Премьера "Ханумы" в Сыктывкаре: от восторга до "ощущения пустоты"

7 ноября 2015 года, 22:19 | Сыктывкар
Фото Леонида Даньщикова и Натальи Рузняевой

Академический театр драмы имени Виктора Савина представил зрителям новый спектакль "Ханума" по пьесе Авксентия Цагарели, режиссер – Борис Лагода.

Спектакль прошел с аншлагом, в проходы пришлось выносить дополнительные стулья. Публика принимала спектакль на грани мюзикла с восторгом. Однако были и те, кто остался недоволен. "Комиинформ" собрал противоположные впечатления сыктывкарцев.

Среди тех, кто оценил спектакль высоко, оказалась председатель республиканской национально-культурной автономии Александра Тырышкина. По ее мнению, артистам удалось передать атмосферу старого Тифлиса и его района, где традиционно проживали армяне, - Аблабара. "Я увидела настоящую грузинскую атмосферу, где вино льется по любому поводу, где живут экспрессивные веселые люди", - поделилась она. По словам зрительницы, ей есть с чем сравнивать: спектакль по пьесе Цагарели в свое время она смотрела в театре Товстоногова. "Наши артисты не испортили спектакль. Напротив, нашли некоторые новые ходы. Например, отношения между мужчиной и женщиной показаны более откровенно, чем в прежних постановках".

А.Тырышкина оценила игру исполнителей главных ролей - Князя и Ханумы. "Мы смеялись от души, им действительно удалось нас "зацепить". Из минусов носительница грузинского языка выделила только неправильные ударения в некоторых грузинских словах. "Но вряд ли кто-то это заметил", - призналась она.

Блогер и путешественник Леонид Даньщиков признался "Комиинформу", что после просмотра "Ханумы" ему захотелось поехать в Грузию, увидеть, услышать, попробовать и прочувствовать то, что показали сегодня артисты на сцене. "Спектакль великолепный", - считает он.

Противоположное впечатление о премьере сложилось у студента Сыктывкарского Государственного университета Игоря Шоленко. Сходив на предпоказ премьеры, молодой человек опубликовал полноценную рецензию, назвав ее "Кризис комедии положений". "Комииинформ" приводит ее текст, опубликованный в студенческом интернет-издании "Вербум", без изменений.

"Самое страшное, что можно ожидать от русской трактовки пьесы грузинского драматурга – это речь персонажей с намеренным акцентом. До самого поднятия занавеса я надеялся его не услышать. Надежды, увы, так и остались надеждами.
Удивительное дело – переделать пьесу в большой анекдот про грузин, изрядно сдобрить стереотипами, сложившимися в нашей стране о народах Кавказа, поставить получившееся на сцене и назвать спектаклем. Откуда этот акцент, эта экспрессивная жестикуляция, это вконец неадекватное "вах-вах-вах"?

И ведь самое интересное в том, что в работе с пьесами других иностранных драматургов, главным образом европейских и американских, такого в театре Савина режиссёры себе не позволяли. Был ли ирландский акцент у актёров, игравших в "Королеве красоты" по Мартину Макдонаху? Не было. Пытались ли спародировать изучающих русский язык американцев в "Когда мы свободны" по пьесе Артура Миллера "Смерть коммивояжёра"? Нет, не пародировали и не пытались. Снова вопрос "почему"?

3.jpg


Всё это резко диссонирует с восточным колоритом, вполне верно заданным декораторами уже начиная с занавеса-виноградника. Костюмы тоже, что называется, "в духе" национально-временном. А вот к чему громадные арбузы и тыквы, неестественно лёгкие даже при натужных усилиях актёров изобразить их истинную тяжесть, осталось непонятным.

Об актёрской игре. Характеры стереотипизированы и выписаны чересчур гротескно и совершенно не соответствующе наведённому внешне национальному колориту. Вечно пьяный Вано, князь, который вот-вот да заматерится, как сапожник – совсем уж нонсенс. В особенности эффектны трагические моменты в жизни героев. Преувеличенный трагизм – дурная черта в спектакле. Юмор? Юмор. Зрелищно? Ещё как. Но не смешно совершенно: натужно, неестественно и просто неинтересно.

