Новости Республики Коми | Комиинформ

В Сыктывкаре учителя школ устали от бюрократической нагрузки

В Сыктывкаре учителя школ устали от бюрократической нагрузки
В Сыктывкаре учителя школ устали от бюрократической нагрузки
logo
В Сыктывкаре учителя школ устали от бюрократической нагрузки
Фото Якова Шлегеля

В Сыктывкаре состоялась дискуссионная площадка по теме "Антибюрократическая учительская инициатива". Инициатором дискуссии выступило КРО партии "Единая Россия". Основной темой беседы стала избыточная отчетность педагогов учебных заведений, однако мнения по этому поводу разделились.

Модератор дискуссионной площадки Владимир Миронов перед тем, как начать дискуссию, привел данные опроса, в котором участвовали представители педагогического сообщества. По данным статистики, у 8 опрошенных нет излишней административной работы, у 23 респондентов такая работа бывает иногда, у 18 - регулярно, у 7 - занимает все рабочее время.

IMG_0004.JPG

Среди самых "отвлекающих" от работы форм деятельности отмечено составление отчетов — это отметили 32 опрошенных, 25 человек посетовали на подготовку ответов по информационным запросам в образовательные организации. 22 человека считают, что больше всего мешает в педагогической деятельности подготовка внутренней отчетности, еще 21 человек дал другие ответы.

Во время опроса участники предложили сократить количество запросов и создать в образовательных учреждениях методические кабинеты, которые будут заниматься отчетной документацией. Также педагоги считают, что обновлять портфолио необходимо раз в 10 лет, а не каждую пятилетку, и создать единую сетку отчетности в режиме онлайн с наименьшей периодичностью. Кроме того, респонденты считают, что нужно уменьшить количество отчетов и запросов, которые нужно предоставлять управлению образования и региональному ведомству.

Начальник отдела развития общего образования и воспитания Минобрнауки Коми Татьяна Казакова отметила, что тема дискуссионной площадки актуальна, но при этом нужно понимать, о какой категории работников и какой нагрузке говорить.

IMG_0012.JPG

"О ком мы говорим, об учителях, которые ведут уроки, или об административных работниках? У этих категорий нагрузка разная, и если взять учителей, то основное поле их деятельности относится к воспитательному процессу", - подчеркнула Т.Казакова.

По словам выступавшей, для педагогов Министерством просвещения России установлены четыре документа для отчетов, включая рабочую программу, электронный журнал и аналитические материалы. У административных должностей документооборот шире, как и нагрузка со стороны муниципальных органов образования. Региональный Минобрнауки также работает и запрашивает информацию через муниципальные управления образования.

IMG_0006.JPG

На встрече было отмечено, что во многом нагрузка по отчетам зависит от традиции ведения отчетности в каждом конкретном учебном заведении. Обычно большую работу с документами выполняют заместители директора, хотя иногда можно встретить перекосы.

Выступая перед собравшимися, преподаватель истории Сыктывкарской СОШ №24 Владимир Гончаров отметил, что в 1994 году отчетность педагога состояла из двух листов. Сейчас учитель должен сам расписать учебный план и каждое действие, включая цели, задачи и методы работы, а также прогнозируемые результаты.

"Когда начнется учебный год, я должен буду в первую неделю сдать отчет о летних каникулах, где отдыхал каждый ребенок с родителями. Затем придут бумаги из ведомств по безопасности дорожного движения, пожарам и прочим антитеррористическим делам. При этом аналитических материалов нет, а сдать эти отчеты надо", - констатировал В.Гончаров.

IMG_0060.JPG

Также преподаватель высказался, что во время подготовки портфолио педагог должен найти приказ, скопировать и приложить его к документам. Документы надо постоянно заполнять, вне зависимости от электронной или бумажной формы документации. По мнению выступающего, готовое портфолио заверяется директором школы, и все дополнительные бюрократические моменты создают впечатление, что учителям не доверяют.

"Когда я проходил электронный экзамен, то из большой массы вопросов по своей специальности встретил только четыре. Не для пафоса говорю, что умею работать в офисных программах, но когда во время электронного экзамена появляется вопрос, что означает тот или иной значок, приходится гадать. Я считаю, что для переаттестации необходимо расширять базу вопросов именно по предметным блокам для педагогов", - отметил еще одну проблему учитель.

