Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Рынок сотовой связи республики: есть ли альтернатива МТС?

29 июля 2003 года 0:1

Рынок сотовой связи республики: есть ли альтернатива МТС?

В сентябре 2002 года Торгово-промышленная палата РК и Агентство маркетинговых коммуникаций "ПРОФИЛЬ" приступили к реализации совместного проекта по подготовке серии аналитических материалов о развитии малого и среднего бизнеса в республике.

Цель проекта - информационно-аналитическое обеспечение деятельности предприятий и предпринимателей, предоставление объективной информации о существующем положении и тенденциях в различных отраслях, повышение информационной прозрачности рынка, формирование маркетинговых индикаторов, способствующих продвижению товаров и услуг.

Сегодня мы продолжаем публикацию аналитических отраслевых обзоров рынка республики и представляем обзор рынка сотовой связи.

Интерес к сотовому рынку обусловлен двумя причинами:

во-первых, по прогнозам специалистов количество пользователей услуг сотовой связи в республике еще до конца текущего года превысит 100 тысяч;

во-вторых, осенью ожидается усиление конкуренции за счет появления в Коми еще одного оператора сотовой связи стандарта GSM.

История

Семь лет прошло с того момента, как в Сыктывкаре зазвенел первый мобильный телефон - первопроходцем на рынке стала компания "Парма Мобайл" (стандарт AMPS-800), предоставляющая услуги с 1996 года. В течение полутора лет компания единолично осваивала столичный рынок и вынашивала планы расширения зоны обслуживания по республике. Однако, дальнейшая экспансия на территорию республики не состоялась.

Во второй половине 1998 года в Коми появилось еще два оператора сотовой связи: "Парма NMT" (стандарт NMT-450i) и "Мобильные ТелеСистемы" (стандарт GSM-900). "Парма NMT" начала работать в Воркуте, а "Мобильные ТелеСистемы в РК" (дочернее предприятие МТС) - сразу в трех городах: Сыктывкаре, Ухте и Сосногорске.

Несмотря на наличие в республике трех операторов, реальная конкуренция была лишь в столице, где за пальму первенства боролись "Парма Мобайл" и МТС-РК. Тем не менее, уже к середине 1999 года компания МТС заняла лидирующее положение на рынке - в конце 1999 года общая абонентская база всех операторов сотовой связи достигла 2000 пользователей, из которых 59,4% пользовалось услугами "Мобильных ТелеСистем в РК".

Больше, больше, еще больше...

Переломным для российского рынка стал 2000-й год - количество абонентов сотовых сетей стало увеличиваться в геометрической прогрессии.

Развитие рынка сотовой связи в нашей республике очень точно соответствует общероссийским тенденциям, сложившимся в других регионах. Единственным отличием является лишь то, что у нас рост происходит только за счет одной компании - МТС.

За последние три года количество абонентов в республике увеличилось более чем в 30 раз, а к январю 2004 года рост составит более чем в 50 раз (см. график).

* - прогноз;

Уровень проникновения услуг сотовой связи в республике к концу года вплотную приблизится к 10%, а это означает, что потенциал для его дальнейшего роста еще имеется. Для сравнения - по состоянию на 31.05.2003 г. в России насчитывалось 23,74 миллиона абонентов в сотовых сетях всех стандартов, т.е. общий уровень проникновения составлял 16,4% /www.sotovik.ru, аналитический отчет ИАА "Сотовик" и J'son & Partners от 04.06.2003 г./. Подавляющее количество пользователей предпочитает стандарт GSM (92%). В нашей республике баланс еще более впечатляющий - компания МТС (GSM-900/1800) контролирует более 97% рынка.

По прогнозам экспертов, реальным для российских регионов считается уровень проникновения в 30-35%. Это же подтвердил и президент МТС М.Смирнов в интервью агентству Комиинформ (12 февраля 2003 г.). По словам господина Смирнова, реально ожидать, что в течение трех лет количество абонентов сотовой связи в республике достигнет 300 тысяч.

