ИА "Комиинформ" совместно с Министерством культуры Республики Коми продолжает цикл интервью с деятелями культуры и искусства республики в рамках проекта "Культура в лицах". О творчестве и саморазвитии мы побеседовали с мастером гончарного искусства, победителем республиканской выставки-конкурса "Мастер года 2013", обладателем премии им. С.Оверина в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, завотделением керамики центра ремесел "Зарань" Татьяной Буториной.
- -Татьяна, как вам пришло в голову заниматься керамикой? С чего началось ваше общение с глиной?
- В моей семье никто не имеет отношении к искусству: мама — бухгалтер, папа — водитель, но в детстве я ходила на кружки по бересте, соломке. Потом я пошла в РЦДО и вот там педагог сказала моей маме, что у меня есть данные и нужно идти в художественную школу. Но это был уже 10 класс, для "художки" было уже поздно, и мой преподаватель Елена Максимова предложила мне поступить в СыктГУ на факультет искусств. Она меня стала готовить к поступлению, и мне даже удалось поступить на бюджетное отделение, несмотря на то, что за плечами у меня не было художественной школы.
Когда я училась в университете, пробовала работать в разных техниках: и текстиль, и роспись по дереву, и керамику. Но дипломная работа у меня была по текстилю: гобелен. Как раз ко времени окончания вуза открылся центр народных ремесел "Зарань", и мне предложили там работу. Я была очень удивлена тому, что мне предложили заниматься именно глиной, но согласилась.
-Трудно было осваивать практически новую технику?
-Общие представления о работе с глиной у меня были, но пришлось фактически учиться заново. Моим педагогом как в университете, так и в "Зарани" был Валерий Торопов, только здесь я уже училась тонкостям работы с глиной, в частности, подготовке материала, обжигу.
-Все-таки работа с какими материалами и в какой технике вам больше по душе? Может быть, как раз текстиль больше нравится?
-Глиной я увлеклась, мне нравится керамика. Единственное, чего не хватает в глине, - это яркие цвета. Но этот недостаток я восполняю, занимаясь батиком дома.
-А какая работа приносит больше удовольствия?
- Да все приносит. У глины своя специфика, материал очень теплый, работать с ним приятно, а батик дает возможность отдохнуть эмоционально, похулиганить с цветом, красками вымазаться.
-Вы же не впервые участвовали в "Мастере года". Как считаете, почему именно в этом году победили? Какие работы представляли?
- Глядя на свои старые работы, сейчас я уже понимаю, что они смотрятся слабовато. Наверное, за эти пять лет мастерство выросло, если мои работы признали на таком высоком уровне. В этом году я представляла набор посуды "Большой улов". Изначально идея создания этой коллекции ко мне пришла на международном фестивале в городе Скопин Рязанской области, когда на определенную тему нужно создать работу. В тот раз была названа тема рыбы. Кстати, за "Большой улов" я получила второе место. Но забирать работы оттуда нельзя, они остаются в музее. Поскольку сама идея мне понравилась, я решила ее повторить дома. На фестивале времени на обжиг и глазировку не было, а здесь уже появилась возможность поиграть с цветом и фактурой. И вот, как оказалось, все было не зря, работу оценили и в республике.
-А что вам больше нравится делать: посуду, игрушки или еще что-то?
- Мне все нравится! Бывает, сидишь за гончарным кругом и лепишь с удовольствием, а бывает, что хочется порасписывать что-то, поиграть с цветом. Конечно, есть мастера, специализирующиеся на чем-то одном, но я не просто работаю на себя, но обучаю детей и взрослых. Поэтому мне приходится уметь делать все и владеть разными способами лепки.
-Нравится работать с детьми?
-С ними интересно, бывает, идеи подают, иногда вместе придумываем.
-А есть среди ваших учеников действительно талантливые ребята?
-Да дети все талантливые, потому что у них есть фантазия. Если дать взрослому задание слепить кувшин, он "зависнет", не зная, чего хочет. У взрослых в сознании много штампов: например, они увидели когда-то вазу с драконом, и они пытаются сделать такую же, а знаний не хватает, чтобы сделать дракона по-настоящему красивым. А дети просто фонтанируют идеями. Единственное, что в последнее время у детей плохо развиты руки, первоклассники даже ручку не могут держать. Наверное, все-таки это связано с тем, что дети слишком много времени проводят за компьютером.
- -Скажите, кого из художников вы считаете своим кумиром в керамике, если такие есть? Чьи работы произвели на вас наибольшее впечатление?
-Трудно сказать... Если говорить о Коми, то главный специалист в гончарном искусстве у нас это Валерий Торопов. В своем творчестве я ориентируюсь, прежде всего, на его опыт возрождения коми промысла. Но когда приезжаешь на крупные фестивали, видишь очень разные работы и техники. Например, на фестивале в Скопине я познакомилась с удивительным мастером Джамалом из Грузии – от него там были в восторге все. Он делает уникальные вещи, например, высокие кувшины с завязанными узлом горлышками, что требует высокого уровня мастерства. Есть мастер Самохвалов, специализирующийся на изготовлении изделий больших размеров. Но, на самом деле, у каждого мастера есть чему поучиться: у одного красивый декор, у второго интересные формы, у третьего оригинальные идеи. А приезжаешь в сам Скопин, видишь их традиционную керамику – кувшины в виде львов, медведей, птиц – и понимаешь, что это высочайший уровень, причем не отдельного мастера, а промысла в целом.
Единственное, что в последнее время наблюдается тяготение мастеров к сувенирной продукции. Мастера пытаются выжить и начинают скатываться с искусства в массовое производство. Например, я получаю деньги за преподавание, а некоторые мастера зарабатывают только керамикой. Откликаясь на требования рынка, они уходят из искусства в бизнес. Поэтому слабеют выставочные работы.
-Вы упомянули, что Валерий Лаврентьевич призывает своих учеников возрождать именно традиционный коми промысел…
- В Выльгорте ведь раньше был целый керамический завод, но потом дело заглохло. Валерий Лаврентьевич всячески нас настраивал именно на возрождение местных традиций. Но такой позиции придерживается не только он: когда я была на фестивале, даже московские искусствоведы говорили нам о том, что нужно возрождать свое.
-А чем отличается коми керамика от других?
-Во-первых, формой. Для нашей керамики характерен минимализм, сдержанность и классические формы. Во-вторых, это цвет. В коми керамике вы не найдете пестроты, если сравнивать с той же бело-голубой гжелью.
-А не скучно заниматься коми керамикой, ведь вы говорите, что она довольно-таки скромная?
-Зачем заниматься тем, в чем уже преуспели другие? Все равно их не переплюнуть надо заниматься тем, что умеешь и что приносит радость. Мне задавали вопрос, делаю ли я дымковскую игрушку, а я всегда удивляюсь, а зачем? Кировчане все равно сделают ее лучше. А что касается форм и цветов, я стараюсь привносить в традиционный промысел что-то новое: играю с цветами, использую в оформлении элементы пермского звериного стиля. Кроме того, несмотря на то, что в коми керамике на горшках практически не было орнамента, иногда я его использую.
-А есть ли у вас какая-то творческая мечта или, может быть, идея, которую все никак не удается воплотить?
- У меня есть целая папка с недоработанными эскизами, до которых не доходят руки, и мне бы хотелось начать их воплощать в жизнь. Надеюсь, однажды соберусь и превращу бумажные эскизы в реальные глиняные изделия.
Беседовала Анастасия Маркова