Комиретро: в Коми летчики появились раньше, чем самолеты 

25 июля 2016 года, 14:37 |
Фото Ирины Кнутас

В рубрике "Комиретро", посвященной 95-летию республики, "Комиинформ" продолжает рассказывать о наиболее значимых и интересных событиях в становлении края. Очередной ретро-выпуск доктор исторических наук Игорь Жеребцов решил посвятить коми авиации.

Коми летчики появились раньше, чем самолеты в Коми. Звучит немного странно, но так оно и есть. Некоторые коми солдаты попали служить в авиацию в годы Первой Мировой, а потом и Гражданской войны. Первым коми летчиком признан П.А.Истомин. В августе 1918 года он в качестве командира экипажа участвовал в перегонке двух аэропланов для Северного фронта из Петрограда в Котлас – совсем близко к Коми краю. Но в небе над территорией нынешней Республики Коми первые аэропланы появились позже - возможно, в 1919 году белые использовали их в Печорском крае. А южным районам возможность лицезреть своими глазами "железную птицу" представилась лишь через несколько лет, хотя уже в год основания Коми автономии выдвигались предложения об организации в области воздушного транспорта: военный летчик В.Шайтанов предложил Усть-Сысольскому руководству установить воздушное сообщение между Усть-Сысольском и ближайшей станцией железной дороги. Но тогда руки до авиации не дошли.

Первый самолет усть-сысольцы увидели только в 1925 году. Этому предшествовало долгое нетерпеливое ожидание. Еще 23 июня из Москвы в агитационный полет по городам и весям Приуралья и Севера вылетел самолет-гидроплан "Юнкерс" W34 Центрального совета Авиахима. Самолет назывался "Смычка города с деревней". Экипаж изготовленного из дюралюминия одномоторного моноплана состоял из трех человек. Скорость полета составляла около 130 км/ч, бензина в баках хватало на 6 часов полета. В Усть-Сысольск самолет летел из Перми; там, между прочим, на нем были проведены "октябрины" (придуманный новой властью антипод православных крестин – имя ребенку выбирали на собраниях "общественности"): двухмесячную девочку подняли в воздух и нарекли именем Авиа.

1.jpg

Известия о скором появлении самолета появились в Усть-Сысольске еще в конце июля или самом начале августа. Газеты писали об этом: "Самолет, вот о чем днем и ночью, во сне и наяву, вслух и про себя думали устьсысольцы за последние 1,5 недели. Всех занимала мысль о загадочной металлической птице. "Что за самолет летит к нам; как он держится в воздухе; насколько быстро он летает; сколько он стоит; как чувствуют себя люди во время полета", - вот в каком направлении работала мысль каждого. Ждали самолет основательно и долго. Телеграф смущенно молчал. "Югыд туй" за последние дни оповещала читателей: "Сегодня самолет в пределах области". Но о самолете не было ни духу, ни слуха. Наиболее нетерпеливые ожидатели остыли, многие изуверились в возможности прилета, кое-кто счел это за обман и только немногие с неослабленным интересом косились в сторону Усть-Кулома в надежде увидеть крылатую машину".

Только 12 августа 1925 года самолет появился в пределах Коми области. В пятницу 14 августа в 16 часов 15 минут он совершил посадку на реке Сысоле близ Усть-Сысольска. У самолета прошел митинг, а на следующий день с 8 утра состоялись полеты. Газета "Югыд туй" так описывала это событие: "Около стоянки гидроплана расположились пожилые бородатые крестьяне из прилежащих волостей. Служащие в стороне, молодежная часть держится оттерто, отодвинута на задний план. Старики и старухи поочередно входят в кабину самолета. Сегодня они хозяева… Но вот водо- и воздухоплавающая птица после благополучного полета над Устьсысольском села на воду. Пассажиры начинают выходить. Морщины на их изборожденных лицах исчезли. Бесхитростное крестьянское лицо расплылось в бесконечно довольную, добродушную улыбку. Новокрещенных стариков обступила толпа. Начинается пытливый допрос: "Ну как там, не страшно, не трясет, не испугался?". Вопросы валятся градом. Воздушный "новоявленный" не успевает отвечать. Но первым замечанием, которое невольно вырывается из уст каждого крестьянина, летавшего на машине, было: "А теперь и умирать можно". Одним из первых пассажиров был Виктор Савин, написавший: "Первая борозда над Коми областью проведена, нам нужно расширять воздушную пашню и не дать ей зарасти!". После 20 августа самолет улетел из Усть-Сысольска в Усть-Вымь, а оттуда в Яренск, Котлас, Архангельск и Москву. куда должен был прибыть 30 сентября 1925 года. Вдохновленные увиденным, жители Коми области решили было построить свой самолет "Коми морт", но реализация этой задумки затянулась: сбор денег на постройку "Коми морта" провели только в 1929-м – в год, когда работа по открытию воздушного сообщения с Усть-Сысольском близилась к завершению.

