Использование мобильных телефонов на уроке не в образовательных целях отвлекает учеников и мешает учителю работать. Но может ли педагог отобрать гаджет на время и вернуть его только после урока? Рассмотрим вопрос в этой статье.
Право собственности первично
Законодательство РФ предполагает, что никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда. Это зафиксировано и в Конституции (ч. 3 ст. 35), и в ГК РФ (ст. 209). Если учитель будет по собственной воле распоряжаться личными вещами учеников (это касается не только гаджетов, но и других предметов, в том числе, игрушек, спортивного инвентаря, и так далее), его могут обвинить в незаконном присвоении частной собственности.
Обратите внимание! Никакие внутренние документы, включая Устав школы, не могут противоречить более глобальным законодательным документам. То есть, выпустить приказ, в котором допускалось бы изъятие учителем телефонов, нельзя, это будет нарушением, такой документ нельзя использовать как доказательство или аргумент в суде.
Надо учитывать, что на практике могут быть и другие проблемы. Например, если ученик хочет по какой-то причине создать учителю проблемы, он может сымитировать ситуацию порчи своего имущества: согласиться отдать телефон, скрыв, что тот сломан, а потом заявить, что именно действия учителя привели к тому, что аппарат больше не работает. Доказать свою правоту педагогу будет очень сложно, и родители вместе с администрацией школы могут настоять на том, чтобы он возмещал ущерб (ведь судебные разбирательства или жалобы в прокуратуру никому не нужны). Конечно, не стоит ожидать, что все ученики поголовно мечтают о том, как подставить учителя, но нельзя сбрасывать со счетов и такой вариант, особенно если еще до спорной ситуации возник конфликт.
Важно! Учитель не вправе требовать от учеников, чтобы они сдавали свои телефоны. Он может настоять, чтобы гаджеты убрали и не доставали до конца урока, соблюдая тем самым учебную дисциплину.
Как школа защищает право учителя на спокойное проведение урока
Мы уже упоминали, что разрешение изымать телефоны нельзя вписать в Устав школы. Но в нем можно обозначить, что пользоваться телефонами на уроках запрещено. Таким образом учитель не получает возможность быстро решить вопрос (изъять отвлекающие вещи), но может настаивать на том, что ученик нарушает правила школы и администрация, а также родители должны на него повлиять. Не допустить до урока все равно будут не вправе, но с ним будут проводить воспитательную работу, плюс родители могут решить вопрос более радикально — не разрешать брать телефон с собой в школу вообще.
Также учитель может требовать убрать телефон во время занятия, включить на нем беззвучный режим или режим полета, не пользоваться телефоном.
Может ли учитель выгнать школьника с урока
Такой метод наказания практиковался в прошлом, но сейчас это невозможно. На страже интересов ребенка законодательство:
• В ст. 43 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на получение образования, оно должно быть общедоступным. Выгоняя ученика с урока, учитель нарушает его права.
• В Законе "Об образовании" указывается, что во время проведения занятия школа несет ответственности за жизнь, здоровье и благополучие ученика. Выставив хулигана за дверь, учитель не может за ним следить. Если что-то случится в это время, учитель и окажется в этом виноват.
Если учитель будет нарушать эти правила, родители детей могут обратиться в администрацию образовательного учреждения или сразу в прокуратуру — и будут правы. Поэтому педагогу нужно находить другие методы восстановления дисциплины. Например, метод "постановки в угол" все еще практикуется, хотя тут тоже может быть множество вопросов, ведь право ребенка на получение образования в этом случае существенно притесняется.
Может ли учитель в качестве наказания оставить ученика после урока
Делать это в качестве наказания нельзя! В СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" перечислены требования к тому, как должен быть организован учебный процесс. Требование остаться после урока или на перемене противоречит нормам и расценивается как нарушение прав учеников.
Ребенок может остаться после уроков добровольно, если речь идет о дополнительных занятиях, подготовке к олимпиаде, организации внеклассных активностей, и так далее. Но если мы рассматриваем ситуацию с наказанием, почти наверняка предложение учителя не встретит понимания у провинившегося ученика.
Как поступить в этой ситуации? Обычно рекомендуется действовать через родителей. Педагог может связаться с ними, описать ситуацию и объяснить, что ему хотелось бы применить воспитательные меры в отношении ученика. Если родители поддержат это начинание, они могут повлиять на своего ребенка и потребовать, чтобы он оставался после уроков. Естественно, ситуация должна быть действительно заслуживающей внимания, чтобы родители восприняли ее адекватно и не сочли, что их ребенка притесняют.
В любой ситуации может пригодиться общий совет: решать все конфликтные вопросы требуется без нарушения прав обеих сторон, таким образом, чтобы не страдал учебный процесс. В большинстве случаев можно договориться, если действовать через администрацию или родителей, иногда достаточно спокойной беседы с учеником, в которой можно объяснить, что пользование телефоном действительно мешает заниматься.