Пьеса Авксентия Цагарели написана в жанре комедии положений. Жанр, в отличие от психологической комедии характеров, подкупает своей простотой. Такая комедия в постановочном решении, как ошибочно кажется некоторым режиссёрам, ограничивается одним внешним физическим действом. Типичный кинематографический штамп: герой, поскальзывающийся на банановой кожуре. И на подобных штампах ведь строится большинство современных фильмов и спектаклей!

2.jpg


Комичность юмористического произведения, как известно, создаётся за счёт гиперболизированности и гротескности высмеиваемого. Тенденция нынче такова, что акцент в фильмах и спектаклях делается на упомянутые в эпиграфе ситуации, происходящие с героями. Притом данные ситуации, или положения, становятся в произведении целью, а не средством. А публика смеётся, публике нравится.

Пожалуй, единственный ныне живущий гений комедии положений – это Вуди Аллен. Ситуации, создаваемые им, гениальны своей парадоксальностью. Плюс они прекрасно вытекают из постоянного вкрапления комедии характеров: сам Аллен в своих фильмах играет неврастенического интеллектуала.

А до него были и Шекспир, и Фонвизин, и Гайдай, и Шоу…

1.jpg


В заключение отмечу, что постановка получилась как всегда пёстрая, зрелищная, со сценотехническими ухищрениями. Но это ни в коей мере не плюсы, а всего лишь особенности спектакля. А сама постановка состоит из стереотипов, "юмора для дураков" и оставляет ощущение пустоты.
"Чему смеётесь? Над собой смеётесь!"".

Комиинформ
  Рубрика: Общество
  • 1
  • 2
  • 0
  • 2
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 Комментарии (23)

