максимально эффективную систему, где софт и бизнес были бы максимально интегрированы.

Наш бизнес получил российскую известность во многом благодаря открытости. С 2006 года я веду блог, в котором рассказываю обо всем, что происходит в моем бизнесе, включая выручку, расходы и нашу прибыль. Наш подход: мы ничего не скрываем от наших клиентов. Так, например, на кухнях наших пиццерий висят веб-камеры, которые в прямом эфире транслируют, как готовится пицца.

DSC_7804_watermark.jpg

DSC_7808_watermark.jpg

Личность важнее знаний

- Я выпускник исторического факультета нашего Сыктывкарского университета. В школе у меня была мечта стать археологом, и в итоге я пеку пиццу. С уверенностью могу сказать, что образование — это не главное, все зависит от человека, от его личных качеств: обучаемости, трудолюбия, умения воспринимать критику и т. д. Когда мы принимаем на работу нового сотрудника, мы никогда не смотрим на его диплом, поскольку это не показатель. Знания — это винчестер, а личные качества человека — это компьютер, который способен выполнять самую сложную работу.

DSC_7810_watermark.jpg

DSC_7811_watermark.jpg

Отсечь лишнее

- Многие молодые предприниматели уверены, залог успеха — это интересная идея. С таким подходом далеко не уедешь. Я за вечер могу сгенерировать огромное количество идей, но какой от этого толк? Уметь отказываться от идей, вот что важно, вычленять из них самое ценное и работать только с ним.

DSC_7812_watermark.jpg

DSC_7814_watermark.jpg

Мы и они

- Неважно, чем заниматься, важно, как заниматься. Нашу компанию отличает то, что мы не боимся работать. Все наши сотрудники, вне зависимости от должности, работали на кухне в пиццерии. Мой партнер по бизнесу, наш директор по франчайзингу, пришел в компанию в 2011 году. На тот момент у него был собственный бизнес — он работал в банке, но несмотря на это он пошел работать на кухню. Потом он стал управляющим, а спустя какое-то время открыл собственную пиццерию в Ухте, и сейчас это одна из самых прибыльных и успешных пиццерий нашей сети. Спустя какое-то время он вернулся в компанию и сейчас руководит франчайзинговым развитием. Наше преимущество в том, что мы не боимся грязной работы. Нужно делать то, что трудно делать конкурентам, потому что если мы это сделаем, значит, они уже этого сделать не смогут".

DSC_7815_watermark.jpg

Синтез культур

- Российский менеджмент, в моем понимании, - это смесь западных и японских подходов. Россия находится на пересечении двух культур - восточной и западной, и мы должны брать от запада конкурентность и инициативность, а с востока некую общинность и традиционность.

DSC_7816_watermark.jpg

DSC_7818_watermark.jpg

Команда

- "Великие вещи в бизнесе не создаются в одиночку, они создаются командой", - это сказал Стив Джобс, основатель компании Apple. В своей работе я выделил несколько основных принципов.

Вера в людей и постоянный поиск. Ты веришь людям, даешь им шанс, доверяешь. Кто-то из этих людей может обмануть, но, несмотря на это, ты должен верить и постоянно искать новых людей. И со временем у тебя сформируется своя команда. Если же тебя кто-то обманул и ты разочаровался в людях, то создавать команду ты уже не сможешь.

Следующий принцип - подобное притягивает подобное. У нас в компании есть блог, где в подробностях рассказывается о том, как мы делаем бизнес. Этот блог привлек очень много людей, которые, прочитав его, пришли к нам работать, потому что разделяют ценности нашей компании.

И последнее - партнерство и долгосрочная работа. Каждый сотрудник для нас - это партнер. Все наши поставщики — это партнеры. Партнеров надо увлекать. Если это сотрудник пиццерии, то у него должна быть возможность развиваться, если это поставщик, у него должна быть возможность зарабатывать, иначе услуги будут некачественные".

DSC_7825_watermark.jpg

DSC_7829_watermark.jpg

Успех

- Многие говорили мне, что у меня ничего не получится, говорили, что никто не будет заказывать пиццу на дом в нашем городе. Не понимали, зачем разрабатывать софт, когда есть готовые решения. Мне говорили, что ничего нового изобрести нельзя. А в то, что из Сыктывкара можно создать федеральную сеть и вовсе никто не верил. Но несмотря ни на что, у нас все получилось. Да, в пути мы ошибались, но если бы мы верили всему, что говорят "серьёзные люди", то никогда бы не добились того, что имеем сейчас, — почти 960 миллионов рублей выручки за 2015 год, 71 одна пиццерия по всей стране, одна пиццерия в Китае. А в феврале 2016 мы откроем свою первую пиццерию в США.