Новости Республики Коми | Комиинформ

Фёдор Овчинников: фастфуд Михалкова и Кончаловского был обречен

Фёдор Овчинников: фастфуд Михалкова и Кончаловского был обречен
Фёдор Овчинников: фастфуд Михалкова и Кончаловского был обречен
logo

Режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский строят планы по открытию национальной сети общественного питания "Едим дома!". Этот бренд принадлежит жене Кончаловского, актрисе и телеведущей Юлии Высоцкой.

Газета "Коммерсантъ" сообщила о проекте со ссылкой на письмо деятелей кино президенту России Владимиру Путину. В письме указывается, что проект будет "способствовать импортозамещению и созданию альтернативы западным сетям фастфуда". На его реализацию потребуются инвестиции в размере 971,8 млн рублей. Михалков и Кончаловский просят поручить осуществление проекта правительству России, учитывая его "социально-политический характер".

"Комиинформ" попросил прокомментировать эту идею известного в Коми бизнесмена, основателя сети пиццерий "Додо пицца" Федора Овчинникова.

"Чем дольше я занимаюсь бизнесом, тем больше верю в рыночные механизмы. Инициатива Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова по созданию национальной сети общепита под брендом "Едим дома!" нарушает их базовые принципы. Они пытаются получить нерыночные инвестиции, привязать логистику к местным производителям вне рынка, и уже на стадии запуска ищут нерыночные каналы сбыта. Я совершенно не верю в перспективы такого подхода", - заявил Ф.Овчинников.

Рынок общепита в Москве неконкурентный. При всей видимости обилия кафе и ресторанов конкуренции по качеству почти нет. Сильных игроков с хорошим регулярным менеджментом тоже очень мало. В США опыт управления такими сетями накапливался десятилетиями, поэтому их модели так популярны в других странах. А у нас рынок находится в состоянии зародыша, здесь есть место для новых крупных игроков, считает бизнесмен.

"Более того, спрос на национальный фастфуд тоже есть. Многие люди предпочитают блины пицце или суши. Выбранная Михалковым и Кончаловским структура бизнеса, когда фабрика-кухня обслуживает кафе-кулинарии, тоже интересная. По такой концепции успешно развивается, например, сеть "Братья Караваевы". Часть продуктов привозится с фабрики-кухни, часть они готовят на месте. Какие-то блюда и выпечку клиенты забирают с собой, какие-то едят в кафе. Кулинарии с хорошей и недорогой едой востребованы.

Хороших идей в бизнесе множество, но главное — реализация. С этим будут проблемы", - отметил Ф.Овчинников.

"Братья-режиссёры хотят привлечь у государства много денег и построить сразу большую сеть. Но девять женщин не родят ребенка за месяц, даже если им за это хорошо заплатить. Стратегически неверно строить сразу большую сеть. Все проекты, которые так делались, не выжили в долгосрочной перспективе. Отличный пример — проект Юрия Лужкова "Русское бистро": у людей были деньги, льготные помещения, всесторонняя поддержка властей, но ничего хорошего не вышло", - отметил он.

Создавать сетевой общепит, как и снимать кино, сложно. Нужно годами накапливать компетенции, чтобы эффективно управлять этим бизнесом. Все строится на деталях. Прибыль зависит от того, как создашь систему. Очевидно, что новому проекту придется покупать специалистов. Нанять хороших людей можно, но нельзя купить корпоративную культуру. "Теремок" начинался с маленького ларька, и более 15 лет шаг за шагом они строили свою империю.

"Можно мне возразить, что семья Михалковых давно и достаточно успешно открывает рестораны в Москве. Но фастфуд или фаст-кэжуал — это смесь производства и ретейла. Задача фастфуда — произвести продукт стандартного качества в сотнях, тысячах точек. Эта задача имеет мало общего с бизнесом премиальных ресторанов, где фактически ремесленное производство. Фастфуд — это система. С точки зрения бизнеса она ближе к производству, нежели к ресторанам. Лицо и рецепты Юлии Высоцкой — это здорово, многие ее знают, но кто будет готовить эти блюда в реальности, как будут настроены ежедневные операции — совсем другая история.

У меня есть интуитивное чувство, что "Едим дома!" будет колоссом на глиняных ногах. Вот пример с другого рынка — есть сеть "Магнит" и есть X5 Retail Group. Первые росли органически, вторые скупали сети и специалистов. X5 отстаёт", - говорит бизнесмен.

Большие инвестиции расслабляют менеджмент и владельцев. Я счастлив, что мы в "Додо пицце" боремся за каждый рубль в условиях жестких ограничений. Компания, которая развивается без ограничений, всегда проиграет по эффективности бедному, но умному конкуренту. Нерыночными методами не создашь успешный бизнес", - заключил Ф.Овчинников.

Видимо, такого же мнения придерживаются и в правительстве России, т.к. накануне вечером стало известно, что проект братьев не получит государственной поддержки. В министерстве сельского хозяйства подчеркнули, что ведомство готово финансировать производство продуктов, а не их приготовление.