Причины для таких прогнозов вполне обоснованы: благосостояние населения увеличивается, растет деловая активность, а сотовые операторы через дифференциацию тарифов на услуги становятся все ближе "к народу". Еще на заре развития отрасли мобильных коммуникаций было ясно, что стратегический потенциал роста российских абонентов находится в регионах. Высокий уровень конкуренции в столичных мегаполисах и прилегающих областях к 1999-му году заставил обратить основных игроков сотового рынка на российскую провинцию. Именно тогда началась мощнейшая экспансия в регионы ведущих российских операторов: МТС, Вымпелкома (Би Лайн) и Телекоминвеста ("Северо-Западный GSM"). В мае 2002 года, путем объединения своих "мобильных" активов компаниями Телекоминвест, Sonera, Telia и ЦТ-Мобайл началось создание общероссийского оператора сотовой связи -ОАО "Мегафон" (GSM-900/1800).

Третьим будешь?

Сегодня в республике ведут деятельность два оператора: "Парма Мобайл" и "Мобильные ТелеСистемы". "Парма Мобайл", работающая в стандарте AMPS-800, обладает 1-ой базовой станцией, обслуживающей Сыктывкар и окрестности. Компания имеет 1 офис в Сыктывкаре.

Зона покрытия МТС - все города, ряд районов республики и основные автомобильные трассы. По нашим подсчетам, на данный момент в активе МТС 3 коммутатора, около 40 базовых станций GSM-900 и GSM-1800 и 10 офисов обслуживания.

Осенью текущего года в Сыктывкаре ожидается начало предоставления услуг еще одним оператором GSM-900/1800 - ОАО "Мегафон" (торговая марка "Мегафон").

Для того чтобы понять, какие изменения произойдут в республике с приходом нового крупного игрока, мы проанализировали практику выхода и закрепления на рынке будущего конкурента МТС - ОАО "Мегафон" - в других российских регионах.

Анализ производился по двум показателям:

1. Общее количество лицензий, полученных оператором на территории Российской Федерации (лицензионный портфель), и количество освоенных лицензий: анализ лицензионного портфеля и скорость его освоения в совокупности с потенциалом привлекательности региона позволяет прогнозировать поведение оператора на региональном рынке в ближайшие 2-3 года.

2. Маркетинговая политика на этапе выхода на рынок: уровень тарифов и рекламную активность.

Данные о лицензионных портфелях компаний:

ОператорКоличество регионов РФ, на которые имеются лицензии*Количество регионов РФ, где услуги уже оказываются*Количество абонентов сети на территории РФ на 31.05.2003**
МТС58498 765 000
Мегафон89404 003 427

* - официальные данные компаний /www.mts.ru и www.megafon.ru/

** - аналитический отчет ИАА "Сотовик" и J'son & Partners от 04.06.2003 г. /www.sotovik.ru/

В нашей республике, как уже указывалось выше, основным потенциалом для роста абонентской базы является сектор частных лиц, которые не готовы тратить много средств на сотовую связь. При этом, необходимо учитывать, что немалая часть потенциальных абонентов ведет достаточно "оседлый" образ жизни, т.е. для них ключевыми мотивами приобретения мобильного телефона будут цена "входного" билета, стоимость текущего обслуживания и уверенная зона приема в местах проживания и окрестностях. Привлечение малобюджетных клиентов требует, в первую очередь, более низких, чем у конкурента, тарифов, что впрямую сказывается на скорости возврата вложенного капитала, т.к. показатель ARPU (доход с одного абонента) у этой категории потребителей значительно ниже. Помимо этого, требуются серьезные инвестиции в сетевую инфраструктуру и систему обслуживания абонентов.

Претендовать же на существенную долю рынка в сегменте корпоративных клиентов без широкой зоны покрытия в республике новому оператору еще сложнее.

Все эти факторы в комплексе существенно снижают инвестиционную привлекательность республиканского рынка по сравнению с другими регионами России.

Как видно из таблицы, объем неосвоенных лицензий у Мегафона еще очень велик. Согласно заявления ОАО "Мегафон" /www.megafon.ru: "ОАО "Мегафон": итоги и перспективы", 14.05.2003 г./, в числе приоритетов развития заявлено масштабное освоение лицензионной зоны в текущем году и подготовка к выходу на мировой фондовый рынок. Это означает, что все ресурсы компании будут мобилизованы на решение указанных задач. То есть цель на ближайшие 2 года: "проявиться" в каждом регионе своей лицензионной зоны. Стратегия такого поведения вполне понятна и разумна: усиленно работая на привлекательных рынках, параллельно с минимальными издержками отметиться во всех других регионах, затем выйти на мировой фондовый рынок для привлечения серьезных инвестиций и далее развивать свои сети в регионах.