2.jpg

А до 1929 года в области встречали других воздухоплавателей. Так, 13 сентября 1926-го в поселке Нювчим приземлился воздушный шар-аэростат из Москвы. Пилоты-воздухоплаватели П.Ф.Федосеенко, Н.С.Слифтерьев преодолели расстояние от столицы СССР до Нювчима за 17 часов 39 минут. А 1 мая 1927-го в лесах над Полярным Уралом потерпел крушение вылетевший 30 апреля по маршруту Москва–Тобольск аэростат Осоавиахима СССР с аэронавтами В.А.Семеновым и И.И.Зыковым. Их полет был посвящен 10-летию Октябрьской революции. Неделю спустя коми охотники Иван Мезенцев и его внук Александр Мартюшев подобрали аэронавтов на р. Нирим (приток Илыча) и вывезли их на лодке в Укъюдин. Затем их переправили в Троицко-Печорск, а оттуда – в Помоздино и в Усть-Сысольск. Позднее в письме в редакцию газеты "Югыд туй" аэронавт В.А.Семенов писал: "Трудно выразить словами всю ту благодарность, которую я хотел бы передать коми народу. Этот далекий северный край, возрождающийся к новой жизни, с каждым днем овладевающий все новыми и новыми завоеваниями культуры, на всю жизнь светлой страницей сохранится в моей памяти..." Полеты на воздушных шарах, кстати, продолжались и позднее. Например, 19 февраля 1933 года в районе села Помоздино у деревни Бадьель-ив приземлился аэростат с двумя аэронавтами из Татарии. Полет из Казани до Помоздино продолжался 30 часов. Первыми аэронавтов встретили коми лесорубы, помогли им нести вещи и приборы. В Усть-Куломе аэронавты В.Абрамович и А.Модестов были гостями на торжественном районном заседании, посвященном 15-летию Красной Армии.

В декабре 1929 года в Усть-Сысольск для организации аэростанции для приема самолетов близ местечка Кируль прибыл назначенный руководителем станции Н.Т.Царюк. 25 января 1930 года в Архангельске состоялось торжественное открытие Северной авиалинии Архангельск–Котлас–Усть-Сысольск. Для работы на линии в Архангельск прибыли два самолета. В самом Усть-Сысольске самолетов еще не было. Только 5 февраля 1930 года в Усть-Сысольске (на льду реки Сысолы близ местечка Париж) совершил посадку первый самолет "Дорнье-Комета" общества "Добролёт" с пассажирами, выполнивший первый рейс по авиамаршруту Архангельск–Котлас–Усть-Сысольск. Пилотировал самолет летчик Дедушенко. Первыми совершили полет председатель Коми облисполкома И.Г.Коюшев, кандидат в члены ЦИК крестьянин из Сторожевска Микушев, крестьянка из Шошки Корычева. Расстояние до Архангельска покрывалось за 6 летных часов, до Котласа – за 3 часа. (Сегодня из Сыктывкара до Архангельска на самолетике L-410 вы доберетесь за 3 часа 15 минут, включая время на посадку в Котласе).

