Новости Республики Коми | Комиинформ

В Коми чиновники допускают неэффективное расходование бюджетных средств не из преступного умысла, а из-за непрофессионализма - председатель КСП Коми Михаил Евдокимов

В Коми чиновники допускают неэффективное расходование бюджетных средств не из преступного умысла, а из-за непрофессионализма - председатель КСП Коми Михаил Евдокимов
В Коми чиновники допускают неэффективное расходование бюджетных средств не из преступного умысла, а из-за непрофессионализма - председатель КСП Коми Михаил Евдокимов
logo

В ходе очередной сессии Государственного совета Контрольно-счетная палата Республики Коми отчиталась о своей работе за 2013 год и обозначила планы работы на 2014 год. Об итогах основных проверок и некоторых изменениях в российском законодательстве "Комиинформу" рассказал председатель КСП РК Михаил Евдокимов.

- Михаил Борисович, бюджеты каких муниципалитетов были проверены в 2013 году? Какие нарушения были выявлены?

- Проверкой бюджетов в основном занимается управление по бюджетному надзору министерства финансов. Мы смотрим эффективность использования имущества, находящегося на балансе муниципалитета. Условно говоря, есть 22 здания, которые можно сдавать в аренду или открыть в них предприятия, которые необходимы району. А они стоят заброшенные, то есть неэффективно используются. Как правило, проверки проводятся тогда, когда возникает какая-то организационная ситуация, например, смена главы администрации муниципального образования. В 2013 году мы проверили эффективность распоряжения муниципальным имуществом тремя муниципалитетами: Усть-Вымским и Койгородским районами и Воркутой.

Проверки показали, что зачастую учет муниципального имущества организован ненадлежащим образом: реестр муниципального имущества содержит неполный перечень имеющихся в муниципальной собственности объектов, имущество казны не учтено на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Были установлены факты неэффективного использования муниципального имущества. В отдельных случаях арендная плата за пользование муниципальным имуществом не начислялась или начислялась неверно, в других — она поступала не в бюджет, а на счет муниципального предприятия.

По результатам всех контрольных мероприятий соответствующие органы местного самоуправления принимают оперативные меры реагирования.

- Отчитываясь на сессии за работу палаты в 2013 году, вы сказали, что основная масса проверок касалась сферы строительства и ремонта, в том числе дорог. Какие выводы были сделаны?

- 85% от общей суммы проверенных средств – это средства, выделенные на строительство и ремонт.

В 2013 году мы проверили строительство спортивного комплекса в Воркуте, крытого катка в Печоре, детских садов в шести районах, реконструкцию дорог общего пользования, ремонт дворовых территорий в Сыктывкаре и дорог в Усть-Вымском и Корткеросском районах.

Проанализировав эти проверки, мы пришли к выводу, что у всех подконтрольных объектов нарушения и недостатки похожи. Главными проблемами являются качество работ и эффективность расходования бюджетных средств.

Например, строительство и ремонт дорог. Эта тема одна из самых болезненных. Предположим, мы построим все дороги, которые нужны республике, но их нужно еще и обслуживать. Тут возникает первый вопрос — это их качество, добросовестность подрядчика. Проверить это можно будет только на практике, как быстро дорога будет приходить в негодность. Значит лучше построить меньше дорог, но с высоким качеством, чтобы меньше тратить и людских, и временных, и денежных ресурсов на их дальнейшее обслуживание.

Второй вопрос – это эффективность расходования бюджетных средств. Во время проверок мы часто сталкиваемся с тем, что иногда не устанавливаются сроки завершения строительства или строительство ведется без заключения государственной экспертизы в отношении проектной документации. А наличие экспертизы очень важно, так как именно она не допускает перерасходования средств.

Затягивание сроков строительства также зачастую влечет удорожание работ.

BDN_0572_1.jpg

- Вы сказали, что были проведены проверки строительства детских садов. Здесь тоже выявлены недостатки? Как вообще в регионе реализуется программа модернизации систем общего и дошкольного образования?

