Новости Республики Коми | Комиинформ

Из любителей в браконьеры: Новые правила больше понравятся рыбам, чем рыбакам

Из любителей в браконьеры: Новые правила больше понравятся рыбам, чем рыбакам
Из любителей в браконьеры: Новые правила больше понравятся рыбам, чем рыбакам
logo

3 февраля вступили в силу обновленные правила рыболовства для пяти рыбохозяйственных бассейнов России. Отдельный блок правил касается Северного бассейна, включающего в себя водоемы Архангельской, Вологодской, Кировской и Мурманской областей, Карелии и Коми. Как пишет "Республика", многих рыбаков-любителей республики новый закон в восторг не привел. Да и промысловики оказались ему не рады.

Добавили отчетности

Самостоятельно разобраться во всех положениях этого многостраничного документа (в распечатанном виде – весьма увесистого) сложно. Поэтому вокруг свежих правил рыболовства уже образовался солидный клубок народных домыслов, слухов и толкований. Начальник отдела аквакультуры и рыболовства минсельхозпрода Коми Юрий Шубин полагает, что в документе достаточно странностей, которые наводят на мысли о технических ошибках или недосмотре разработчиков.

– В новых правилах, к примеру, есть пункт об ограничениях на сетевой лов с пояснениями, что можно там-то и там-то использовать сети определенной длины и ширины. Все субъекты Северного бассейна там присутствуют, а Коми почему-то нет. То есть сетевой лов для любителей без путевки у нас весь попал под запрет, даже на разливах и курьях, – рассказал Юрий Шубин.

Кроме того, на ряде рек теперь нельзя ловить рыбу не то что промысловикам, но и любителям с удочками. Например, под запрет попадает вся река Илыч.

– Еще разработчики правил зачем-то вернулись к старой схеме, когда промысловикам нужно раз в пять дней отчитываться в улове, причем вне зависимости от того, вел он лов в это время или нет. Отчет нужно отправлять в государственный орган, а в отдаленных районах это очень проблематично, иногда у промысловика и связи с "большой" землей практически нет. Отчетность – это дополнительные финансовые вложения, а ее пропуск может быть чреват десятками и сотнями тысяч рублей штрафа. Возможно, отчеты раз в пять дней применимы для рыболовных траулеров в перспективном районе, где улов составляет сотни тысяч тонн, и судовладелец получает очень неплохие прибыли. Но почему это должно распространяться на предпринимателей со скромными уловами, которые рыбу продают в пределах одного-двух населенных пунктов? Для них достаточно отчетности два раза в месяц, как было раньше, – считает сотрудник минсельхозпрода.

Потеряем треть улова

Также, по словам Юрия Шубина, в прошлом варианте правил был запрет для промысловиков ловить в весенний период на нерестилищах леща. Эти нерестилища были четко обозначены как определенные участки на той или иной реке. Теперь же формулировка "на нерестилищах леща" исчезла, и получилось, в частности, что в бассейне Печоры с 10 июня по 10 июля промысловикам вообще нельзя ставить сети.

– А это значит, что мы можем потерять примерно треть промышленного вылова, потому что потом наступает жаркий период и активность промысловиков падает до осени, – уверен начальник отдела аквакультуры и рыболовства. – При этом, несмотря на строгость этих правил, они, к моему глубокому сожалению, не дают возможности ограничить лов там, где мы бы хотели. В конкретных местах, где нерестится хариус, сиг, стерлядь. Это не должны быть большие участки, места традиционного лова, но это должны быть определенные нерестилища, места, значимые для воспроизводства, пока рыба там совсем не исчезла. Но пока правила не позволяют нам самим установить такие ограничения.

Еще одна странность, связанная с новыми правилами, состоит в том, что в Коми не присылали их проект. Обычно такое делается, чтобы документ оценили на региональном уровне, внесли свои предложения. Но этого не произошло. Сейчас минсельхозпрод республики совместно с различными ведомствами, общественными организациями подготовит свои предложения по внесению изменений в новые правила.