3.jpg

Важные перемены в коми авиации произошли в 1932 году. В феврале открылась авиалиния Архангельск–Лешуконское–Усть-Цильма–Нарьян-Мар. Первый рейс осуществлен на одномоторном пятиместном самолете К-4; командир экипажа – полярный летчик Ф.Б.Фарих. Летом была проложена первая авиатрасса из Архангельска через Нарьян-Мар в Ухту. Полет был выполнен архангельским экипажем во главе с летчиком Н.Степановым на гидроплане без навигационных приборов и радиосвязи с землей вдоль побережья Белого моря, а затем вдоль рек Печоры и Ижмы. Гидроплан произвел посадку на реке Ижме, где была оборудована первая посадочная площадка (начальник площадки – Г.В.Ковалев). Тогда же летчик Г.И.Гинзе проложил на гидроплане авиатрассу Архангельск–Нарьян-Мар–Усть-Уса–Воркута. Из Воркуты он взял курс на Ухту, но в сложных метеоусловиях потерял ориентировку и потерпел аварию. Летом 1932-го в Троицко-Печорске велись первые аэрофотосъемочные работы на самолетах По-2 сельхозавиации Ленинграда. А зимой, когда аэрофотосъемочные работы прекратились, на этих самолетах стали выполняться рейсы по первой местной авиалинии Сыктывкар–Усть-Кулом–Троицко-Печорск.

В октябре 1933 года в Сыктывкар (на Вычегду близ села Тентюково) на пароходе доставили из Ленинграда пять самолетов, из которых составлено авиазвено под командованием В.А.Вронского. В сентябре 1934-го базирование самолетов авиазвена в Сыктывкаре перевели на новый аэродром, расположенный на поле колхоза имени Кирова (где раньше была оборудована аэростанция); на этом месте был позднее организован городской аэропорт. В 1936 году Северное территориальное управление Гражданского воздушного флота выделило в распоряжение Коми АССР 5 самолетов По-2 с базированием в аэропорту Сыктывкар. На их фюзеляжах было написано "Коми исполком". В Сыктывкаре было организовано первое самостоятельное авиазвено (командир – Я.В.Бадюлин, заместитель – Цейтлин).

По мере укрепления материальной базы коми авиации увеличивалось и количество маршрутов, по которым регулярно осуществлялись перелеты. В 1935 году открыт авиамаршрут Архангельск–Нарьян-Мар–Усть-Уса–Абезь–Воркута, выполнявшийся на самолете Р-5, в 1936-м - авиалиния Сыктывкар–Ухта–Абезь, в 1938-м - авиалиния Сыктывкар–Объячево–Киров (полеты осуществлялись на самолете По-2). Свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Летом 1942 года в Воркуте построен небольшой аэродром для приема транспортных самолетов, перевозивших вольфрам и другие цветные металлы с Норильского комбината для дальнейшей отправки из Воркуты по железной дороге. Самолеты летали в Салехард, Дудинку, а также обслуживали геологов, перевозили пассажиров и грузы. Отметим еще, что в военные годы в небе над Коми АССР появились вражеские самолеты. В 1943 году немцы сбросили в Кожвинском районе Коми АССР десант для взрыва железнодорожного моста через Печору; по некоторым сведениям, еще один десант был сброшен в конце того же года. Обе вылазки закончились полным провалом. Со стороны Северного Ледовитого океана к Печорскому мосту пытались добраться немецкие бомбардировщики, но тоже безуспешно. Пытливые краеведы и сейчас могут найти в тундре остатки сбитых вражеских самолетов.

Samolet-R-5.jpg

В октябре 1945-го в Сыктывкар поступил 20-местный самолет "Дуглас" для прямых рейсов в Москву. В мае 1946 года на самолетах Ли-2 выполнены первые авиарейсы по маршруту Москва–Горький–Сыктывкар–Воркута. Полеты выполняли экипажи аэропорта Быково. На самолетах в Сыктывкар и Воркуту центральные газеты стали доставляться уже в день выхода. В апреле 1951-го в Сыктывкарский аэропорт прибыли первые самолеты Ан-2. Летом 1955 года открыта новая воздушная трасса Воркута–Норильск. В 1957 году в аэропортах Сыктывкар, Ухта, Воркута стали действовать мощные УКВ-радиостанции. В аэропорту Сыктывкар смонтирована система с неоновыми огнями, укомплектована необходимыми установками лаборатория спецслужб. В аэропорту Воркута установили средневолновую радиостанцию. Построен аэропорт Корткерос. Перенесен на новое место аэродром в Усть-Куломе с целью его подготовки к приему самолетов Ли-2 и Ил-14. Экипажи самолетов Ан-2 из Коми АССР оказали помощь в подкормке хлопчатников в Узбекистане. Эти работы осуществлялись также в 1958 и 1959 гг. В апреле 1961-го на сыктывкарском аэродроме приземлился новый двухмоторный турбовинтовой самолет Ан-24, год спустя - реактивный самолет Ту-124. В 1969 Центральное агентство воздушных сообщений в Сыктывкаре начало продажу билетов с бронированием мест в аэропортах пересадки на международные линии от Сыктывкара до Берлина, Будапешта, Варшавы, Софии и других. В 1973 году начался новый этап в истории гражданской авиации Коми республики стал использоваться самолет Ту-134.

