Новости Республики Коми | Комиинформ

Галина Кравченко: "Некоммерческий сектор должен быть побуждающим фактором модернизации в головах"

Галина Кравченко: "Некоммерческий сектор должен быть побуждающим фактором модернизации в головах"
Галина Кравченко: "Некоммерческий сектор должен быть побуждающим фактором модернизации в головах"
logo
Галина Кравченко: "Некоммерческий сектор должен быть побуждающим фактором модернизации в головах"
Фото Ю.Кабанцева, БНК

В интервью "Комиинформу" руководитель исполнительной дирекции Общественной палаты Коми утверждает, что "деятельность партий – это светская религия", "президент избрал самый сложный путь управления государством", а "Спиридонову мешала мягкость".



О Коми как пионере некоммерческого сектора

Государство сделало большие шаги в сторону некоммерческого сектора. В республике сегодня созданы все необходимые институты, которые дают возможность общественности выстраивать партнерские отношения с органами власти.

В качестве примера – уполномоченный по правам человека, по правам детей, бизнеса. Общественная палата – ведь мы в числе первых пошли по этому пути. Первое упоминание об Общественной палате у нас было в 1997 году. А Путин впервые сказал об этом в 2001-ом. То есть наша палата начинала свою работу снизу, а в 2006-ом году у нас был принят соответствующий закон.

О корректировке системы формирования Общественной палаты

У нас три источника формирования Общественной палаты – глава, Госсовет и общественные организации. Если глава отправил 10 человек, он должен поставить перед ними задачу. Точно также Госсовет.

Механизм формирования палаты сегодня мутноватый. Должна быть комиссия, положение о комиссии, в нее должны входить представители главы, Госсовета и Общественной палаты действующей. Большое количество общественности отсеивается в ходе формирования палаты, а мы не должны забывать этих людей.

Говорят, надо подтягивать представителей муниципалитетов… Но у нас здесь каждый день что-то происходит. Привлечение людей из муниципалитетов – это, во-первых, деньги, которых нет. И то, что мы – по предложению главы - пошли по пути создания Общественных советов – это очень хорошо. Они могут быть кадровым резервом Общественной палаты.

Палату нужно обновлять, но не сильно. Я бы оставлял тех, кто имеет богатый жизненный опыт и опыт управленческой деятельности. Резкое обновление плохо сказывается на преемственности.

Об обратной связи

То, что палата наработала, надо публично обсуждать и в Госсовете, и в правительстве. Не все предложения ведь весомые и нужные, есть шапкозакидательские, так вот палата должна получить ответ на этот вопрос от органов власти. Может, мы не в ту сторону двигаемся?

Министерства, кстати, не очень спешат пользоваться нашими материалами. В своем последнем докладе по кадровому обеспечению здравоохранения Ярослав Степанович Бордюг почему-то на наши рекомендации даже не сослался.

О росте общественной активности

В советское время количество общественных организаций было небольшое, но условия были тепличные. Сегодня жизнь заставляет людей быть более активными. И законодательная база, и высшие должностные лица страны и республики делают ставку на развитие гражданского общества. Многое делается со стороны государства по созданию условий для развития некоммерческого сектора. Сегодня общественная активность, с моей точки зрения, возрастает. Но есть моменты, на которые надо обратить внимание – как со стороны государства с точки зрения создания условий, так и наоборот: сегодня активность-то растет, но адекватно реагировать, быть партнером государства – на примере нашей республики можем сказать – к сожалению, не хватает силенок. Не дотягивает еще некоммерческий сектор.

Об эффективности НКО

Денег достаточно для того, чтобы НКО могли развивать социальное проектирование. Но, с моей точки зрения, выделенное и в этом, и прошлом году неэффективно использовано.

В прошлом году мы потратили 10 миллионов, но результата не видно. Мы не можем оценивать результативность деятельности некоммерческого сектора по количеству мероприятий, по количеству подготовленных волонтеров. Социально ориентированная организация – это оказание социальных услуг, поэтому мы должны понимать, сколько услуг силами общественности оказано и что в них нового.

Некоммерческий сектор должен быть побуждающим фактором модернизации во всех сферах – прежде всего, в головах. И модернизировать – это значит придумать, разработать новые социальные практики. И чтобы не только – проект разработан, практику хорошую получили и назавтра забыли. Вторая составляющая за те деньги, которые нам государство дает, - тиражирование положительных социальных практик.

О работе с людьми

Во многих муниципалитетах конфликт между руководителем администрации и советами. Почему? Я предполагаю, потому, что всем надо работать с бюджетом. А в законодательстве четко прописано разделение властей – представительные и исполнительные. Совет один раз утвердил бюджет, есть менеджер – руководитель администрации, правительство, глава - пусть они занимаются бюджетом. Деятельность советов – это работа с людьми. А у нас тут - ноль целых ноль десятых.

