Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Вячеслав Гайзер

Глава Коми
«Мы не считаем республику особой экономической зоной, но все решения для формирования такого предпринимательского режима приняли»
30 ноября 2010 года 17:31

После рабочей поездки в Княжпогостский и Усть-Вымский районы и совещания по вопросам развития моногородов глава республики Вячеслав Гайзер ответил на вопросы районных и республиканских средств массовой информации. «Комиинформ» публикует фрагмент беседы.

- Вячеслав Михайлович, какой из 4 моногородов республики, на Ваш взгляд, больше всех нуждается в господдержке?

- Емва и, соответственно, Княжпогостский завод ДВП. С одной стороны странно, он находится в процедуре банкротства, но проект по расширению производства, который у завода существует, тщательно проработан, экономически просчитан. Мы ставим задачу получить такую государственную гарантию на федеральном уровне, чтобы тот инвестор, который появился у завода, мог привлечь средства и реализовать этот проект. Даже если этого не произойдет, проект все равно будет реализован. Мы ему будем помогать, через систему республиканских государственных гарантий или другими путями. Но с федеральным ресурсом было бы проще, так как гарантия федерального бюджета дает возможность максимально удешевить ресурсы, потому что доверие к федеральной гарантии гораздо выше чем к муниципальной.

На Жешартском фанерном комбинате все двигается в нормальном режиме. Программы направлены не на модернизацию производства, она уже проведена, а на энергоэффективность, снижение внутренних затрат. Ему также необходима поддержка, но, я думаю, здесь ее вполне возможно реализовать на республиканском уровне. Этим и будем заниматься.

Инта и «Интауголь» — это отдельная головная боль республики. Мы активно работаем с кредиторами компании, чтобы новое предприятие, которое создается на базе предприятия-банкрота, в следующем году стало работать как самостоятельное юридическое лицо. Дальше встанет вопрос по модернизации производства. Нужно вкладывать средства, чтобы вскрывать новые угольные поля, нужно покупать новую технику, новые угольные комбайны. При наличии инвестиционной программы по Инте на ближайшие 30-35 лет перспектива очень хорошая.

В Воркуте мы вместе с «Северстальресурсом» реализуем тот комплекс мероприятий, который у них и шел, и идет, и будет идти по модернизации существующего производства.

То есть, каждый моногород имеет свою специфику, но все-таки основные усилия нужно направить на Княжпогостский район, чтобы получить на федеральном уровне необходимую поддержку.

- На совещании говорилось о возможности создания в республике особых экономических зон. Что они из себя представляют, и какие муниципалитеты могут их создавать?

- Это зависит не от нас, не от правительства республики, его желаний и стремлений, все зависит от муниципальных властей. Мы говорили о том, что сегодня действующее законодательство дает возможность муниципалитетам создавать свою нормативную базу, которая позволяет принимать решение о создании таких экономических зон. То есть, это возможность привлечь инвесторов со стороны для реализации каких-то проектов на территории за счет налоговых льгот, которые муниципалитет может давать по своей части. Это не только налоги, это все что связано с землей, с арендой, с принятием в особом режиме решений по предоставлению льгот или оформлению документов, то есть весь комплекс действий, которые могут упростить жизнь инвестору.

Мы не обозначаем республику особой экономической зоной, но все решения для формирования такого предпринимательского режима приняли: внесли соответствующие изменения в наш закон о налоговых льготах, у нас есть закон о поддержке инвестиционной и инновационной деятельности и так далее. Опираясь на региональные налоговые льготы, нефтяники, газовики, лесники гораздо быстрее реализуют свои проекты.

В рамках этих законов у нас реализуется, как минимум, пять проектов. К примеру, тот же «ЛУКОЙЛ» сегодня может вложить миллиард рублей в развитие своей производственной базы. При этом компания может его вложить деньги как у нас, так и в Астрахани, и тут он начинает считать: если вложит у нас, сможет сэкономить по налоговым льготам, а в Астрахани этого не будет. Конечно, он примет решение в нашу пользу, это нам и надо.

Чем больше инвестиций, тем быстрее развивается экономика района, это и новые рабочие места, и все, что с этим связано. Примерно такие же решения мы предлагаем принять нашим муниципалам.

- Какую роль в судьбе Княжпогоста как монотерритории сыграет запуск первой очереди санатория «Серегово»?

- Я считаю, что это даст приличный толчок развитию района и республики, так как на территории Коми такого санаторно-курортного комплекса не было. Есть какие-то подобия, но это не тот масштаб. «Серегово» хорош чем? Это уникальная лечебная база. Если даже в сегодняшние бараки, по другому не скажешь, люди едут лечиться даже с других территорий — значит, они получают действительно очень значимый лечебный эффект. А если это все поставить на нормальную комфортную основу? У нас гораздо лучше предпосылки для развития лечебной базы, чем у того же Кирова. 250 мест — это стандартный санаторий, если мы потом вторую очередь реализуем, то есть 500 мест, это будет уже крупный санаторий, который может стать на северо-западном направлении одним из центров санаторно-курортного обслуживания.

Для нас проект важен еще с той точки зрения, что организация лечения наших людей на месте - более эффективна, чем за пределами республики. Можно исключить и расходы по проезду, и массу других проблем. Второе — это развитие района, так как появляется масса рабочих мест, появляется возможность увеличить товарооборот, можно развивать инфраструктуру отдыха на базе санатория и прилегающей местности. Я считаю, что этот проект очень важен не только для района, но и для республики.

- Как Вы оцениваете работу муниципальной власти моногородов?

- Самый главный плюс, несправедливо его не отметить, местная власть справилась с главной задачей — удержать ситуацию в моногородах под жестким контролем и в том виде, который позволяет предприятиям работать и говорить о развитии. С этим справились, при участии правительства республики, менеджмента предприятий, но тем не менее основная работа была на местной власти.