5.png

Наверное, самое показательное – открытие новых авиалиний, количество которых в сравнении с современностью, а особенно с недавним прошлым просто потрясает. Судите сами.

1957 – Открыты авиалинии Москва–Горький–Киров–Сыктывкар–Воркута–Мыс Каменный– Норильск и Сыктывкар– Горький– Воронеж– Краснодар– Адлер.

1958 – Сыктывкар–Горький–Воронеж–Минеральные Воды.

1959 – Норильск–Воркута–Сыктывкар–Адлер и Воркута–Сыктывкар–Ленинград.

1961 – Сыктывкар–Киров–Ижевск–Свердловск.

1964 – Сыктывкар–Москва–Краснодар–Сочи и Сыктывкар–Архангельск.

1966 – Сыктывкар–Ижевск–Казань, Сыктывкар–Ижевск–Уфа и Сыктывкар–Киров–Пермь.

1967 – Сыктывкар–Казань–Минводы, Печора–Сыктывкар–Москва, Печора–Сыктывкар–Горький–Донецк–Симферополь, Печора–Сыктывкар–Горький–Киев, Архангельск–Сыктывкар–Свердловск, Сыктывкар–Ижевск–Казань–Саратов.

1968 – Сыктывкар–Киров–Пенза–Волгоград–Минводы, Сыктывкар–Киров–Пенза–Воронеж–Ростов-на-Дону, Сыктывкар–Ленинград–Минск–Киев–Одесса и Ухта–Сыктывкар–Ленинград.

1969 –Воркута–Сыктывкар–Горький–Донецк–Симферополь, Воркута–Сыктывкар–Горький–Краснодар–Сочи, Сыктывкар–Котлас–Ярославль и Воркута–Сыктывкар–Свердловск.

1970 –Сыктывкар–Киров–Пенза–Харьков, Сыктывкар–Салехард, Сыктывкар–Уфа–Куйбышев, Сыктывкар–Вологда–Новгород–Рига, Сыктывкар–Ленинград–Кишинев.

1972 – Сыктывкар–Свердловск–Омск–Барнаул.

1975 – Салехард–Ухта, Ухта–Салехард–Надым, Инта–Ухта–Киров–Надым, Сыктывкар–Куйбышев–Анапа, Архангельск–Нарьян-Мар–Воркута–Норильск.

1976 – Сыктывкар–Петрозаводск–Минск–Львов, Воркута–Анапа, Воркута–Харасавей.

1977 – Сыктывкар–Томск.

1978 – Кослан–Сыктывкар–София, Сыктывкар–Вуктыл, Сыктывкар–Ижма, Сыктывкар–Кослан, Ухта–Сочи, Сыктывкар–Кустанай–Семипалатинск, Сыктывкар–Усть-Каменогорск, Усинск–Киров–Казань и Усинск–Пермь–Ухта.

1979 – Сыктывкар–Чебоксары–Минеральные воды, Сыктывкар–Кокчетав, Сыктывкар–Новосибирск.

1985 – Сыктывкар–Варна.

1989 – Сыктывкар–Бургас.

Перечень впечатляет, правда? Не верится, что все это было у нас в республике…

Не все, впрочем, шло гладко. Например, летом 1955 года из-за сильных дождей вышла из строя грунтовая полоса аэродрома в Сыктывкаре. Самолеты Ли-2 садились на песчаный аэродром в Пезмоге, откуда пассажиры доставлялись в Сыктывкар на самолетах Ан-2. Количество рейсов резко сократилось.

