Новости Республики Коми | Комиинформ

Факультативы сразу после уроков утомляют школьников – исследование сыктывкарских студентов

Факультативы сразу после уроков утомляют школьников – исследование сыктывкарских студентов
Факультативы сразу после уроков утомляют школьников – исследование сыктывкарских студентов
logo
Факультативы сразу после уроков утомляют школьников – исследование сыктывкарских студентов
Фото Антона Пархачева

Влияние дополнительной учебной нагрузки на утомление старшеклассников исследовал студент СГУ им. П. Сорокина Денис Истомин. Результаты своих исследований он представил на секции "Факторы социального и добровольного риска и здоровье обучающихся" в рамках III Всероссийской научно-практической конференции "Здровьесбережение обучающихся в условиях Севера".

Д. Истомин рассказал аудитории, что проводил исследование в 10-ом классе одной из школ Усть-Цилемского района. Тестирование проводилось во время факультативного занятия в группе старшеклассников, которые отдохнули 45 минут после шести уроков, и в группе, где факультатив начался сразу после шестого урока.

DSC_0302.jpg

Предметом исследования стали устойчивость внимания, изменение позы за партой и интерес к учебному материалу во время факультативного занятия.

Первая группа, которой удалось отдохнуть 45 минут после шести уроков, во время факультатива сохраняла живой интерес к происходящему. Школьники задавали учителю вопросы, проявляли инициативу при заданиях у доски, обсуждали вопросы занятия. Ребята редко меняли позы, треть класса стремилась локтями опереться на крышку парты.

DSC_0279.jpg

Вторая группа, где факультатив проходил седьмым уроком, в первой половине занятия активно участвовала в обсуждении вопросов, однако во второй половине было отмечено снижение интереса и перешептывания. Также у старшеклассников отмечалось появление двигательного беспокойства – повороты головой, частая смена поз, откидывания на спинку стула.

DSC_0288.jpg

Затем Д. Истомин провел тестирование старшеклассников по методике Бурдона. Школьникам в течение определенного времени предложили найти 400 букв из 1600.

В первой группе продуктивность достигла 75%, а к концу урока – 73%. Во второй группе – 73% и 64% соответственно. Концентрация внимания, которую удалось измерить по количеству пропущенных букв, в первой группе составила 3,3%-5,1%, во второй – 3,4%и 5,7% соответственно.

DSC_0284.jpg

Подводя итоги своего доклада, Д. Истомин резюмировал, что факультативные занятия сразу после уроков приводят к повышенной утомляемости старшеклассников. Кроме того, учащиеся хуже усваивают учебный материал.

"Факультативы необходимо проводить либо в те дни, когда мало уроков, либо после отдыха продолжительностью не менее часа", - отметил он.

DSC_0304.jpg

На вопрос председателя секции Ольги Труфановой, интересовался ли студент, почему расписание уроков было составлено таким образом, Д. Истомин пояснил, что, как правило, расписание составляется педагогами, исходя из собственных предпочтений.

"Очевидно, учителя ставят занятия в удобное для себя время, - предположил он. – В марте 2018 года я планирует продолжить свое исследование, после чего обязательно ознакомлю руководство школы с его результатами".