Персональная выставка члена Союза художников России, художника-этнофутуриста Юрия Лисовского "Триединое время" открылась 7 мая в выставочном зале Национального музея Коми.
За многие годы его работы не только не растеряли актуальность, но и обрели новую форму. Выставка позволит в этом убедиться: на ней представлены как ранние, так и последние работы мастера, который экспериментирует сегодня в новаторских жанрах. Сама экспозиция приурочена к юбилею автора.
С 60-летием его пришли поздравить не только коллеги по цеху, но и представители власти. Среди них министр культуры и архивного дела Коми Гульнара Идрисова, заместитель председателя Госсовета Коми Валентина Жиделева, председатель Комитета по социальной политике Надежда Дорофеева.
"Как он открыл и показал нашу республику в своих работах, так никто другой не сделал. Он видит по-особому мир, который нас окружает. И даже если этот мир у него написан в черно-белых тонах, он настолько глубок и интересен, что познавать его надо очень долго", – отметила министр культуры и архивного дела Коми Гульнара Идрисова.
"В рамках Дней Республики Коми в Совете Федерации работала выставка Юрия Николаевича. Когда сенаторы и другие узнаваемые лица нашей страны, которых мы видели сегодня на инаугурации нашего президента и с которыми общались на официальных мероприятиях, хвалили его работы, казалось, что как будто нам самим медаль вешают", – поделилась заместитель председателя Госсовета Коми Валентина Жиделева.
Название выставки отражает философию самого Юрия Лисовского. Он полагает, что только время соединяет все части триединого мира, поэтому корни будущего нужно искать в прошлом.
"Художник устремлен в будущее, но всегда обращается к прошлому. Все эти картины – это призраки, которые летают в голове и потом резко начинают материализовываться. Это ведь тоже некий феномен, когда из пустоты рождается картина. Если фантазия развита хорошо, она не имеет ограничений, то есть художник может перемещаться в пространстве и времени. Когда я был в Индии, мы попали в одну в деревню, в которой жили брахманы. Им можно было задавать вопросы. Все спрашивали: "Сколько я проживу? Буду ли я счастлив?" У меня тоже была одна попытка, поэтому я спросил: "Кто такие художники в брахманской традиции?" Один ненадолго задумался и ответил: "Художники – это те люди, которые видят будущее", – рассказал этнофутурист Юрий Лисовский.
Однако главный редактор журнала "Арт" Павел Лимеров высказал свое мнение по поводу названия выставки.
"Я бы назвал эту выставку "Миры Юрия Лисовского", потому что каждая картина – это окно в какой-то новый мир. Юра всегда рассказывает о них. Мало кто из художников может объяснить, что он нарисовал. Обычно художники напишут что-то и потом молчат, а зрители сами должны догадаться. А Юра может рассказать целую историю к каждой картине", – подчеркнул Павел Лимеров.
С этой целью художник-этнофутурист в своем творчестве неизменно обращается к мифологии коми народа, которая неисчерпаема гранями восприятия. В каждой работе с помощью символов зашифровано послание автора. Задача современного зрителя – уловить его, а также выстроить собственные ассоциативные ряды.
"Многое строится на воспоминаниях. В детстве с мамой пошли в лес и попали в грозу. Вдруг началась буря. Мы спрятались под деревом, ветки которого махали так, как будто птица летит. Мама говорит: "Смотри, дерево машет ветками, как птица крыльями". У меня эти ассоциации остались. И вот нарисовал птицу, которая олицетворяет землю, и на ней мы летим", – объяснил Юрий Лисовский.
Присутствовавшая на открытии выставки директор Национального музея Коми Светлана Бандура отметила, что выставки, которые проходят у Юрия Лисовского в выставочном зале каждые пять лет, видоизменились: художник шагнул за пределы полотен. Теперь это не только картины, но и мультимедиа, фотография, печать на металле, инсталляции и арт-объекты.
"Те жанры, в которых работает Юрий Николаевич, свидетельствуют о том, насколько у него разностороннее мышление. Его сознание спущено свыше. Взять работы на металле. Это пример того, насколько далеко и универсально выстроено его творчество, которое заставляет помнить, что было вчера, и ждать, что будет завтра. Очень рада, что такие люди – это гордость и настоящая визитная карточка нашей республики", – заявила председатель комитета по социальной политике Надежда Дорофеева.
Однако творческий путь этнофутуриста был долог и тернист. Об этом с улыбкой вспомнил главный редактор журнала "Арт" Павел Лимеров.
"Когда я прилетел впервые в конце 80-х в Сыктывкар, увидел сюрреалистическое панно над столовой в аэропорту. Я подумал: "Ничего себе! Сюрреализм появился в Сыктывкаре". Я ж тогда не знал, что это Юрий рисовал. Видимо он тогда еще учился, потому что картина мне не совсем понравилась", – рассказал Павел Лимеров.
"Я хочу поблагодарить свою жену. Сложно было верить в художника, который только начинает, поскольку картины толком не покупают. Я не родился с кисточкой или маркером в руке. Первое время по чуть-чуть срисовывал собачек, танки, самолёты. Только потом доходишь до ощущения свободы творчества, когда уже и рука тебя слушается, когда ты рисуешь то, что тебе хочется рисовать. Если за год приобретали одну картину, то такая радость была. Я просто на крыльях летал: "Меня купили. Мое творчество кому-то надо". На следующий юбилей постараюсь всех приятно удивить, потому что грандиозные планы существуют", – заключил Юрий Лисовский.
Посетить персональную выставку "Триединое время" (0+) можно до 31 июля 2024 года в выставочном зале Национального музея Коми.