– Мы бы хотели, чтобы этот документ за подписью главы Коми ушел к федералам, и они в максимально короткие сроки внесли поправки, – рассказал Юрий Шубин. – Потому что я не знаю, кто может быть доволен этим документом, кроме разве что любителей природных ресурсов, которые активно борются с их освоением. Если во главу угла ставить рыбу – для нее это будет хорошо, если люди вовсе не будут выходить на водоемы. Нужно составлять правила так, чтобы соблюдался баланс между интересами людей и эффективным воспроизводством рыбы. Попытка отчуждения людей от того ресурса, которым они традиционно пользовались, может привести к печальным последствиям. Кроме того, смогут ли органы рыбоохраны следить за соблюдением таких запретов. У нас одна Печора 1600 километров, не считая притоков.

81 река под запретом

Начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны биологических ресурсов по РК Двинско-Печорского управления Росрыболовства Леонид Носов полагает, что перегибы в новых правилах есть, но и рациональное зерно тоже имеется.

– В прошлом году мы сняли пятьдесят километров браконьерских сетей общей площадью, равной семнадцати футбольным полям. Может быть, нынешние ограничения если и не пресекут браконьерство, то хотя бы как-то дисциплинируют людей, которые будут опасаться ставить сети. Уже можно будет говорить о сохранении рыбы, – считает Леонид Носов. – Принципиальное отличие этих правил от старых в том, что в прежнем варианте был такой термин, как семужье-нерестовые реки, в которых нерестятся лосось атлантический, хариус и другие виды рыб. На этих реках были серьезные ограничения по лову, месячники охраны проводились. А теперь этот термин исчез, но появился список рек, где вообще запрещено рыболовство, в том числе спортивное и любительское. Таких рек у нас 81.

По мнению Носова, людей никакие ограничения остановить не могут, они все равно пойдут удить. Поэтому ряд граждан перейдут из разряда рыболовов-любителей в браконьеры.

– Но, я думаю, нужно еще провести детальный анализ всех этих водоемов, где введены запреты. Есть, например, предложение разрешить на них удильный лов для местных жителей. А на той же реке Вымь на протяжении участка, где запрещен лов, нет ни одного места, где жили бы люди. Понятно, что там рыбачат приезжие. Нужно разобраться, что важнее для того или иного водоема – любительское рыболовство или сохранение водного ресурса?

Спиннинг – только без мотора

В остальном, по мнению Леонида Носова, для рыбаков-любителей новые правила принципиально ничего не меняют. Есть небольшие поправки, например, запрет на использование спиннингов с электромоторчиками, но они и так у нас не слишком распространены. Кроме того, вопросы у населения вызывает пункт правил, связанный с перевозкой снастей в лодках. Нельзя иметь на борту орудия лова, если их в данный момент запрещено применять на том участке, через который проплывает лодка.

– В предыдущих правилах оговаривалось, что нельзя иметь на борту запрещенные орудия лова в рабочем состоянии. А как определить – рабочее это состояние или нет? Лежит сеть в мешке или вытащена? Мокрая она или сухая? Никак это не оговаривалось. А сейчас – в любом состоянии запрещено. С другой стороны, понятно, что просто так снасти в лодке никто не возит, – говорит Леонид Носов.

И Юрий Шубин, и Леонид Носов считают, что основная причина того, что новые правила рыболовства местами слишком жестки, а местами наоборот – слишком либеральны, в том, что они писались для всего Северного рыбохозяйственного бассейна. Универсальность сработала против местной специфики.

– Трудно уместить в одно целое правила ловли в открытом океане и в прибрежной зоне, в крупных озерах, на реках, больших и маленьких. В местах, где много населенных пунктов и наоборот – где никто не живет. Представляете, какого размера будет общий документ, если все это учитывать, включая традиции населения, многообразие видов рыб? В таком случае нужно как минимум делить правила на два документа – для промысловиков и для любителей со спортсменами, – говорит Юрий Шубин. – Наверное, на федеральном уровне нужно разрабатывать правила для охраны анадромных видов, которые мигрируют по разным регионам, заходят в международную зону. А остальное – передать субъектам.