  • 1
    7.11.2015 (22:50)
    4
    В знаменитой товстоноговской постановке "Ханумы" с Макаровой и Стржельчиком тоже говорят с акцентом. Правда, не все персонажи.
  • сыктывкарка
    7.11.2015 (23:25)
    2
    Совершенно не понятно, зачем мнение И.Шоленко приводить полностью. Кто захотел, тот и почитал бы в "Вербуме". Это его личное мнение. Умник, блин. Была на спектакле. Масса положительных эмоций. давно так не смеялась. Игра актеров - классная. Спектакль Товстоногова можно посмотреть в Интернете, наш ничем не хуже.
    • довольная и счастливая зрительница
      8.11.2015 (00:10)
      2
      абсолютно согласна! все постановки разные: здесь больше любви, чем "свахиной выгоды". вопрос в другом: имеет ли г-н Шоленко соответствующее для таких критических высказываний образование? и почему руководство театра не защищает своих работников от таких "псевдокритиков"? да, были моменты в спектакле, которые и мне показались странными, но это не повод кричать во всё горло- есть для этого книга отзывов в гардеробе... СПАСИБО ЗА СПЕКТАКЛЬ!!!!!!
      • марфа
        8.11.2015 (00:20)
        3
        а почему этот смелый только в один театр ходит? попробуй разложить спектакль Горчаковой... может удовольствие получишь когда она ТЕБЯ разложит.. впечатление что кто-то на ухо ему шепчет...
    • соглашусь
      9.11.2015 (09:42)
      1
      И мне спектакль очень понравился. Вместо того, чтобы напрягать мозг и думать, что же такого "неправильного" говорят или делают герои, я просто наслаждалась игрой актеров. Расслабилась, отдохнула, посмеялась.Все было отлично!
  • русский
    8.11.2015 (01:25)
    0
    такие спектакли нужно показывать обязательно
    а всевозможным европ****астным дорогу в театр закрыть навсегда
  • О
    8.11.2015 (02:48)
    1
    Исключительно положительные эмоции - постановка, актеры, юмор ))) в восторге полном ))) а мнения бывают разные - студента или людей в другом возрасте... Отличная работа, молодцы!!!!
  • Иван
    8.11.2015 (10:46)
    2
    Но тысяча рублей за билет?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! За что?! Где мы живем?!
    • Ирина
      10.11.2015 (14:29)
      0
      Лично мы купили билеты за 300 рублей. На любой кошелёк были варианты. Мне спектакль очень понравился! На счёт акцента тоже есть сомнения... Разному зрителю нужны разные спектакли. "Ханума" более чем заслуживает места в репертуаре!!!
  • Елена
    8.11.2015 (11:6)
    -1
    Поддерживаю И.Шоленко.
  • Карлсон
    8.11.2015 (11:16)
    1
    Малышьььь! А ты знаешь, чем отличается художник от критикана? Художник творит, а критикан хулит. Для того чтобы иметь право открыть свой маленький рот и что-то публично сказать, необходимо сначала Стать, а потом уж Быть... Твой друг Карлсон.
  • фокус
    8.11.2015 (11:25)
    0
    Теперь, после "рецензии" этого мальчика, мы все бросимся смотреть Вуди Аллена.
    • Колун
      8.11.2015 (18:32)
      0
      Ну это вряд ли. Вуди Ален это старый извращенец который имел свою приемную дочь,а не гений положений...
  • Броневой
    8.11.2015 (11:31)
    1
    Не обижайте студента, он впервые побывал в театре. Поддержите его, тем более, что в его рецензии все шито белыми нитками. Он ещё начинающий зритель. Может, с годами парнишка и разберется, что к чему.
  • Владимир В.
    8.11.2015 (11:51)
    2
    Вполне разделяю мнение Игоря Ш. Этотпостоянный "Вах" напоминал анекдот про кауказцев в исполнении второклассников... Возник ещё вопрос: нет никакой возможности отказаться от раскрывания рта под фонограммы (далеко не лучшего качества)?
  • 123
    8.11.2015 (14:15)
    0
    Артистам "Ханумы" - лопаты в руки!
    Поменьше бы кривлялись от избытка времени и скуки.
    А зрители, что сами над собой смеются,
    Псевдогрузинам под репризы в стиле "ВАХ" вполне сознательно и отдаются.
  • 123м
    8.11.2015 (14:52)
    2
    Я в Сыктывкарский драмтеатр хожу только тогда когда там какой-либо не сыктывкарский театр на гастролях.
    В Сыктывкарский музыкальный сейчас не хожу. Последний раз был в 1961 году в музыкально-драматическом. "Севастопольский вальс", "Сильва", "Веселка", Яг-Морт", "Человек с ружьем", "Иркутская история".
    В театры хожу в командировках: в Москве, Ленинграде, Туле, Ярославле, Вологде, Воркуте.
    А "Хануму" лучше смотреть в записи 78 года Ленинградского Большого.
    Вот, пока, так...
  • Александра
    8.11.2015 (16:9)
    0
    Вот это критика...у каждого свое мнение,не поспоришь)) http://verbum.syktsu.ru/news-feed/art/202-krizis-komedii-polozhenij
    • читатель
      8.11.2015 (16:32)
      1
      нормальненько так высказался.. хотя бы не льстит, а правду говорит !молоток!
  • Читателю
    8.11.2015 (18:10)
    1
    Я так понимаю, что Вы не были на спектакле.
    И спектакль замечательный, и артисты играли замечательно.
    Какой этот Шоленко стал популярный, благодаря сотрудникам Комиинформа. Родственник что ли? Дорогой шоленко, прочла Ваш опус до конца. Смешно и грустно его было читать. Фразы понадерганные из статей театральных критиков, умничанье не по делу. Вы в Сыктывкаре живете, и театр у нас провинциальный, и главный режиссер разъяснил свои задумки. Но Вы же у нас завзятый театрал, на каждую премьеру столичных театров летаете в Москву... на лицо комплекс мальчишеский, опубликую эту статью и встану утром знаменитым (в университете. естественно, вернее, только на своем факультете).
    Кстати, в спектакле Вах-вах не говорили, говорили Вай-вай.
  • йха
    8.11.2015 (18:38)
    1
    что в театр, что в спортзал ходить ооочень дорого, поэтому дальше дома в танки на компе)))
  • Елена
    8.11.2015 (22:36)
    1
    Мне спектакль очень понравился!!! С удовольствием пойду на другие постановки. Всем спасибо за прекрасную работу!
  • ха
    9.11.2015 (09:44)
    3
    заплатите парню гонорар) он вам пол-статьи написал)


Новости mediametrix

                       
                       
                       



Памятная дата военной истории России

16 февраля

В этот день в 1916 году русские войска под командованием Николая Николаевича Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум.



Подробнее...


Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus