Новости Республики Коми | Комиинформ

Карьера в Германии: выпускница СыктГУ "свернула горы" и мечта исполнилась

Карьера в Германии: выпускница СыктГУ "свернула горы" и мечта исполнилась
Карьера в Германии: выпускница СыктГУ "свернула горы" и мечта исполнилась
logo

Наталия Лютер - выпускница Сыктывкарского государственного университета. Ныне - управляющий директор фирмы по организации лечения иностранных пациентов в Германии "PlaneMed".

Уроженка города Емва Княжпогостского района после окончания химико-биологического факультета СыктГУ поступила в аспирантуру Института физиологии КНЦ. В 1999 году эмигрировала в Германию. До 2009 года училась на медицинском факультете "Шарите" Гумбольдского университета, в 2011-ом защитила докторскую степень при Университете Шарите. Затем работа анестезиологом-реаниматологом и врачом скорой помощи в клиниках Берлина и Бранденбурга.

Наталья Лютер рассказала, в чем главные отличия системы высшего образования в России и Германии, сравнила немецкие и российские медицинские клиники, а также поделилась секретами своего успеха.

- Наталия, существует мнение, что юность формирует человека. Кто и что сформировало тебя?

- Мне кажется что юность - это скорее пора безмятежности, формироваться человек начинает лет с 20, когда приходит какое-то понимание, что тебе по-настоящему интересно в жизни, чему ты готов себя посвятить. Моя юность совпала с довольно трудным периодом в жизни нашей страны - постперестроечное время, когда уверенность в завтрашнем дне пропала, а понимание новой реальности еще не наступило. Я уехала на учебу в Сыктывкар, когда мне было 17 лет, жила в общежитии СГУ, в знаменитой "девятке" на Коммунистической улице, время, скажем так, было нелегкое. Жили на мизерную стипендию, которую хватало разве что на проездной, и матпомощь из дома - картошка-капуста и т.п. - то чем могли помочь родители-бюджетники, которым месяцами задерживали зарплату... Но при этом это было очень веселое время - в молодости материальные трудности воспринимаются иначе, это было не главное.

Моя учеба в университете начиналась непросто, сначала я сомневалась в выборе профессии, но где-то с третьего курса, когда начались интересные предметы по специальности, я увлеклась учебой и окончила факультет в числе лучших. Немалую роль в этом сыграли преподаватели нашего "Химбила", люди, влюбленные в свое дело, которые свою страсть к науке и знаниям умели передать студентам. Я никогда не забуду, с каким увлечением я слушала лекции по зоологии: Владимира Николаевича Гурьева, Модеста Михайловича Долгина, ботанике: Бориса Ивановича Груздева, Надежду Васильевну Орловскую, и конечно по физиологии, которая стала моим любимым предметом, ее тогда преподавали Лев Исакович Иржак, Ангелина Михайловна Коробкова, Нелли Алексеевна Мойсеенко, семинары и практические занятия вел Ян Эрнестович Азаров.

- Ты окончила два вуза - российский и немецкий. Чем принципиально отличаются подходы к учебе?

- Действительно, в подходе к учебе есть большие различия. Если коротко, в России студентов "учат", а в Германии учатся сами. Могу привести такой пример. В наших российских вузах большое внимание уделяется посещению лекций, за пропуски наказывают и даже отчисляют. В Шарите, а это ведущий медицинский университет в Европе, где преподают лучшие из лучших в своих областях, конечно, тоже следят за посещением, но не лекций, а практических занятий - там где ты получаешь навыки и опыт "из рук в руки". А на лекциях даже "мировых светил" ты получаешь 10% той информации, которую ты должен знать к моменту сдачи экзамена. 90% ты учишь сам или в группах с другими студентами, как кому удобнее. Интересно сходить и послушать лучшего невролога Германии, но если при этом ты не прочтешь и не выучишь пару учебников страниц по 600-700, то экзамен не сдашь.

Еще можно отметить "безличный" подход. У нас в России очень любят устные экзамены, когда преподаватель опрашивает студента по билетам, которые ему попадаются и содержание которых (список вопросов) известно заранее, и это зачастую ведет к очень субъективным оценкам. В Германии стараются фактор субъективности свести к минимуму - почти все экзамены письменные, кроме устной части госэкзамена, и во время экзамена тестируется от 50 до 80% знаний по каждому предмету, а не 2-3-5%, как может попасться в наших билетах на устных экзаменах.

