Школьница из Коми стала призером Всероссийской олимпиады по физике

Школьница из Коми стала призером Всероссийской олимпиады по физике
Школьница из Коми стала призером Всероссийской олимпиады по физике
logo
Школьница из Коми стала призером Всероссийской олимпиады по физике
Фото из архива ИА "Комиинформ"

Заключительный этап олимпиады по физике имени Дж. К. Максвелла прошел с 24 по 29 апреля в кампусе МФТИ в Долгопрудном и образовательном центре "Сириус" в Сочи для 233 школьников 7-8 классов со всей России.

Как сообщает пресс-служба Минобрнауки Коми, среди участников — обучающиеся 7 класса республиканского Физико-математического лицея-интерната Анастасия Пыстина и Вадим Лыжин. На протяжении всего времени учащихся сопровождал их наставник — педагог Игорь Куликов. За время программы для участников провели теоретические и экспериментальные занятия по физике, контрольные и зачетные работы, туры заключительного этапа олимпиады Максвелла, лекции и семинары ведущих педагогов, а также культурные и спортивные мероприятия.

По итогам, Анастасия стала призером олимпиады, оказавшись на 32 месте из 121 среди сильнейших семиклассников всей страны, и получила диплом о завершении программы.

sirius-2jpg_1620801347274.jpeg

Вадим также успешно выступил на олимпиаде, немного недобрав баллов до диплома.

На этом достижения ребят из физмат-лицея не закончились. Ученик 11 класса Денис Рубцов вошел в число авторов задач заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике имени Джеймса Клерка Максвелла для 7-8 классов. Как рассказывает сам Денис, первый опыт составления подобных сборников он приобрел, будучи учащимся 8 класса.

"По окончании 8 класса за выдающиеся результаты в олимпиадах по физике меня пригласили на августовскую естественнонаучную образовательную программу в "Сириусе". Там, в составе команды из 27 человек, мы составляли сборник олимпиадных задач для 8 класса "Тепловые явления. Постоянный ток. Геометрическая оптика". В него, помимо задач с олимпиад прошлых лет, вошли новые задачи, которые полезны в методическом плане при подготовке ко Всероссийской олимпиаде. Мне стало интересно, я тоже попробовал придумать. Не все получается сразу, но одна моя задача вошла в сборник, — вспоминает Денис. — Потом я придумал еще несколько задач и отправил их в Центрально-предметную методическую комиссию по физике, которая составляет комплекты задач. Они готовы брать задачи у людей, с которыми они знакомы и которым они доверяют. Автор не должен никому говорить условие и тем более решение задачи. Он несет за это персональную ответственность".

Денис утверждает, придумывать олимпиадную задачу — это не отработанный ранее механический процесс, а исключительно творческий:

"Олимпиада — это не экзамен, не ЕГЭ. На ЕГЭ дают классические задачи, меняя лишь числовые значения и сюжеты. Для того, чтобы придумать задачу, нужно самому прекрасно разбираться в той или иной теме. Поэтому я рассматривал такое придумывание как дополнительную прокачку для того, чтобы успешнее выступать на олимпиадах. Я не ошибся: на олимпиадах мне стало проще догадываться до идей, потому что я понимал, как эта задача придумывалась и что хочет от меня автор".

siriusjpg_1620801380845.jpeg

Авторами подобных задач являются тренеры сборной России по физике, председатели по классам и члены жюри ВсОШ по физике. Задачи студентов проходят для подобных сборников куда реже. А вот задачи школьников — уникальные случаи. Задача от Дениса Рубцова — только третья по счету. В чем же заключается ее уникальность и, конечно, секрет ее разработки?

"Вообще, задача, вошедшая в комплект теоретического тура Всероссийской олимпиады 2021 для 7 класса, была придумана мною еще в 2019 году. И это первая моя задача, вошедшая в комплекты олимпиад. То есть я ждал этого достаточно долго. Задача была навеяна жизненной ситуацией: когда я ехал на автомобиле из окраины Петербурга на Ладожский вокзал, вначале мы двигались по шоссе. Навигатор показывал не только маршрут, но и предполагаемое расчетное время до приезда на вокзал: "Осталось 30 минут", "Осталось 20 минут". Когда мы начали ехать по центральным улицам Петербурга, наша скорость стала заметно меньше, и показания навигатора стали расти: "Осталось 25, 30,35 минут". Потом, по мере приближения к вокзалу, оставшееся время вновь начало опускаться до нуля. Задача была именно на этот эффект: одно расчетное время могло быть показано трижды. То есть задача была на движение", — рассказал Денис.

Денис Рубцов и сам не раз являлся участником заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике. Впервые ему удалось поучаствовать в 7 классе, тогда школьнику не хватило баллов до того, чтобы стать призером. Получить диплом удалось в следующем году, но уже не призера, а победителя.

Отметим, призеры и победители заключительного этапа олимпиады имени Максвелла — кандидаты в сборную России на две олимпиады. Первая — Международная естественно-научная олимпиада юниоров (International Junior Science Olympiad, IJSO). Вторая — олимпиада стран СНГ. Она проводится с 2017 года в Баку.