Новости Республики Коми | Комиинформ

Финский композитор Туомас Кантелинен раскрыл секреты "Русалочки"

Финский композитор Туомас Кантелинен раскрыл секреты "Русалочки"
Финский композитор Туомас Кантелинен раскрыл секреты "Русалочки"
logo
Финский композитор Туомас Кантелинен раскрыл секреты "Русалочки"
Фото Татьяны Ткалун

16 сентября в Сыктывкаре открывается юбилейный театральный сезон. Театр оперы и балета Коми обещает насыщенные праздничные дни и сюрпризы. 

В преддверии открытия сезона театралы раскрыли секреты премьеры балета "Русалочка", который чуть не загубил ковид и геополитические изменения в мире. На пресс-конференции, которая прошла в Сыктывкаре 15 сентября, присутствовал композитор "Русалочки", автор голливудской музыки, композиций к фильму "Территория" и "Ледокол" Туомас Кантелинен.

Гость республики рассказал о своих ощущениях от республики и раскрыл секреты "Русалочки".

tuomas14.jpg

"Я очень рад находиться в Коми, потому что чувствую финно-угорское родство. Здесь говорят о музыке так красиво. Обычно это присуще произведениям тех композиторов, которых уже нет с нами, - пошутил Туомас. - Мне очень много хочется сказать, но я скажу ответное слово". 

tuomas2.jpg

Как рассказал композитор, его давний знакомый и эксперт музыки Александр Дмитриев (Франция) высказал идею показать балет директору театра Коми Дмитрию Степанову, который приезжал в Финляндию и оценил спектакль. Об этом спектакле знают многие театры, знают эту музыку, но с Д.Степановым произошла особая история - он что-то увидел, почувствовал какие-то нюансы.

tuomas15.jpg

"Когда так, с открытым сердцем, подходят к твоему произведению, других вариантов нет - только приехать к вам, - поделился Т.Кантелинен. - У Д.Степанова очень хороший музыкальный вкус, он тонко чувствует и понимает музыкальное произведение. И мы в дни показа надеемся привлечь новую публику, даже тех, кто вообще не ходил в театр и не соприкасался с таким искусством. В "Русалочке" есть приключения, романтика, фантастика - на любой вкус".

Д.Степанов, раскрывая секрет того, что же он почувствовал в этом произведении, пояснил, что  это новое интересное направление развития музыкального театра.

tuomas13.jpg

"У нас есть исторические, классические, современные балеты, есть концертные номера. А здесь, за счет удивительного, неповторимого музыкального стиля будет другое. Такой музыки в театре не звучит - у нас нет таких спектаклей. Чтобы это понять, это надо услышать. Все крутится именно вокруг музыки, вокруг нее и пошло развитие мысли, создание спектакля. Такая музыка будет очень востребована и в первую очередь новым зрителем".

А.Дмитриев - старожил республики, он работал главным дирижером театра в 2005-2006 году. Работал один, дирижировал всем. С тех пор театр изменился качественно и количественно.

"Замечательный балет, замечательные музыканты и исполнители. С таким уровнем приятно работать. При этом здесь много молодежи. Изменения в театре исключительно положительные - раньше такого здесь не было", - поделился А.Дмитриев.

Сегодня у дирижера складываются правильные, дружественные отношения с Романом Денисовым, главным дирижером театра.

tuomas10.jpg

Главный балетмейстер театра, постановщик и хореограф был поражен масштабом, звучанием оркестра, огромным числом артистов на сцене в финской "Русалочке" и он сразу решил сделать свою редакцию балета. 

"Музыка в балете будет просто фантастическая поэтому мы назвали его полетом фантазии, - поделился Андрей Меркурьев. - Мы не повторяли премьеру, мы взяли музыку, полностью ее перекроили, сделали свою историю, поставили номера в другом порядке, изменили либретто. Мне хотелось добавить юмора, и он там есть. Мы добавили вокал, которого не было в спектакле, потому что искусство должно быть более синтетическим. Это интересно и оперным дивам, и нам, и в целом музыка обогащается еще больше присутствием голоса". 

tuomas7.jpg

Театр оперы и балета взял за основу сказку Андерсена и сделал свою историю. А.Меркурьев обещает, что у зрителя будут вопросы, почему история отличается от оригинальной. Почему нет эпизода, где Русалочка спасает принца. Сыктывкарцы и гости столицы увидят три финала, и какой из них точный и правильный - решать каждому. 

Д.Степанов еще раз отметил, что коми спектакль кардинально отличается от того, что был поставлен в Хельсинки. А произошло это благодаря вере композитора в команду.

"Авторы часто трепетно оберегают творение и не разрешают делать отступлений. Туомас в нас поверил - пока не понимаю, почему. Когда мы обсуждали постановку, мы объяснили, что у нас не такие возможности, как у национальной оперы в Хельсинки. Он позволил сделать другой спектакль, поменять музыку. Эта свобода автора нас вдохновила на создание совершенно нового спектакля. И когда Туомас завтра увидит балет, он его не то что не узнает, он его полюбит". 

tuomas8.jpg

Спектакль будет интересен ценителям балета, потому что в нем присутствует оригинальная, авторская хореография А.Меркурьева. Детям "Русалочка" будет интересна потому, что в ней задействованы детская студия и гимназия искусств, интересные костюмы. А взрослым - потому что это про любовь. А.Меркурьев, услышав музыку Туомаса, понял, что в ней много погружения, любви, счастья.

Ложку дегтя в эту прекрасную историю внес финский журналист, который спросил на пресс-конференции Туомаса, каково ему будет после таких сцен, как в Китае, Америке, Индии, видеть свой балет на региональный сцене. 

Туомас жестами показал дружественные и сердечные связи.

"Очень важно, что мы - немногочисленные народы. Мы стараемся быть вместе и понять друг друга. Любой народ имеет право узнавать и видеть больше. Есть чисто человеческие отношения. И каждый человек хочет делать такое искусство, которое переходит из одного сердца в другое, если с юмором - значит с юмором. У музыки нет границ, наоборот, в музыке - мир", - заключил композитор. 

В новейшей истории театра премьера будет идти три дня. В эти дни на сцене выступят три разных состава и три совершенно разные "Русалочки". Наталья Супрун и Анастасия Лебедик уже не нуждаются в представлении. А вот во второй день зрители увидят выпускницу гимназии искусств Валерию Загайнову. Девушка работает в театре всего месяц и уже попала на афишу. Меркурьев говорит, что это новая звезда театра, которая растет не по дням, а по часам. 

tuomas11.jpg