Анализ региональной политики показал, что на всех малопривлекательных рынках, к которым, к сожалению, относится и наша республика, Мегафон использует стандартную схему: обеспечение зоны покрытия в областном центре региона и установление локальных тарифов на уровне чуть ниже основных конкурентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что, появившись в Сыктывкаре, второй оператор GSM в ближайшие 2-3 года вряд ли двинется дальше по республике. По нашим сведениям, на первоначальном этапе, сеть ОАО "Мегафон" в Коми не будет иметь собственного коммутатора, что также свидетельствует в пользу мнения о "формальности" выхода на республиканский рынок. Поэтому в ближайшие четыре-пять лет расстановка сил на республиканском рынке существенно не изменится

Безусловно, появление еще одного крупного игрока на рынке республики - позитивный факт. Конечно, ожидать существенного снижения цен на услуги сотовой связи не приходится - наш регион вряд ли станет ареной ценовых войн между операторами, однако конкуренция благотворно влияет и на ассортимент услуг и на качество обслуживания. От усиления конкуренции в любом случае выигрывает потребитель - ведь именно абонент является главным участником этого рынка.

ЗАО "ПАРМА МОБАЙЛ";

ЗАО "Парма Мобайл" - первый оператор сотовой связи, начавший предоставление услуг на территории республики Коми. Образовано 23 октября 1995 года. Компания является членом Ассоциации-800 и предоставляет услуги сотовой связи в стандарте AМPS-800 в г. Сыктывкаре с 11.06.1996 г.

Учредители - "Восток Мобайл б.в.", "Парма-Инвест".

ОАО «Мобильные ТелеСистемы»;

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) - крупнейший в Восточной и Центральной Европе оператор сотовой связи, обслуживающий более 10 миллионов активных абонентов (данные по состоянию на 31.05.03 г.). Лицензионный портфель ОАО «Мобильные ТелеСистемы» включает 58 регионов России, Украину и Республику Беларусь, а население лицензионной территории компании достигает 169,2 млн. человек.

Сеть МТС уже работает на территории 49-ти субъектов РФ, расположенных во всех федеральных округах Российской Федерации. Со второй половины 2002 года в Беларуси осуществляет свою деятельность совместное предприятие c ООО «Мобильные ТелеСистемы». В марте 2003 года МТС стала владельцем контрольного пакета акций UMC, ведущего украинского оператора мобильной связи.

С 30 июня 2000 года акции компании (индекс MBT) котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Рыночная капитализация компании - более 5-ти млрд. долларов. Стратегические акционеры МТС - российский диверсифицированный холдинг АФК «Система» и немецкий оператор связи T-Mobile - 51% и 25% акций компании соответственно. Финансовым инвесторам - западным инвестиционным фондам - принадлежит 22,3% акций МТС.

На территории республики Коми услуги предоставляются с 21.09.1998 г.

ОАО «МегаФон»;

ОАО «МегаФон» - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800. Образовано в мае 2002 г. в результате переименования и изменения организационно-правовой формы ЗАО «Северо-Западный GSM» и объединения с ЗАО «Соник Дуо» (Москва), ЗАО «Мобиком-Кавказ», ЗАО «Мобиком-Центр», ЗАО «Мобиком-Новосибирск», ЗАО «Мобиком-Хабаровск», ЗАО «Мобиком-Киров», ОАО «МСС-Поволжье», ЗАО «Волжский GSM» и ЗАО «Уральский Джи Эс Эм».

Акционерами Компании являются ОАО «Телекоминвест» (29,81%), ООО «ЦТ-Мобайл» (27,75%), ЗАО «ВестЛинк Лтд.» (1,5%), ООО «Контакт-С» (1,5%), Sonera (Финляндия, 28,16%), Telia (Швеция, 11,28%). Лицензионная территория ОАО «МегаФон» охватывает 100% территории России - все 89 субъектов РФ, где проживает 147 миллионов человек.

©АМК "ПРОФИЛЬ" 2003