Мы были советами народных депутатов, избирались от людей, и моя задача – хочешь-не хочешь, тебя смоют волной, если не хочешь – ехать в избирательный округ и перед людьми стоять, четко отвечать на их вопросы. А сейчас избираются от политических партий. Хочу, еду в округ, хочу - не еду. А ведь по жизни ничего не поменялось. Даже если депутат выбран по партийным спискам, он должен публично идти и работать напрямую с населением. Сейчас, посмотрите, что ни встреча - смотрим объекты. А что объекты смотреть? Спросите, почему они там не строятся. Идите, работайте с людьми. Разучились работать с людьми.

Мне очень импонировало, когда Игорь Владимирович Ковзель в своих статьях четко писал, что будет делать ставку на работу депутатов с людьми.

О партиях

У нас путаница сейчас пошла в политических партиях. Было плохо в советское время, когда в Конституции была шестая статья: "партия – руководящая и направляющая". КПСС почему потерпела фиаско? Она стала подменять деятельность государственных органов власти. И сейчас мы наступаем на те же самые грабли. Задача политических партий – это работа с людьми.

"Единая Россия" расставила на всех постах своих представителей. Сейчас людям надо разъяснить, в чем преимущества государственной политики, которую проводят единороссы, по отношению к той, которую предлагают коммунисты, ЛДПР, Справедливая Россия.

Деятельность политических партий – это светская религия. В церковь никто ведь людей за ручку не тянет, они туда идут самостоятельно. Сегодня политические партии должны заниматься не хозяйственными вопросами, а разъяснять свою политику.

О Народном фронте

Сначала я думала, что президент отрицательно оценивает деятельность Общественных палат и формирует новое сообщество, но жизнь показывает, что нет, не формирует он альтернативу. Конечно, все еще переплетается – и формы, и методы, и задачи – большого чистого водораздела я здесь не вижу. Но то, что президент избрал, с моей точки зрения, самый сложный путь управления государством – аппелирования к общественности – не случайно. Он очень рассчитывает на людей. Потому проблему коррупции – и все об этом и громко, и тихо говорят - только государственными методами решить не получается. Думаю, главной в Народном фронте будет борьба с коррупцией.

Об оппозиции

Оппозиция хороша тогда, когда она конструктивна. Когда она несет предложения. Я не считаю два созыва Общественной палаты провластными. Нет у нас такой свободы абсолютной, что я - свободная - стою в пустыне и кричу "ау!". Работа Общественной палаты – это диалог общества с органами власти. Открытый, честный, конструктивный. Вот движение вперед, вот оселок, на котором мы должны сидеть.

Когда я пришла в палату 4 года назад, постаралась переломить ситуацию. Мне было непонятно: приглашаем представителей органов государственной власти и начинаем их воспитывать. Это – не форма работы палаты с органами власти. Мы садимся за стол переговоров и доказываем друг другу, где власть не права.

О Спиридонове

Я бы хотела отметить человечность Спиридонова. Я ему пожизненно благодарна, потому что Спиридонов обнаружил меня в сложное для меня время. Как мудрый человек, как мужчина, он увидел всю эту ситуацию, в меня поверил, дал возможность переменить место жительства, переменить кардинально деятельность. Что такое приехать из Вуктыла и стать во главе Комитета по социальной политике Госсовета?

Я многому у него научилась. Представьте, что провинциальная женщина пришла на заседание правительства. Мы рассматриваем глобальные вопросы развития промышленности, геологии, строительства. Докладчики, кажется, все правильно говорят. И вдруг глава республики все это раскладывает по пунктам. Это меня всегда очень удивляло.

Иногда, мне кажется, ему мешала какая-то мягкость. Несмотря на то, что он жесткий человек, я в нем видела излишнюю доверчивость: не всегда он распознавал тех людей, которые выстраивали по отношению к нему четвертую колонну.

О Гайзере

Вячеслав Михайлович ассоциируется сегодня со Спиридоновым – в порядочности, в отношении к людям, в публичных выступлениях. Мне импонирует, что наш глава – системный человек, для него слово "система" - не пустое слово. Благодаря руководству Гайзера - финансиста до мозга костей – мы перешли на программно-целевой метод при формировании бюджета. Мы же длительный кусок истории республики пытались к этому прийти, что бюджет надо распределять на решение тех задач, которые волнуют людей.

Каждый глава оставил след. После Спиридонова остался кардиоцентр, собор, после Торлопова – драматический театр. Это люди говорят, я повторяю. Вячеслава Михайловича сейчас люди ассоциируют с Серегово, с развитием спорта и детскими садами.