В микуньском водозаборе обнаружены токсичные водоросли

В микуньском водозаборе обнаружены токсичные водоросли
фото предоставлены Е.Патовой и жителями Микуня

Ученые выяснили причину появления зеленой воды в микуньском строящемся водохранилище водозабора.

Напомним, 27 августа горожане остались без водоснабжения из-за ЧП на водозаборе: вода там приобрела сине-зеленый оттенок. В произошедшем население заподозрило Микуньский ЛПУ, однако администрация Усть-Вымского района факт сброса химикатов в реку отрицала.

Как рассказала "Комиинформу" заведующая лаборатории геоботаники Института биологии КНЦ УРО РАН, ведущий специалист по сине-зеленым водорослям в СЗФО Елена Патова, в пробах воды, взятых на микуньском водозаборе, обнаружены сине-зеленые токсичные водоросли. Эти виды водорослей могут быть опасны для живых организмов. В случае высокой концентрации выделяемые ими нейротоксины могут убивать обитателей водных объектов и негативно влиять на здоровье людей: приводить к затруднению дыхания, мышечным спазмам, конвульсиям и т.д. Кроме того, при цветении они выделяют вещества с запахом дуста, поэтому пить такую воду невозможно.

По ее словам, такие водоросли вполне характерны для республики, и их цветение не является чем-то из ряда вон выходящим. Необычны лишь масштабы цветения.

"За двадцать лет работы я впервые вижу такую плотность: миллиарды микроорганизмов на литр. Обычно такой плотности мы добиваемся только в лабораторных условиях, искусственным путем",- подчеркнула исследователь.

IMG_1444.JPG

IMG_1450.JPG

Как отметила Е.Патова, теоретически активное цветение водорослей может быть спровоцировано химическим загрязнением водоема, однако в этом случае бурное цветение биолог объясняет естественными причинами.

"Это искусственный водоем, достаточно мелкий и хорошо прогревающийся — эти факторы и вызвали активное цветение. Гидрохимический анализ воды не показал наличия химического загрязнения, однако выявил высокое содержание фосфора и серы",- рассказала биолог.

Администрация Усть-Вымского района оперативно перекрыла доступ воды из загрязненного водоема в водозабор. Сейчас похолодало, водоросли ушли на дно, токсины, которые они успели образовать, остаются в воде несколько дней, а потом разрушаются в природе. Однако, по мнению ученых, ситуация может повториться.

"Планируется создать водохранилище на том же самом месте. Не исключено, что когда в новое водохранилище зальют воду, микроорганизмы из почвы попадут в воду, и в период цветения это будет серьезной проблемой. Необходимо снимать экологические риски, провести исследования. Надо предусматривать запасные варианты снабжения населения водой, поскольку в период цветения водорослей пить такую воду нельзя",- подчеркнула она.

Е.Патова добавила, что это не первый случай, когда токсичные водоросли цветут на водозаборе. Так, подобный факт был выявлен прошлом году на водозаборе в Сыктывкаре. Специалисты быстро справились с ситуацией, поскольку цветение не было таким масштабным, как в Микуне.

DSCN2887.JPG

DSCN2888.JPG

DSCN2889.JPG

Предотвратить цветение воды в полном объеме с учетом объективных природных факторов и финансовых возможностей администраций районов и городов РК невозможно, но можно регулировать интенсивность процессов цветения воды, снижая его до допустимых показателей, безопасных для людей. Для этого необходим строгий контроль за поступлением органических загрязнений в водотоки в зоне водозаборов из окружающих ландшафтов, соблюдение нормативов по использованию водоохраной зоны.

Остро стоит вопрос о принятии долгосрочной программы наблюдений за состоянием водоемов с открытым водозабором с участием Института биологии и служб водоканалов Республики Коми.