Новости Республики Коми | Комиинформ

Прокурор Коми предложил создать специальные группы по расследованию ДТП

Прокурор Коми предложил создать специальные группы по расследованию ДТП
Прокурор Коми предложил создать специальные группы по расследованию ДТП
logo

Прокурор Коми предложил создать в республике специализированные следственно-оперативные группы по расследованию ДТП. Об этом руководитель надзорного ведомства Сергей Бажутов заявил на ежегодной расширенной коллегии.

Он привел печальную статистику, согласно которой в 2014 году зарегистрировано 1424 дорожно-транспортных происшествия, из них 200 произошло по вине пьяных водителей. При снижении ДТП, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, количество погибших в них хоть и незначительно, но все же возросло со 132 в 2013 году до 141 в 2014, из них 32 погибли по вине нетрезвых водителей.

Благодаря принятым мерам в 2014 году все лица, совершившие в состоянии опьянения ДТП со смертельным исходом, осуждены к реальному лишению свободы. По апелляционным представлениям изменены приговоры в отношении восьми осужденных, в том числе в отношении двух Верховным судом республики условное наказание заменено на реальное лишение свободы. В целом доля лиц, совершивших данные преступления в состоянии алкогольного опьянения и осужденных к реальному лишению свободы, увеличилась на 30 % по сравнению с 2013 годом, а количество прекращенных в суде дел в связи с примирением сторон снизилось с восьми до одного.

По его словам, каждый третий осмотр места происшествия по уголовным делам о ДТП в 2014 году производился без участия эксперта-криминалиста, в 46 случаях - должностными лицами, не имеющими полномочий по расследованию таких дел. Из них в шести - при наличии погибших. Так, в Сысольском районе, обладая достоверной информацией о том, что в результате ДТП погиб человек, и поступившее сообщение о происшествии является фактически сообщением о преступлении, на место происшествия выехал и производил осмотр не следователь, а инспектор ГИБДД, не являющийся участником уголовного судопроизводства.

По этой причине не во всех случаях производится тщательная фиксация в протоколах и фототаблицах объектов и следов, характеризующих транспортное средство, место столкновения, дислокацию дорожных знаков и состояние дорожного полотна. В результате, процессуальные документы являются неинформативными, что не позволяет экспертам-автотехникам составить достоверное заключение, а следователям принять законное процессуальное решение. К примеру, в Сыктывкаре основанием для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела по факту наезда на пешехода со смертельным исходом стал вывод эксперта об отсутствии технической возможности предотвратить столкновение, сделанный лишь на пояснениях водителя. Никаких мер к проверке его показаний о движении с допустимой скоростью следователем не принималось. Уже в текущем году прокурорами отменено пять незаконных процессуальных решений по фактам происшествий со схожими обстоятельствами.

В прошедшем году 21 уголовное дело из 152 по фактам ДТП возбуждено спустя более полугода после регистрации сообщения, а три – спустя более года. Три дела возбуждено только после вмешательства прокуроров.

Из-за волокиты и низкого качества, более половины дел расследованы с нарушенным сроком. По каждому четвертому делу, связанному с причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью, судебно-медицинская экспертиза назначена по истечении месяца и более после начала предварительного следствия.

"По статистике на Сыктывкар и Ухту приходится почти половина пострадавших и свыше четверти погибших в ДТП в республике. Однако даже в этих крупных городах не имеется штатных подразделений, занимающихся расследованием такой категории дел. Руководители органов внутренних дел не создавали и специализированных следственно-оперативных групп по расследованию этих преступлений, хотя соответствующие права предоставлены пунктом 7.2 вышеназванного Положения МВД России. Создание таких подразделений и групп, на наш взгляд, могло бы способствовать исправлению ситуации", - заключил С. Бажутов.