- Проверка долгосрочной целевой программы "Модернизация дошкольного образования в Республике Коми" была одним из последних контрольных мероприятий в прошлом году. Нами было охвачено 125 объектов, из них 101 образовательное учреждение. Общая сумма проверенных средств составила 500 миллионов рублей. Кстати, это мероприятие было проведено вместе с Управлением финансово-бюджетного надзора минфина республики и муниципальными контрольно-счетными органами.

Мы смотрели три направления. Первое – строительство детских садов. В 2013 году должны были построить шесть дошкольных учреждений, а построили два. Цифры говорят сами за себя. Причин не соблюдения сроков много. Например, отсутствие проектов или изменения законодательства в проектировании: спроектировали, начали строить, а противопожарные нормы изменились и нужно менять проект.

Второе направление – оснащение дополнительно созданных мест в детских садах. Это целая программа. Дефицит мест в детских садах влечет за собой сокращение общего объема трудовых ресурсов. То есть, мама могла бы пойти, условно говоря, на фабрику шить одежду, но вынуждена сидеть дома, так как не с кем оставить ребенка. Новые детские сады построить сложно, а вот создать дополнительные места – проще. В ходе проверки было выявлено, что вместо оснащения дополнительно созданных мест детской мебелью, спортивным инвентарем, игрушками и оборудованием для коррекционной работы приобретена мебель, не относящаяся к детской. В некоторых детских садах имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, на момент проведения проверки не использовалось.

Также программой было предусмотрено повышение оплаты труда воспитателей и медицинских работников муниципальных образовательных учреждений. Это стало третьим направлением проверки. Результаты показали, что правительство республики в полном объеме выделило необходимые средства на финансирование данного мероприятия, но зарплату повысили не всем работникам. Дело в том, что есть квалификационный уровень для воспитателей, который нужно раз в три года подтверждать. Для этого нужно закончить соответсвующие курсы. Муниципалитеты на это должны были предусмотреть средства. Деньги не предусмотрели - воспитатель курсы не окончил и его квалификационный уровень снизился. Соответственно, снизилась зарплата в то время как она должна была повыситься.

Что касается общего образования, то в 2011 году мы проверили организацию питания школьников и сделали следующие выводы: для школ оказалось дешевле самостоятельно организовывать питание школьников, нежели пользоваться услугами сторонних организаций. Кроме того, это позволяет разнообразить рацион питания. Поэтому было принято решение максимально расширить возможность школ для самостоятельного производства пищи. В прошлом году в рамках последующего контроля за выполнением наших предложений и рекомендаций, мы проанализировали мероприятия по оснащению оборудованием школьных столовых.

В большую часть школ республики оборудование было поставлено. Но было установлено, что 14% этого оборудования не используется, либо его использование затруднено или требует дополнительных затрат. Так, были выявлены факты, когда в школу поставляется посудомоечное оборудование, а водопровода и канализации нет. И, если посудомоечную машину все-таки подключат, то нужно будет чистить выгребную яму, тратить на это деньги. Но как ни парадоксально, в этом случае содержание штатного сотрудника, который будет мыть посуду, будет дешевле.

Другой пример: приобретаются холодильники и плиты большей мощности, чем на самом деле нужно. Во-первых оборудование невозможно установить, так как проводка в школе требует замены, во-вторых смысла нет устанавливать большую холодильную камеру, если мы ее даже на одну треть не заполняем.

В основном все выявленные нарушения были связаны именно с неэффективным использованием оборудования.

- В соответствии с действующим законодательством все субъекты России перешли на программное бюджетирование, в том числе наша республика. Будет ли Контрольно-счетная плата осуществлять контроль и за реализацией этих программ?