Также В.Гончаров считает, что необходимо ввести общую образовательную программу по всем предметам. Преподаватель привел пример: когда приходит ребенок из другой школы, его знания отличаются.

Вторым выступавшим на встрече преподавателем стала преподаватель Гимназии искусств им.Ю.Спиридонова Мария Котова. Она считает, что отчеты существуют для того, чтобы государство видело работу педагогов. При этом, отметила выступающая, обратная связь по этим отчетам не ощущается.

tF1QSmWXiy8.jpg

"Так получается, что когда молодой учитель приходит работать в школу, то обращают внимание не столько на его профессиональные умения и навыки, сколько на умение работать с бумагами. Мне, когда случается работать с документами, приходится тратить время на то, чтобы узнать правильное количество колонок в отчетных документах — это борьба с ветряными мельницами", - отметила М.Котова.

По мнению педагога, у учителей, которые интересно проводят уроки, и тех, кто хорошо заполняет документы, неравные условия. Более ценный работник не тот, кто водит детей в походы и уделяет время учащимся, а тот, кто безошибочно и своевременно заполняет документы.

Большинство выступавших на встрече директоров образовательных учреждений не согласились с мнением преподавателей и заверили, что количество отчетов для учителей не увеличился.

Директор Сыктывкарской СОШ №38 Наталия Евтушенко считает, что прохождение аттестации не составляет труда, а разговоры о бюрократических отчетах остается на том же уровне, что и раньше.

IMG_0098.JPG

"Мне, как преподавателю русского языка и литературы, известна проблема писанины, но всегда учителя писали планы и конспекты уроков. Были обязательные отчеты о контрольных работах, потому что если преподаватель не поймет проблемные моменты, он не сможет вывести детей на новый уровень знаний", - отметила Н.Евтушенко.

По мнению выступавшей, учителя пытаются брать слишком большую нагрузку, чтобы получать повышенную зарплату. К тому же есть проблема кадрового голода, педагогов в Сыктывкаре не хватает, поэтому учебные заведения распределяют работу на всех сотрудников.

Директор СОШ №26 Сыктывкара Надежда Кальниченко поддержала свою коллегу в части "кадрового голода". 

"Для выполнения современных требований закона у нас должны быть нормальные условия труда. В школах должно быть новое штатное расписание, система психологической поддержки и даже специалист по IT-технологиям. У нас 100 компьютеров обслуживает один человек", - отметила Н.Кальниченко.

Продолжая свою мысль, выступающая отметила, что "профессиональный "голод будет до тех пор, пока у молодых специалистов не появятся хорошие условия.

"Не должны девчонки, получившие в Сыктывкаре педагогическое образование, уезжать из-за дорогого жилья", - считает директор школы.

Руководитель Коми республиканского института развития образования Галина Китайгородская, в свою очередь, подчеркнула, что профессиональные стандарты введены после указа президента России. Министерство просвещения России установило эти стандарты, которые вводятся на уровне каждой образовательной организации.

IMG_0086.JPG

"Прохождение аттестации — выбор самого педагога, есть возможность сдавать экзамены без бумажных носителей. Испытания занимают порядка 1,5 часа. Со следующего года аттестация будет проходить на федеральной уровне с едиными федеральными оценочными материалами", - отметила Г.Китайгородская.

Депутат Государственного Совета Коми Владимир Жариков считает, что проблему излишних отчетов для учителей поднимать надо.

"У меня мама 41 год проработала педагогом, и я помню, как в 2000 году преподаватели начали обсуждать тему отчетов. Доходило до того, что учителя составляли учебный план на переменах, а это влияло на воспитательный процесс и общение с детьми. Конечно, я даю стороннюю оценку, но проблему решать надо", - отметил депутат.

IMG_0085.JPG

В.Жариков подчеркнул, что постоянные проверки компетентности педагога — это тоже лишняя работа. Аттестация проходит тогда, когда студент получает диплом и идет работать по специальности.

После всех выступлений модератор встречи Владимир Миронов подвел итоги дискуссионной площадки, все мнения будут озвучены на федеральной партийной дискуссии для дальнейшего решения.