3.jpg

- Как проводят российские и немецкие студенты свое внеучебное время?

- Тут надо определиться, что такое внеучебное время. Если говорить о времени, в которое студент не находится на лекциях или практических занятиях, то в немецкие студенты остаток рабочего дня проводят в библиотеках. При том объеме материала, который нужно выучить, тебе нужно проводить за книгами не меньше времени, чем в университете, поэтому во время подготовки к экзаменам все библиотеки (не только универстетские) переполнены, люди стоят в очереди, приходят с утра пораньше, чтобы занять стол. Можно заниматься и дома, но как правило, студенты живут или в общежитиях, либо в квартирах, которые снимают на несколько человек, где, конечно, обстановка не благоволит концентрации. Пожалуй еще одно отличие, резко бросившееся мне в глаза в Германии, это то что почти все студенты в свободное время подрабатывают - официантами, продавцами, репетиторами и т.д. Медицинские студенты часто работают при клиниках в роли сиделок, помощников медсестер, санитаров. Я, кстати, тоже во время своей учебы подрабатывала сиделкой в различных клиниках Берлина.

А в целом свободное время молодежь проводит также или очень похоже, как и у нас. Ходят на дискотеки, частные вечеринки, в театры, кино, занимаются спортом. Много путешествуют, в каникулы, конечно. Еще очень развиты обменные программы, и как правило, за время учебы каждый студент проводит хотя бы один семестр в каком-нибудь университете за рубежом, кстати, в том числе, и в России.

- Есть ли разница в отношениях "преподаватель - студент"?

- Есть. Преподаватели и студенты - это две почти независимые социальные группы. Поэтому, во-первых, преподаватель относится к студенту как к равному - нет того покровительственного тона или какого-то превосходства одних над другими. Но при этом нет и никаких личных отношений или симпатий - все равноудалены и, по большому счету, безразличны друг к другу. Хорошо это или плохо - не знаю, для российских студентов (поначалу и для меня) это очень непривычно, никто тебя не мотивирует, тобой и твоими успехами или проблемами не интересуется, кажется, что ты никому не нужен. Нужна помощь - пожалуйста, ты можешь обратиться в специальную службу помощи и консультации студентов.

Конечно, в специальных вопросах по предмету ты можешь обратиться и к преподавателю, но расчитывать на какое-то покровительство или на то, что преподаватель будет тратить свое время, чтобы объяснить тебе что-то более подробно, чем он сделал на лекции - напрасно, хорошо если скажет, в каком учебнике это можно прочитать. Это может показаться слишком суровым, но, как ни странно, именно это и воспитывает в тебе ответственность за самого себя, приучает к самодисциплине и мотивации.

4.jpg

- Каким самым важным вещам научил тебя Сыктывкарский университет? А немецкий ?

- В плане образования и становления Сыктывкарский университет дал мне дорогу в жизнь, открыл дорогу в науку, показал возможности, которые появляются при получении высшего образования. Я считаю, что без учебы в СГУ моя успешная учеба в Шарите была бы невозможна - все-таки я приехала в Германию уже специалистом-биологом, почти кандидатом наук. Это серьезная база, и несмотря на большую разницу в культурах и подходе к учебе, она позволила мне быстро адаптироваться в немецком вузе.

А еще в Сыктывкарском универстете я научилась дружбе, простым и настоящим человеческим отношениям. Друзья тех лет и до сих пор со мной, и я очень рада этому.

- Трудно ли было после российского вуза перестраиваться на учебу в немецком?

- Скажу честно, было очень трудно, но очень интересно. Медицина была профессией моей мечты и я буквально готова была свернуть горы, чтобы мечта исполнилась. Поэтому трудности преодолевались.

- Откуда после биологии возникла медицина? Почему ты решила стать врачом?

- Когда я пришла в аспирантуру Института физиологии КНЦ, моя научная деятельность была связана с физиологией человека, а также кардиологией человека и животных. Это было безумно интересно! В Германии мое образование было признано, но не было возможности работы в этом направлении. То что предлагалось, меня мало интересовало, и я решила попробовать получить второе образование.

- Ты бываешь в России, видишь, как обстоят дела в российской системе здравоохранения. В чем ее принципиальное отличие от немецкой?