- Действительно, у нас на сегодня 18 программ, и по тем изменениям в законодательстве, которые внесены, мы должны проводить их экспертизу. Ее можно проводить накануне, до того как программа утверждена, для того, чтобы выявить изъяны. Можно проводить в ходе реализации программы, и когда она уже завершена, чтобы проверить ее эффективность.

Предварительную экспертизу мы сделать не сможем, поскольку все программы уже утверждены и работают. Их окончания еще нужно дождаться. Поэтому проводим текущую экспертизу. В этом году по плану будут проверены четыре государственные программы в сфере развития экономики и промышленности, в области культуры и по вопросам управления государственными финансами и государственным долгом.

Сам принцип программного бюджета подразумевает большую эффективность и прозрачность расходование денег. Любая программа должна подразумевать конкретную цель. Если, например, это культура – появление трех домов культуры, четырех библиотек, съемка фильма. Можно посмотреть насколько конкретно была сформулирована программа и каких результатов удалось добиться в ходе ее реализации.

О каких-либо типичных нарушениях говорить пока рано, так как все это ново для всех. Но, проанализировав содержание и принципы отдельных программ, можно назвать ряд проблем, затрудняющих процесс бюджетного планирования: не всегда четко прослеживается связь целей и задач, сформулированных в целевых программах, с конечными результатами; сами цели и задачи не коррелируют между собой. Иногда конечная цель государственной программы сформулирована значительно уже, чем отдельные задачи, которые являются своеобразными подцелями; отсутствие положительной динамики в значениях отдельных индикаторов. Для того, чтобы избежать таких проблем, авторам этих документов нужно рассматривать программы с точки зрения значимости поставленных задач, оценить их целесообразность и ожидаемый экономический эффект.

- Расскажите о планах Контрольно-счетной палаты на 2014 год. На что будет обращено особое внимание, какие проверки уже проведены, какие планируются?

- Нужно сказать, что 2014 год для нас ознаменован рядом новшеств – это анализ государственных программ и проведение аудита эффективности в сфере закупок. О проведении анализа государственных программ я уже рассказал, а что касается аудита в сфере закупок, то эта сфера является новой для палаты. 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Этот нормативный акт на законодательном поприще сменил 94-ФЗ, к которому всегда было много претензий. Теперь существенно меняется система размещения государственных и муниципальных заказов. Если 94-ФЗ регулировал только один этап – размещение заказов (т.е. определение поставщика), то в контрактной системе контролируются все этапы от планирования до оценки эффективности. Нужно сказать, нарушений в сфере соблюдения законодательства о закупках было всегда много. Законодатель надеется 44-ФЗ пресечь большинство нарушений. Эффект конечно будет, но новый закон не решит все проблемы, которые возникают у заказчиков на местах. На мой взгляд, нарушения 94-ФЗ будут схожи по своей сути с нарушениями 44-ФЗ.

Что касается проводимых контрольных мероприятий, то сейчас идут проверки по обеспечению оздоровления и отдыха детей Республики Коми, проверяется эффективность управления и распоряжения государственной собственностью региона и использование средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию государственной программы "Информационное общество" в части создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

В ближайшем будущем мы проверим переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Воркуте, строительство школы в Усть-Куломе, а совместно с контрольно-счетными органами на местах проконтролируем реализацию долгосрочной целевой республиканской программы "Чистая вода в Республике Коми".

Помимо этого, в 2013 году мы завершили формирование системы муниципального контроля. Теперь в каждом муниципальном образовании есть контрольно-счетная палата, но мало создать, нужно, чтобы это еще заработало. Мы будем прилагать усилия в плане качественного укрепления палат, повышения эффективности их работы. Еще одно направление – дальнейшее повышение качества контрольных мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение нарушений. Сегодня нецелевое расходование – редкая вещь. Мало кто деньги, выделенные на детский сад, потратит на рыбалку. Более актуален вопрос – эффективного расходования средств. В республике чиновниками неэффективное расходование средств допускается в большинстве случаев не из преступных намерений, а из-за непрофессионализма или халатности.