Художник Валерия Осташова о работах своих "особых" воспитанников: "Великие мастера тратили годы на то, чтобы писать, как эти дети"

10 ноября 2017 года, 9:40 | Сыктывкар
Фото Антона Пархачева

Вчера в столице Коми открыли необычную выставку воспитанников Сыктывкарской коррекционной школы №4. Авторы работ - дети с нарушением слуха. Их творения уже успели сравнить с веяниями именитых Пикассо и Малевича, которые положили годы на то, чтобы научиться писать как дети.

Авторы проекта под названием "Чудь - чуть-чуть", объединившем эти работы, - художница Валерия Осташова и преподаватель школы искусств Ирина Романова.

С "Комиинформом" они поделились историей появления уникального проекта, его особенностями, а также рассказали о работе с необычными ребятами.

- Валерия, кто ваши ученики?

Валерия: Это дети со всей республики с нарушением слуха. В нулевой класс учреждения поступают с шести лет. Занимаются у меня воспитанники школы всех возрастов. От самых маленьких до выпускников.

- Чем вы занимаетесь с детьми с особенностями развития?

Валерия: Если кратко, то учимся воплощать идеи через изобразительные образы. По сути, это кружок дополнительного образования. На уроках придумываем разные занятные вещи, а потом думаем, как это все можно воплотить в жизнь. Материал может быть при этом любым: иллюстрация мифологии, сказок, рассказов, воплощение своих идей.

- Больше своих идей или готового материала на занятиях?

Валерия: Все-таки больше мы разговариваем с детьми. Обсуждаем их мнения, делимся впечатлениями. В процессе выполнения заданий я корректирую работу, помогаю, подсказываю, как лучше воплотить тут или иную идею.

- Вы сами где-то учились, чтобы преподавать у "особых" ребят?

Валерия: Все получилось по факту. У нас хороший коллектив. Коллеги всегда помогут. Меня поддерживают по любому адекватному вопросу, дают советы.

- Среди ваших воспитанников все с художественным вкусом?

Валерия: Нет. Это дети без художественной подготовки. Кто-то любит шить, кто-то мечтает стать водителем, кто-то полицейским, кому-то просто нравится чистить снег. Нравится им разное.

- Как выбирали работы на выставку?

Валерия: Изначально конкретно по этому заданию их было больше сотни. Часть раздали, часть растерялась. Отбирали наиболее выразительные, где более читаем характер. В целом, эти работы - материал для реализации взрослого проекта. То есть это не творческая выставка учащихся, а именно взрослый художественный проект со своей концепцией.

- Здесь в основном автопортреты?

Валерия: Графитом и углём, к примеру, работали, глядя в зеркало. Так что это да, автопортреты. Причём отмечу, что вышло похоже. Портрет для ребёнка - задание практически идеальное. Он в процессе работы сам себя изучает, постигает, это очень полезно. Так ребёнок лучше отдаёт отчёт, что он хотел бы делать и что может. Или наоборот, что не может.

- Как зародился проект?

Ирина: Началось все с того, что я пришла к Валерии в класс. У неё на тот момент эта выставка уже планировалась. Когда я увидела работы, в голове сразу возникла некая общая линия. Я преподаю историю искусств и сразу начали возникать сравнительные образы - с первобытной эпохой, древними цивилизациями. Там я и парсуну увидела, и что-то каноническое.



- В чем концепция этого взрослого проекта детских рисунков, расскажите...

Ирина: Зрителю предлагается провести параллель с мировым искусством. Конечно, подготовленный зритель найдёт здесь повод для размышления. Неподготовленный уйдёт с выставки с необычными впечатлениями. Специально ничего не подгонялось, художники не копировались. Задание было - просто нарисовать портрет, а получилось то, что мы видим сегодня.

- Что здесь прослеживается общее, на ваш взгляд?

Ирина: Это тема для целой научной работы (улыбается). Пикассо, Матисс, Малевич писали так, что отходили от реальной видимости мира. И начинали сами провоцировать эту детскую непосредственность в стилистике работ. То есть у Пикассо это получалось намерено, а у нас - непроизвольно. Человек знающий уловит тут много сходств.

Валерия: Получается так, что то, чего великие художники добивались, пойдя многие школы и практики и ошлит до этого "мозгами", дети делают сами, на интуитивном уровне. Пока головы у них не загружены, эти вещи происходят непосредственно и легко. Неспроста эпиграф нашей выставки - высказывание Пабло Пикассо о том, что он отдал многие годы жизни, чтобы научиться рисовать как эти дети.


- Откуда такое необычное название проекту?

Валерия: Мой друг, художник Юрий Лисовский, предложил название "Чудь чуть-чуть", когда готовилась первая выставка, с отсылкой к слову из мифологии "чудь" - в значении "другие люди", "чуднЫе". Наших детей тоже называют "другие", "особенные". А "чуть-чуть" - значит маленькие.

- Возникают ли у вас сложности во время занятий? Имею в виду сложности во взаимопонимании?

Валерия: В любой работе есть сложности. Здесь есть особенности, конечно. Давая детям задания, нужно вычислять такую формулу, чтобы это было понятно им. Например, в портрете: конструкцию головы дать им простейшей формулой. А не так как проходят эту тему в художественных училищах. Им я должна дать так просто, чтобы им было так понятно, чтобы они запомнили. Потому что память у них остаётся на впечатлении, а не на том, что я говорю. Материал, как правило, дублируется несколько раз, пока ребёнок не освоит и не запомнит. Правда, после каникул они приходят вновь "чистыми листами ", все приходится учить заново.

- Им сложнее запоминать?

Валерия: В целом, да. Но от них иногда не ожидаешь, а они такое выдают! Они более искренние, более интересно подходят к работе. Был случай, когда мальчик просчитывал 40 минут, сколько будет 15 минус 7, разделить на 2. В то же время, когда-то после занятий я разрешила ему рисовать на доске и он нарисовал корабль с пиратским флагом и много-много деталей. Я попросила рассказать, что это. Так этот мальчик начал говорить про Англию 18 века, её правителях, кампаниях, дошёл вплоть до деталей корабля...Выдал такой диапазон! Поэтому никогда не скажешь, когда и какая информация у кого всплывёт.

- "Особым детям нужен особый педагог", слышали такую фразу? Согласны с ней?

Валерия: Тогда ещё в конце этой фразы должна быть приписка: "Минобр или Минздрав предупреждает". Скажу так: к этим детям просто нужно более внимательно относиться. И побольше общаться, изучать ребёнка, чтобы понимать, как он может реализоваться. И помогать ему в этом.

Ярослава Пархачёва

  Ключевые слова: искусство, инвалиды, дети, мы рядом
  Рубрика: Культура
  • 1
  • 6
  • 0
  • 0
  • 9

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору



Новости mediametrix

                       
                       
                       



Видео






Интервью

Михаил Порядин
Руководитель Администрации главы Республики Коми
Сергей Лихопуд
Генеральный директор "Воркутауголь"
Салават Валитов
Руководитель проектов по Республике Коми ОАО "Ханты-Мансийскдорстрой"

Памятная дата военной истории России

17 января

В этот день в 1945 году советские войска начали Висло-Одерскую операцию, в ходе которой были освобождены значительные территории Польши, а советские войска вышли на дальние подступы к Берлину.



Подробнее...






Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus
Смотреть видео