- Главное принципиальное отличие, это то что в Германии все население, независимо от уровня заработка или социального статуса, имеет одинаковый уровень медицинского обслуживания. Медицина финансируется из больничных касс (государственных и частных фондов медицинского страхования), при этом каждый трудящийся отчисляет немалую долю своего месячного заработка на медицинское страхование. Это позволяет полноценно финансировать крупнейшую систему здравоохранения Европы. Иногда мне кажется, что денег в системе слишком много - часто видишь ненужные расходы, и то что многое можно сделать дешевле без потери качества.

Если говорить о профессиональных различиях, то мне очень импонирует немецкий подход в отношениях "врач-пациент". В сравнении с нашей системой, в Германии права пациента очень четко определены и врачи относятся к своей "клиентуре" предельно корректно и уважительно. Огромную роль играет информирование пациента о всех аспектах процесса лечения и диагностики. Случаи, когда пациенту навязываются ненужные обследования или процедуры очень редки - медицина это не бизнес, врачи получают достойные зарплаты и при этом, возможность "заработать" на пациенте сведена к минимуму.

Отдельная тема - это то, как выстроены отношения внутри коллективов клиник. Три главные профессиональные группы - врачи, медсестры и административный персонал существуют в относительной независимости друг от друга, каждый отвечает за свой участок работы. При этом, например, медсестры не подчиняются напрямую врачам, имеют право оспорить врачебное мнение (конечно, не во время операции), их начальство - это главная сестра отделения и, соответсвенно, клиники. Российским коллегам это может показаться странным и даже опасным, и я знаю врачей из России, которые работают в немецких клиниках и именно по этой причине испытывают большие трудности в работе. Но система работает и, как правило, очень слаженно и эффективно.

Безусловно, и в Германии есть плохие и недобросовестные врачи, но сама система выстроена таким образом, что у хороших шанс на успех выше. И пациент всегда имеет выбор, к кому обратиться, ни один врач не имеет права отказывать кому-либо в помощи.

6.jpg

- Возможно ли, на твой взгляд, в отдельно взятом городе выстроить систему здравоохранения, похожую на немецкую, пусть на уровне частной медицины?

- Теоретически - да. Но вопрос сразу упирается в финансирование, хотя наверное и это не главное. Если этот вопрос решить в рамках одного города, то все остальное можно выстроить в течение нескольких лет. Конечно, уровень подготовки специалистов в вузах играет немаловажную роль и российским мединститутам есть куда стремиться, но в Германию сегодня приезжает огромное количество иностранных врачей, которые встраиваются в систему и через несколько лет работают не хуже немцев. Однако будем реалистами, чтобы реформировать российскую систему здравоохранения, нужны огромные усилия и средства, а значит это должно стать приоритетом номер один.

- Если бы тебе предложили работать в российской клинике, что для тебя было бы самым интересным и самым сложным?

- Я знаю многих врачей в России, у меня много друзей, знакомых, в том числе в нашей республике, из разных больниц - от Кардиоцентра и Республиканской больницы до онкодиспансера. Скажу честно, мне сложно представить себя сегодня врачом в нашей больнице по многим причинам, не только и не столько материальным. Но это тема для отдельного разговора.

Если бы я пошла на работу в нашу клинику, то, пожалуй, интересным для меня было бы работать в самой обычной больнице и просто хорошо лечить людей. Сложным наверное было бы привыкнуть к нашей системе иерархии и управления. В Германии быстро привыкаешь к независимости и к тому, что тебя ценят по профессиональным критериям.

- Твоя судьба, твоя карьера - яркий пример того, что ничего невозможного в этой жизни нет. В чем секрет успеха?

- Если смотреть на вещи объективно, то мне во многом повезло. Это и переезд в Германию в молодом возрасте, и то, что удалось с первой попытки поступить на медицину. И конечно, поддержка родных сыграла огромную, наверно главную роль - первые годы мы с мужем учились, подрабатывали и растили ребенка. Без помощи родителей это было бы невозможно. Но самое главное, это то, что я выбрала то, что мне по-настоящему интересно в жизни - работа доставляет мне огромное удовлетворение, каждый раз я иду туда с радостью и предвкушением нового опыта. А возвращаясь домой, к семье, я вспоминаю, скольким людям я помогла сегодня и чему научилась.