Седьмой день 25-го международного фестиваля оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс" ознаменовался очередной премьерой, пишет портал "Куда идти". На сыктывкарской сцене давали любимое детище великого Моцарта – оперу "Волшебная флейта". Композитор успел сам продирижировать премьеру, и через два с половиной месяца умер. Было это в 1791 году.
Кстати, отравление руками Сальери, который, поговаривают, в сущности был неплохим человеком, но слабоватым композитором, - не единственная версия смерти автора оперы. В столь раннем возрасте Моцарт мог пасть жертвой заговора масонов – и это режиссер Ольга Иванова отразила в опере.
В первом действии на сцену выходит мрачный басовитый брат. Он туманно намекает главному герою, прототип которого – сам Моцарт, от чего ему надо отказаться ради посвящения в сакральные тайны, которые, в результате, приведут его к счастью слияния любви с искусством.
Многолик и сам храм, где вершатся таинства. Во втором действии он становится храмом искусства, в котором творится некое фантастическо-реальное действо, а зритель вместе с главными героями наблюдает за ним одновременно и из зала, и из-за кулис.
Опера-мистификация, полная масок, загадок, ребусов и недоговоренностей, несомненно, рассчитана на искушенного зрителя. Московский оперный критик Александр Матусевич, почтивший своим вниманием фестиваль и восторженно отозвавшийся о субботней премьере "Дон Паскуале", признался, что режиссеры, живущие в мире искусства, иногда забывают, что зритель погружается в него только в момент спектакля, и слишком рассчитывают на его искусствоведческий опыт и интеллект. Критик казался несколько озадаченным постановкой. Тем не менее, если бы было "один в один" с либретто, по его мнению, было бы неинтересно.
"Волшебная флейта" входит в топ любимых и самых часто ставящихся опер в театрах всего мира, поэтому зрителя сложно удивить постановкой.
"У произведения двойное дно, философский подтекст. Тут каждый видит свое. Мы не знаем и не можем сочетать все коды, оставленные в нем создателем и режиссером, да и сам материал весьма провакативный, - пытался просветить озадаченных журналистов А. Матусевич. – Жанровая особенность произведения – составленность из разных кусков. Задача режиссера – соединить их воедино".
Своими впечатлениями поделилась и заведующая музыкальным отделением Гимназии искусств при главе РК Валентина Ревунец.
"Я впервые видела живьём этот спектакль. Мне понравилось всё: шикарная музыка, замечательные исполнители. Впечатлили наши. У Алёны Лодыгиной прекрасный тембр, исполнение, актёрская игра, Ковалёв играл без зажима, молодцы. Рост для актёров, музыкантов и театра в целом, - оценила эксперт. - Ничто не вызвало у меня противоречивых чувств. Народ сведущий возмущался трактовкой режиссёра, якобы подано всё от лица Моцарта, перепутаны роли и т. д. Мне не претило. Просмотрела с удовольствием, не устала, хорошая премьера".
Соединив первое мрачное действие с задачей героя отыскать возлюбленную и спасти ее от злодея Зорастро, режиссер перенесла зрителей в театр в театре. Мы видим закулисье, костюмеров, детали туалетов: особенное оживление у публики вызвали неодетые юные актрисы в панталонах, претендующие на внимание болтуна Папагено (Андрей Ковалёв). Да и сама тезка героя – Папагена (Оксана Клипка), под личиной дряхлой уборщицы скрывающая 18-летнюю искрометную сущность, – вот-вот затмит главную героиню.
К чести солистки театра оперы и балета Елены Лодыгиной, сделать это не удалось. Она настолько вжилась в роль влюбленной девушки, неспособной на месть и злодейство, была так легка, грациозна и убедительна, показала такой высочайший уровень исполнения, что сорвала бурю оваций.
"Наши – не хуже", - лаконично оценила игру гостей и хозяев сцены оперная дива Альфия Каратаева.
Действительно, зал пристрастно следил за игрой лауреата международного конкурса, приглашенной из Москвы солистки ГАБТ, солистки Театра музыки и поэзии под руководством Е. Камбуровой Надежды Гулицкой, исполнившей сложную колоратурную партию Царицы ночи. В первом действии призывавшая Тамино (солист Камерного музыкального театра им. Покровского Борислав Молчанов) спасти ее несчастную дочь, похищенную злодеем, во втором она готова продать ее за удовлетворенное чувство мести и даже принуждает ее саму к убийству. Так что коварной женщине нужна не дочь, а месть Зорастро – жреца, которому слепо поклоняется весь город. В какой-то момент зритель даже засомневался, а не изображение ли это некой секты, но оказывается, что сам старец желает спасти Памину от жестокой матери: я де не хочу принуждать тебя к любви, однако свободу дать не могу.
Свободу Памине дает Тамино. Они еще не видели друг друга, но уже влюблены. Настолько, что Памина готова покончить с собой, когда Тамино, давший обет молчания, не может ответить ей. От самоубийства ее спасают три ангела, образы которых, как и образы трех дам черных – служанок Царицы ночи, проходят через всю оперу, сшивая ее фрагменты. А вот над попыткой Папагено повеситься ангелы смеются, но все-таки приводят к нему мистификаторшу Папагену. Пара танцует и исполняет оптимистичный дуэт и обещает публике много маленьких папагенчиков.
Кстати, Папагено – бывший птицелов, страшный враль и болтун. Прихоть художника делает его на время слугой и помощником Тамино и отучает болтать и врать. Красной нитью через оба действия проходит "заповедь" настоящего мужчины: он должен быть постоянен, молчалив и терпелив, и в этом автора либретто 18 века ну никак нельзя назвать старомодным.
Из режиссерских находок, ожививших зал, можно назвать использование мини-фонариков для таинственной подсветки лиц братьев-масонов в масках, выход в зал Папагено и Памины, прославляющих дружбу и взаимовыручку, и путь на сцену через зал тех же братьев с факелами: тут некоторые зрители буквально вздрогнули от неожиданности.
Почему же все-таки волшебная флейта? Потому, что это символ всепобеждающей силы искусства. В критические моменты звучит именно она, а в радужные – волшебные колокольчики, доставшиеся в дар Папагено.
Попытаться самостоятельно разгадать искусствоведческий ребус зритель сможет сегодня, 1 июня, во второй день показа премьеры.