Новости Республики Коми | Комиинформ

Балетный фестиваль "Зарни джыджьяс" станет регулярным 

Балетный фестиваль "Зарни джыджьяс" станет регулярным 
Балетный фестиваль "Зарни джыджьяс" станет регулярным 
logo
Балетный фестиваль "Зарни джыджьяс" станет регулярным 
Фото Ивана Федосеева

Воскресным вечером в Сыктывкаре завершился III фестиваль балетного искусства финно-угорских государств и регионов "Зарни джыджьяс". Заметное событие в балетном мире прошло впервые после тринадцатилетнего перерыва.

Одним за другим публика рукоплескала артистам из Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Финляндии, Москвы, Уфы. Хозяева сцены взяли на себя пять номеров, тогда как приезжие артисты представляли по два номера. Сыктывкарцы, по мнению московского критика Александра Максова, смотрелись достойно на фоне звезд, при этом искусствовед заметил, что им есть над чем работать и подчеркнул, что по-прежнему главной проблемой провинциальных трупп остаются внешние данные.

Больше всех "браво" от сыктывкарцев досталось ведущим артистам театра Марий Эл Ольге Челпановой и Константину Короткову в образе юных влюбленных в номере "В лучах солнца" на музыку Девайна и блистательных Базиля и Китри из "Дон-Кихота" Минкуса. Овациями и цветами наградили зрители и Заслуженного артиста Коми Максима Фомина, покинувшего Сыктывкар пятнадцать лет назад. Артисту не удалось станцевать партию графа Альберта в "Жизели" 26 сентября из-за экстренной операции, однако Фомин, невзирая на предупреждения врачей, вышел к публике на закрытии фестиваля в образе раба из балета "Шахерезада" и страстного испанца в "Хабанере". "Из-за сорванной партии у меня остался долг перед сыктывкарским зрителем, который я постараюсь вернуть в феврале будущего года", - поделился он с журналистами.

Высочайший уровень балета показала на закрытии фестиваля Народная артистка Башкортостана Гульсина Мавлюкасова. Она привезла в Сыктывкар бессмертного "Лебедя" Сен-Санса и Кармен из "Кармен-Сюиты" Бизе-Щедрина. Накануне она блистала в образе Жизели в одноименном балете.

Финские танцовщики привнесли в гала-концерт джазовую и авангардную струю. Если джаз на музыку Д.Грузина порадовал и зарядил зал оптимизмом, то начало второго отделения с мини-спектаклем "Wanha" на музыку Х.Гурецкого в хореографии Т.Сааринена озадачил. Публике явно не хватало программки с описанием действа. М.Лампинен и Р.Лехтополку языком танца пытались донести до сыктывкарцев то ли проблему одиночества, то ли непонятой любви, противоречия с обществом, сумасшествия.

Эксперты особенно отметили игру оркестра республиканского театра оперы и балета под управлением главного дирижера Азата Максутова. Из Санкт-Петербурга и Челябинска специально на фестиваль были приглашены валторна, фагот, скрипка и виолончель. Все четыре спектакля фестиваля - "Барышня-крестьянка", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" и "Жизель" оркестр отыграл вживую. Дирижер особенно гордится премьерным балетом. "Барышня-крестьянка" - это настоящий вызов оркестру, учитывая, что музыка к балету писалась 15 лет назад. Но мы этот вызов достойно преодолели", - отметил А.Максутов.

Закрывая фестиваль, главный режиссер театра Борис Лагода дал старт подготовке к следующему. Если проведению фестиваля не помешает реконструкция театра, он пройдет в 2016 году и будет собирать балетных звезд каждые два года.