Новости Республики Коми | Комиинформ

В Доме дружбы народов Коми поселились "загадочные" финно-угорские народы

В Доме дружбы народов Коми поселились "загадочные" финно-угорские народы
В Доме дружбы народов Коми поселились "загадочные" финно-угорские народы
logo
В Доме дружбы народов Коми поселились "загадочные" финно-угорские народы
Фото из архива ИА "Комиинформ"

В Доме дружбы народов Республики Коми ежедневно могут собираться десятки национально-культурных автономий, ряд из которых представляют финно-угорские народы. И хотя они не являются центральным интересом учреждения, объединяющего более полусотни диаспор, первое, что встречает посетителе при входе - выставка финно-угорских народов. Представлены они в необычном формате - в виде традиционных кукол в национальной одежде.

Куклы были не просто игрушками, через них передавали из поколения в поколение систему ценностей народной культуры. А первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения древнего общества. Куклам не рисовали лицо, опасаясь того, что кукла могла ожить и стать опасной для человека.

1.jpg

90 кукол-скруток в национальных костюмах изготовили мастера Коми ремесленной палаты. На их создание ушло девять "символичных" месяцев. Отдельная большая группа кукол представлена в костюмах разных районов Республики Коми.

Как рассказала специалист ДДН Ольга Степанова, много времени ушло на изучение особенностей национального костюма каждого народа. Ведь наряд народной куклы отражает его эстетическую и духовную значимость. Мастерами изготовлены куклы в мужских и женских костюмах, хотя в традиционном кукольном деле куклы-мальчики были редкостью. При этом учтены все тонкости и нюансы народных традиций национального костюма.

Куклы новой коллекции изготовлены из натуральных тканей, с которыми работают мастера Коми ремесленной палаты. Пояса сплетены специально для каждой куклы вручную.

2.jpg

Среди всех знакомых финно-угров - коми, удмуртов, эстонцев, мордвы, карелов и других - менее известные. Например, чангоши - субэтническая группа венгров. От Венгерского королевства чангоши отделились довольно рано - после монгольского нашествия в XIII веке. Из потомков венгров состоит также и население мадьярабов. Согласно легендам мадьярабов, они происходят от некоего Ибрагима эль-Мадьяра, военачальника из Буды, у которого родился сын Али от местной нубийки. Али, в свою очередь, имел пятерых сыновей, которые якобы и стали родоначальниками всей общины мадьярабов. Сегодня мадьярабы проживают на севере Африки.

3.jpg

За стеклом витрины выставлены также куклы-бесермяне - малочисленный финно-угорский народ в России, проживающий на северо-западе Удмуртии. 

Квены - народ, проживающий на севере Норвегии. Язык квенов мало отличается от финского. Большинство из них занято в сельском хозяйстве и рыболовстве.

4.jpg

Выру - население юго-восточной исторической эстонской области Вырумаа. Выруский диалект относится к прибалтийско-финской языковой подгруппе. Он распространён на территории области Вырумаа.

Секеи – субэтническая группа, которая также образовалась из венгров. Со времён средневековья секеи известны как отважные воины, игравшие важную роль в венгерской армии.

Саамы - малочисленный финно-угорский народ, коренной народ Северной Европы. Самоназвание народа, согласно одной из версий, восходит к балтийскому слову "земля". Раньше их называли "лопарями". Лапландцы - тоже они. Именно представительница саамов - старая лапландка - помогла Герде в поисках Кая в андерсеновской "Снежной королеве".

У каждого народа свой национальный костюм, например, у саамов традиционная одежда приспособлена для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды традиционной одежды: гакти — традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии; юпа — традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове; печок — верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу; торк — зимняя одежда, сшитая мехом внутрь.

Выставка финно-угорских народов находится в Доме дружбы народов в открытом доступе. Кроме того, специалисты проводят по ним тематические занятия.

Материал стажера публикуется в рамках проектов "Школа Комиинформа" и "Школа межэтнической журналистики"