Со 2 по 4 марта в Сыктывкаре прошел международный семинар "Развитие и продвижение культурного предпринимательства в Арктике", на котором были затронуты проблемы локальных бизнесов и их роли в процессе развития северных территорий.
В семинаре приняли участие предприниматели-ремесленники и мастера, действующие на территории северных стран, представители культурных институций, госорганизаций, эксперты в сфере культуры и туристических отраслей.
Семинар был организован Коми республиканской академией государственной службы и управления совместно с Фондом развития творческих индустрий и культурного туризма и Факультетом управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук при поддержке Агентства Республики Коми по туризму.
"В Коми сейчас творческий бизнес не оформлен и представлен единичными предпринимателями. Опыт, которым поделились наши гости, очень полезен, мы сможем адаптировать его, чтобы продукты творчества коми мастеров стали востребованными и интересными для населения, - рассказала ректор КРАГСиУ Нина Нестерова, - на базе Академии скоро открывается Школа социального предпринимательства, в работу который мы обязательно будем включать модули для культурного предпринимательства".
Своим опытом продвижения этнотоваров в своих регионах, на уровне муниципалитетов поделились гости-эксперты из Эстонии, Финляндии, Карелии и Москвы. В первый день семинара про проблемы и возможности ремесленного и оленеводческого предпринимательства в Финляндии, разработку изделий из оленьих материалов и развитие способов производства рассказала советник по малому бизнесу в сфере традиционного ремесла Центра образования саамского региона (Инари, Финляндия) Пиркка Лааксо. Директор Академии культуры Вильянди Тартусского университета (Эстония) Анзори Баркалая привел примеры тройной поддержки креативной экономики в Эстонии, подробно остановившись на поддержке и продвижении культурного предпринимательства и профессионального образования в этой сфере.
В первый день участники семинара проанализировали реальное положение культурного предпринимательства арктического региона и приоритеты его развития, в том числе речь шла о месте этнокультурного предпринимательства в стратегиях устойчивого развития территорий. Темой второго дня семинара стало проектирование бизнес-моделей. При работе в группах каждому мастеру-участнику семинара были даны конкретные рекомендации. В заключительный день предприниматели и эксперты обсудили непосредственно стратегию развития культурного предпринимательства на Севере и его продвижение.
"В Коми культурные предприниматели очень разрозненны, у всех разный потенциал. Нет локального бизнеса, отсутствует элементарная схема взаимодействия между мастерами и профильными министерствами, смежными отраслями. За дни работы семинара мы вышли на образ единой платформы, которая бы втягивала в себя всех специалистов и заинтересованных лиц. Сейчас необходимо преодолевать межотраслевую и административную разобщенность внутри регионов", - сообщил эксперт семинара – преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук, руководитель специализации "Управление культурным разнообразием" Владимир Кузнецов.
"Всем мастерам необходимо развиваться, уходить от принципа "делаю только то, что умею"", - отметил эксперт семинара – руководитель отдела зрелищных зданий и комплексов культуры Экспериментального научно-проектного института (ЭНПИ), эксперт фондов "Новая Евразия", "Пушкинская библиотека", преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук Николай Прянишников.
Итогом международного семинара стало решение о создании Ассоциации культурного предпринимательства Арктики, способствующей продвижению этнокультурных бизнесов региона на внешних и внутренних рынках, развитию профессиональной коммуникации между мастерами и представителями сектора этнокультурных индустрий, расширению образовательных возможностей. В ближайших планах Ассоциации - создание сайта с интерактивной картой бизнесов и мастеров.
Миссия проекта состоит в продвижении локального этнокультурного предпринимательства, оказывающего реальный эффект на процессы устойчивого развития местных сообществ, а также на создание особой инфраструктуры для воспроизводства этнических культур в условиях инновационной экономики северных стран.