6.jpg

Но проблемы с аэропортами решались. Но случалось и другое: в начале развития авиации самолеты сбивались с пути, случались катастрофы, угоны… Вот некоторые из них. 7 ноября 1938 года в тайге потерпел катастрофу самолет По-2, на котором из пос. Пезмог (совр. Аджером) в Сыктывкар летел начальник Локчимлага Вульф. Пассажиры и летчик остались в живых. 16 июля 1945-го самолет С-2, летевший по маршруту Сыктывкар–Ухта, сбился с пути и приземлился в городе Соликамске Пермской области. 11 дней спустя такой же самолет С-2, летевший по маршруту Сыктывкар–Киров–Горький–Москва, потерял ориентировку и вместо Кирова и Горького полетел в сторону Костромы. Пилот восстановил ориентировку только после посадки в районе Галича и опроса местного населения. 24 мая 1946 года потерпел аварию самолет С-2, вылетевший из Ухты на патрулирование лесов. Летчики решили погонять лося, снизились и врезались в лес. Жертв не было. 1 февраля 1947-го потерпел аварию из-за плохой подготовки к полету самолет С-2, вылетевший из Усть-Цильмы. Жертв не было. 22 июня того же года самолет По-2 из Сыктывкара потерпел аварию близ деревни Старый Крюк Кировской области. Жертв не было. 28 августа 1947-го в Коми АССР угнан самолет С-2, выполнявший рейс Усть-Кулом–Керчомъя. Преступники убили пилота и улетели в Пермскую область, где были арестованы.

20 июля 1960 года в Сысольском районе потерпел катастрофу самолет Ил-14 Сыктывкарской авиагруппы, выполнявший полет по маршруту Ленинград-Сыктывкар. Обломки самолета были обнаружены только 31 июля. Погибли 19 пассажиров и 4 члена экипажа. Это была первая крупная авиакатастрофа в республике. В декабре того же года потерпел катастрофу второй за год самолет Ил-14 Сыктывкарской авиагруппы, выполнявший полет по маршруту Горький-Сыктывкар. В феврале 1966-го потерпел катастрофу самолет, в котором из Сыктывкара в Свердловск летели первый секретарь Коми обкома ВЛКСМ П.Ерахов и заведующий отделом пропаганды Коми обкома КПСС КПСС А.Пешкин. Пассажиры и экипаж погибли. 2 июля 1986 года случилась, наверное, самая известная авиакатастрофа. В районе с. Визинга потерпел крушение самолет Ту-134 рейса Воркута–Сыктывкар–Москва. Погибли 53 человека. 19 октября 1992 года произошла авиакатастрофа самолета "Ан-28" рейса Тимшер–Усть-Нем–Сыктывкар под селом Усть-Нем. Погибло 15 человек. 24 ноября 1994-го бывший воркутинский шахтер В.Божко совершил угон самолета Ту-134, выполнявший рейс Сыктывкар–Санкт-Петербург–Минск. Божко потребовал лететь в Данию, самолет приземлился в Таллинне, где террорист был задержан. О событиях недавнего времени напоминать не будем: случай с посадкой самолета в закрытом ижемском аэропорту и некоторые другие истории всем хорошо известны…

На помощь гражданской авиации

В г. Сыктывкаре в настоящем году начинается строительство сухопутного аэродрома и аэродрома для гидросамолетов, к постройке последнего уже приступили. Это является огромным достижением для нашей области, которое связывает теснее с центром и другими городами Советского Союза. Учитывая важность и необходимость продвижения этого дела и скорейшего строительства гидроаэродрома собрана особая комиссия по содействию строительства гражданского воздухофлота, которая объявила с 25 июля по 5 августа декаду содействия строительству гражданской авиации. Декада ставит задачу, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы на строительство воздухотранспорта в нашей области. ("За новый Север", 29 июля 1931 г.)

Сыктывкарский аэропорт воздушных линий Северного края.