***Участки, запретные для промышленного вылова:

а) в реке Печора выше деревни Пачгино и в реках, впадающих в нее: Унья, Илыч, Вуктыл, Югыд Вуктыл, Подчерье, Щугор с притоками Большой Паток, Малый Паток; Уса с притоками Косью выше устья реки Кожим, Кожим, Лемва, Вангыр, Большая Сыня; Ижма выше устья реки Сюзью с притоками Кедва, Белая Кедва, Черная Кедва, Ухта, Седью, Пость, Сюзью, Тобысь, Вой-Вож, Вежа-Вож; Пижма с притоками Светлая и Умба; Цильма с притоками – Мыла, Савинская Валса, Каменная Валса;

б) в реке Вычегда выше села Помоздино и в реках, впадающих в нее: Северная Кельтма с притоками Прупт и Светлица; Нем с притоком Ын, Воль; Черь Вычегодская; Лесной Черь; Вишера; Нившера с притоками Лымва, Лопью и Очью; Локчим с притоками Верхний Певк, Соль и Вуктыль; Сысола с притоками Верхняя Лопью, Мет и Большой Сыз; Вымь с притоками Весляна, Коин, Елва, Чисва, Кедва, Рысь-Кедва, Касьян-Кедва, Ропча и Чиньяворык; Ворыква;

в) в реке Мезень (за исключением добычи (вылова) ловушками миноги и налима) с притоками Большой Суббач, Малый Суббач, Елва Мезенская, Пысса, Курмыш, Нижняя Пузла, Верхняя Пузла; Вашка (за исключением добычи (вылова) ловушками миноги и налима) с притоками Ежуга Зырянская, Ертом, Мыдмас, Пучкома, Содзим, Лоптюга.

Участки, запретные для любительского и спортивного рыболовства:

а) в реке Печора выше деревни Пачгино и в реках, впадающих в нее:

– Унья, Илыч, Вуктыл, Югыд Вуктыл, Подчерье, Щугор с притоками Большой Паток, Малый Паток;

– Уса выше устья реки Шарью с притоками Косью, Кожим, Лемва, Вангыр, Большая Сыня;

– Ижма выше устья реки Сюзью, с притоками Кедва, Белая Кедва, Черная Кедва, Ухта, Седью, Пость, Сюзью, Тобысь, Вой-Вож, Вежа-Вож; Пижма выше деревни Левкинская с притоками Светлая и Умба;

– Цильма выше села Нонбур с притоками Мыла, Савинская Валса, Каменная Валса;

б) в реке Вычегда выше села Помоздино и реках, впадающих в нее:

– Северная Кельтма с притоками Прупт и Светлица;

– Нем с притоком Ын, Воль, Черь Вычегодская, Лесной Черь, Вишера, Нившера с притоками Лымва, Лопью и Очью;

– Локчим с притоками Верхний Певк, Соль и Вуктыль;

– Сысола выше устья ручья Кажим с притоками Верхняя Лопью, Мет и Большой Сыз;

– Вымь выше устья реки Елва с притоками Весляна, Коин, Елва, Чисва, Кедва, Рысь-Кедва, Касьян-Кедва, Ропча и Чиньяворык, Ворыква;

в) в реке Мезень выше устья реки Уджью, с притоками Большой Суббач, Малый Суббач, Елва Мезенская, Пысса, Курмыш, Нижняя Пузла, Верхняя Пузла за исключением добычи (вылова) ловушками миног и налима;

г) в реке Вашка выше устья ручья Нюш, с притоками Ежуга Зырянская, Ертом, Мыдмас, Пучкома, Содзим, Лоптюга за исключением добычи (вылова) ловушками миног и налима;

д) в реках Печора и Вычегда с использованием сетных орудий добычи (вылова), за исключением их использования на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства.