Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью ректора Коми государственного педагогического института Валерьяна Исакова агентству "Комиинформ"

24 июня 2009 года 11:58

В России завершилась первая "волна" ЕГЭ, выпускники школ уже получили результаты по основным экзаменационным предметам. Сейчас ребята определяются с выбором вуза, поскольку совсем скоро начнется прием документов на поступление. Многие юноши и девушки выберут учебу в Коми государственном пединституте. О работе и перспективах развития первого вуза Коми в интервью агентству "Комиинформ" рассказал ректор пединститута Валерьян Исаков.

- Валерьян Николаевич, пока еще сложно говорить о том, сколько будет желающих обучаться в вашем вузе в этом году. Но каковы ваши прогнозы?

- Любые прогнозы на этот счет сейчас практически бессмысленны из-за новых правил приема. Ни один ректор не может сказать, сколько будет заявлений, ведь сейчас для поступления в вуз надо сдать ЕГЭ как минимум по трем предметам и получить по каждому из них хотя бы необходимое для "тройки" число баллов.

Кто-то радуется новациям, но только не республика, так как ЕГЭ - это канал для вымывания "мозгов" в центр. Раньше высшее образование строилось на основе политики регионализации с тем, чтобы каждый регион мог обеспечивать себя своими кадрами. И это была правильная политика в условиях, когда не стало обязательного распределения на работу. Но в результате этого, к примеру, московские и питерские вузы стали недополучать сильных абитуриентов. Теперь благодаря ЕГЭ ситуация резко изменилась. В частности, больше половины выпускников школ из Коми планируют получать высшее образование в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Этому способствует и распускаемое "сверху" мнение, что, дескать, качество образования в регионах хуже, чем в центре. На самом же деле далеко не всегда конфета в яркой обертке вкусная. Конечно, есть вузы, являющиеся брендами России, но такой высокий уровень образования могут дать далеко не все центральные вузы. Хотя бы потому, что там чаще бывают кадровые проблемы: многие кандидаты и доктора наук уезжают за границу или находят возможности перейти на иную высокооплачиваемую работу. Да и с общежитиями там проблемы. А в Коми уровень преподавания достаточно высокий, поэтому я бы не советовал абитуриентам уезжать в крупные города и нести там большие расходы за образование, которое можно было бы с успехом получить здесь. Выпускников Коми пединститута, например, с охотой берут в школы Москвы и Питера, уже немало таких случаев.

Что касается приема в наш вуз, отмечу следующее. Сейчас растет рождаемость, уже давно не хватает мест в детских садах, будет увеличиваться число учеников в начальных, а затем и в старших классах, в то же время учителя и воспитатели дошкольных учреждений стареют, уходят на пенсию, многие предметы в сельских школах преподают не специалисты. Налицо клубок проблем с педагогическими кадрами. Поэтому, на мой взгляд, вопросом качественного приема в пединститут необходимо заниматься не только нам, но и на государственном уровне.

- А какая работа ведется вузом по трудоустройству выпускников?

- Эта работа у нас системная. Начинается еще с первого семестра 5 курса и заканчивается лишь с получением диплома. С помощью Министерства образования республики, директоров школ, управлений образования городов и районов мы собираем информацию о вакантных местах, прежде всего, конечно, педагогических. Например, в этом году вакантных мест оказалось больше, чем количество наших выпускников, поэтому у всех была возможность устроиться на работу по специальности. Деканы факультетов также работают со своими выпускниками. А в конце апреля - начале мая я провожу вместе с комиссией встречи отдельно с каждым выпускником. Интересуемся вопросами трудоустройства и вообще с планами послевузовской жизни, даем советы, рекомендации.

Надо сказать, что наш студент, получающий разностороннюю предметную и психолого-педагогическую подготовку, которую можно с успехом применить в самых разных сферах деятельности, обычно не испытывает трудностей с местом работы. Тем не менее, подавляющее большинство из тех выпускников, кто не обязан будет идти в армию, не выходит в декретный отпуск или не собирается продолжать учебу, планируют трудиться в школе, в детском саду или в каком-нибудь другом образовательном учреждении. Конечно, некоторые студенты изначально поступали в институт просто для получения диплома, не собираясь быть педагогом, но за пять лет они частенько меняют свое мнение и в дальнейшем связывают жизнь именно с образованием.

- Планируете ли вы открытие новых специальностей?

- Последние новые специальности, открытые два года назад, - "Логопедия" и "Безопасность жизнедеятельности", актуальны и востребованы. На заочном отделении был открыт бакалавриат по технологическому образованию. Сейчас идет работа над открытием специализации "Жестовый язык". Мы будем готовить специалистов, которые смогли бы работать с глухонемыми и слабослышащими людьми, которых, кстати, в республике насчитывается порядка 700. Ну а дальше - переход на новые ГОС, т.е. на обучение по системе бакалавриат + магистратура.

Отмечу также, что мы вошли в число 32 вузов России, получивших право вести довузовскую подготовку бывших армейцев - ребят, которые проходили военную службу по контракту не менее 3 лет. Пользуясь случаем, приглашаю их к нам в наступающем учебном году.

- Что вы можете сказать о научно-педагогическом потенциале КГПИ?

- Процент "остепененности" преподавателей вуза - один из показателей его серьезности, у нас он приближается к 60%. За последние годы наши преподаватели защитили 6 докторских и 37 кандидатских диссертаций. Это дало возможность расширить собственную аспирантуру на 4 новые специальности. Мы создали совет молодых ученых, чтобы помочь студентам и аспирантам проводить научные исследования. В этом учебном году вошли в состав учредителей двух межрегиональных диссертационных советов - при Карельском и Вологодском педуниверситетах. Активно начали выходить на исследования по республиканским, российским и международным грантам. И что еще ценно, наметили реальные планы сотрудничества с учеными ряда институтов Коми научного центра УрО РАН.

Я бы сказал, что наш преподавательский состав - сплав молодости и опыта. В штате института равномерно распределены как начинающие, так и опытные и зрелые преподаватели, имеющие серьезные научные заслуги. Мы также привлекаем к работе известных ученых из ведущих вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Вологды, Кирова и других городов. Общение с ними приносит большую пользу и молодым преподавателям и студентам.

- Как в вашем вузе обстоит дело с применением инновационных технологий?

- Инновационная деятельность вуза в последнее время значительно активизировалась, изменился менталитет преподавателей. Работаем по принципу: к качеству знаний через инновации. Кафедры и факультеты стремятся развиваться. Ежегодно появляются новые научные или научно-методические лаборатории по различным проблемам современного образования и воспитания. В опубликованный в 2009 году каталог "Инновационный потенциал Республики Коми" вошли 15 наших научно-образовательных проектов. Мы получили 3 диплома конкурса правительства Республики Коми в области качества и, кроме того, стали дипломантами российского конкурса "Сто лучших товаров и услуг".

- Можете ли отметить какие-либо научные достижения своих студентов?

- Серьезная учеба без научных поисков невозможна. Студенты выступают на конференциях, публикуются в научных журналах. В этом году студентка 4 курса географо-биологического факультета получила Диплом второй степени на всероссийской конференции в Белгороде по проблемам нанобиотехнологии и получила сертификат на материальную поддержку для продолжения своих научных исследований. Еще три студентки заняли первые-вторые места на всероссийских конкурсах педагогических технологий.

- Сотрудничаете ли вы с зарубежными вузами?

Да, и по многим направлениям. Уже давно обмениваемся студентами и преподавателями с Фармингтонским университетом штата Мэн (США). В области финно-угорского языка сотрудничаем с Венгрией. Есть тесные связи с институтом Гете (Германия) по обмену учебно-методической и научной литературой. Вместе с университетом из Гранады (Испания) работаем в рамках международного проекта по славистике. В 2007 году совместно с посольством Франции открыли Центр по изучению и распространению французского языка и культуры в Республике Коми. Также с 2007 года мы тесно связаны с институтом экологического образования из Рантасалми (Финляндия).

В прошлом году КГПИ вошел в состав Арктического университета - международного сообщества вузов, занимающихся проблемами северных территорий, где по инициативе нашего вуза началась работа по экологическому просвещению детей. В рамках этого же университета в этом году открыли так называемый "бакалавриат циркумполярного регионоведения" с центром в колледже университета из Бодо (Норвегия), где дистанционно обучаются 4 студента института.

Сейчас на стадии конкурсного отбора на получение крупного международного гранта находится разработанный нами совместно с Академией госслужбы и Ухтинским техническим университетом проект "Создание сети центров по обучению и переобучению для взрослых на базе вузов Республики Коми". Он активно поддержан Гранадским университетом и рядом других вузов-партнеров из Европы.

- Как обстоит дело с укреплением материально-технической базы института?

- Это направление работы является нашим приоритетом, ведь от него во многом зависят как качество образования, так и условия учебы и быта студентов. Мы изыскиваем все возможности для проведения ремонта, приобретения учебно-лабораторного оборудования, компьютерной и аудио-видеотехники, литературы. В частности, надстроили этаж над учебным корпусом №2, в котором будут располагаться новые кабинеты. В первом учебном корпусе и в общежитии №1 старые окна практически полностью заменили на стеклопакеты, постепенно под евро ремонтируем аудитории. Что касается общежитий, а их у нас пять, то могу сказать, что условия проживания там хорошие. Не зря институт стал победителем городского межвузовского конкурса на лучшее общежитие.

 - И, наконец, важный для многих абитуриентов вопрос: повысилась ли стоимость обучения в этом году?

- Сначала хочу обратиться ко всем абитуриентам и сказать, что, поступив в КГПИ, вы получите надежную, востребованную временем профессию и сможете наполнить свою жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями от студенческой поры. Для этого есть все условия. А стоимость обучения по контракту не поднялась. Как и прежде, она составляет от 16 до 32 тысяч рублей в год в зависимости от затрат, необходимых на подготовку специалиста по той или иной специальности.

Беседовала Анастасия Маркова.