Доводим до сведения все учреждения и организации города, что с 14 февраля открыто воздушное сообщение по маршруту Сыктывкар – Котлас, Березники – Архангельск. Принимаются перевозки самолетом пассажиры, грузы и воздушная почта. Вылет самолета из Сыктывкара по числам 15, 18, 21, 24, 28 в 7 час. 30 мин. утра. Не исключены и дополнительные рейсы. Стоимость билета до: Котласа 120 р.; Березников 200 р.; Архангельска 270 р. ("За новый Север", 21 февраля 1933 г.)

4.jpg

В Коми области в октябре открываются три воздушные линии.

От Наркома Связи СССР тов. Рыкова получена телеграмма на имя председателя Коми Облисполкома т. Коюшева, что Наркомат Связи в октябре по ходатайству Облисполкома открывает авиационные почтовые линии. Регулярно работать будут три линии: Сыктывкар – Усть-Уымь, Ижма – Усть-Цильма, Сыктывкар – Усть-Кулом – Троицко-Печорск, Сыктывкар – Пустошь – Объячево – Мураши. В настоящее время в области имеется пять самолетов и еще прибудут три. ("За новый Север", 29 сентября 1933 г.)

Готовим авиакадры

С мая 1934 года перед отрядом встал остро вопрос подготовки кадров из местного коренного населения. В этом деле инициативу проявил Обком комсомола в лице тт. Омелина и Заболоцкого. Курсы были укомплектованы целиком из комсомольцев. Начали заниматься 13 мая. На сегодняшний день занятия успешно закончены. Этому содействовало так же то, что курсанты были весьма дисциплинированны и ни разу не срывали занятий и в короткий срок сумели усвоить сложный авиационный мотор. В авиоотряде работают уже два курсанта моториста, которые проявили себя ударниками в учебе и на производстве. Это – т. Мартынова и т. Исаков. С прибытием новой материальной части все курсанты будут приняты в отряд в качестве мотористов. Курсы в полном составе три раза были на сплаве и здесь, также с честью выполнили задание. Следует сказать, что такие курсы себя вполне оправдывают и необходимо немедленно же приступать к комплектованию новых курсов с большим контингентом, обеспечив их нужными средствами и вниманием общественности. ("За новый Север", 18 августа 1934 г.)

Перелет совершен прекрасно

Из Ленинграда в Сыктывкар воздухом доставлен самолет "АП". Это первый случай в летной практике. С этим перелетом, расстоянием свыше 2 тыс. км, не зная трассы прекрасно справились отважные краснознаменцы-летчики Захаров П.М. и инженер Квятковский М.Ф. До сих пор самолеты в разобранном виде доставлялись поездом в Котлас. Там они собирались и следовали дальше своим ходом. На это уходило всегда много времени, были большие расходы по охране, сборке и разборке самолета. Передовой опыт удался. Перелет прошел без аварий. Машина доставлена в хорошем состоянии. В краткой беседе с краснознаменцами, щедрыми на отважные поступки и скупыми на разговор о перелете, удалось узнать следующее: - Все время летели без метеорологических сводок. В Вологде аэродром не был извещен о прилете самолета. Пришлось сделать посадку без посадочных огней. Низкая температура, туманы и незнание трассы заставляли иногда лететь на высоте 100 м. Мотор работал без перебоев. Это сильно помогало. Краснознаменцев не смутили ни мороз, ни ветер, ни необычайные трудности спусков и взлетов. ("За новый Север", 15 января 1935 г.)

Комиинформ

  Ключевые слова: Комиретро, авиация
  Рубрика: Общество
  • 1
  • 12
  • 0
  • 3
  • 3

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору



Новости mediametrix

                       
                       
                       








Видео

Интервью

Михаил Порядин
Руководитель Администрации главы Республики Коми
Сергей Лихопуд
Генеральный директор "Воркутауголь"
Салават Валитов
Руководитель проектов по Республике Коми ОАО "Ханты-Мансийскдорстрой"

Памятная дата военной истории России

17 января

В этот день в 1945 году советские войска начали Висло-Одерскую операцию, в ходе которой были освобождены значительные территории Польши, а советские войска вышли на дальние подступы к Берлину.



Подробнее...






Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus
Смотреть видео