Ухтинка просит Министерство науки и образования Коми выделить субсидии родителям, чьи дети обучаются на дому и не посещают общеобразовательные школы.
Елена Иванова опубликовала в соцсетях пост, призывающий и.о. министра образования и науки Коми обратить внимание на денежную поддержку семей, в которых дети находятся на домашнем обучении по решению родителей, а не по медицинским показателям.
Как пишет ухтинка, вопрос о субсидиях для таких семей поднимается регулярно, однако никакого решения в поддержку родителей не приняли.
"Ежегодно мы поднимаем вопрос о субсидиях или субвенциях родителям, обучающих детей исключительно за свой счет, и получаем ответ, что это даже не рассматривается, поскольку родители могут пользоваться таким правом безответственно и тратить средства нецелесообразно", - пишет Е.Иванова.
По мнению родительницы, есть два момента, которые до сих пор никак не учитывались. Е.Иванова пишет, что на всех детей муниципального округа выделяются средства на горячее питание, в том числе семейникам. Второе - не учитывают детей на домашнем образовании, которые становятся чемпионами первенства города и республики в спортивных соревнованиях, интеллектуальных и творческих конкурсах, попадают в реестр одаренных детей Коми, побеждают в научных конференциях.
"Вы подписываете дипломы лауреатам различных конкурсов - и они на семейном образовании. В этом году на первенстве республики по шахматам золото берут семейники. Что надо сделать этим детям, чтобы на них обратили внимание, как им доказать свою "немаргинальность"? Они не рождаются самородками, вундеркиндами или гениями. За результатами этих ребят стоят ежедневные усилия их родителей, куча сил, времени и средств, которые они ежегодно вкладывают в их альтернативное и всестороннее образование, физическое развитие, эффективную образовательную среду, в которую их погружают с малолетнего возраста. И ни копейки они до сих пор не получали от государства. Смешно, но даже грамоты этим ребятам печатают родители за свой счет и приносят на подписи в министерства", - сообщает ухтинка.
Скрин с личной страницы Е.Ивановой.
Е.Иванова добавила, что в некоторых регионах родители детей на семейном образовании получают поддержку от государства. Поэтому родительница предлагает адаптировать такую меру к нашему региону, делая поправки в части получения субсидий только тем, кто доказал свое право на них: отлично сдал государственные аттестации, оказался победителем, лауреатом, чемпионом.
"Мы готовы трудиться и стараться стать быстрее, выше, сильнее. Но родителям таких детей нужно помогать", - подытожила Е.Иванова.
И.о. министра Наталья Якимова, комментируя ситуацию, отметила, что субвенция из республиканского бюджета на реализацию образовательных программ, включающая расходы на оплату труда работников школы и средства обучения и воспитания, выделяется исходя из списочного состава учащихся в школах муниципалитета. Соответственно, дети на домашнем обучении не входят в список какого-либо класса и школы в целом.
"Также деньги из федерального и республиканского бюджетов, направление на организацию горячего питания учащихся начальной школы, расходуются на предоставление завтраков и обедов исключительно в день посещения учащимся школы. Это позиция Минпросвещения России. Поэтому средств на питание детей, обучающихся в семейной форме, в структуре расходов школы нет", - ответила Н.Якимова.
И.о. министра образования добавила, что средства, выделяемые на ремонт школы, никак не связаны с численностью и категориями обучающихся, а зависят от технического состояния зданий и помещений школы.
Что касается участия в "перечневых" олимпиадах и конкурсах, здесь наряду со всеми детьми, находящимся в республиканском реестре одаренных детей, воспитанники на домашнем обучении имеют право на бесплатную путевку за счет средств республиканского бюджета.
Согласно информации Минобрнауки Коми, сегодня в республике 67% детей, не обучающихся в школах, получают образование у индивидуальных предпринимателей или в частных организациях республики, не имеющих лицензию. Еще 13% обучаются с применением дистанционных образовательных технологий или заочно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность за пределами Коми. 9% детей получают знания самостоятельно или занимаются с родителями, 5% обучаются с репетиторами. Информация относительно 6% обучающихся отсутствует в связи с нежеланием родителей делиться сведениями об условиях получения их детьми образования.
"Да, в соответствии с федеральным законодательством субъекты России вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Однако большинством регионов страны такие поддержки не приняты. Обусловлено это, на мой взгляд, объективными причинами", - заявила Н.Якимова.
По мнению и.о. министра образования, во-первых, такие выплаты потенциально приведут к росту числа детей, выпавших из поля зрения отрасли, в том числе воспитывающихся в неблагополучных семьях. Во-вторых, сохраняются риски использования данных средств не в пользу получения ребенком образования.
Поэтому Н.Якимова предложила вариант, который мог бы устроить все стороны непростой ситуации.
"ИП и частным организациям, в которых обучаются дети на семейном образовании, предлагаю выйти из тени, получить лицензию на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию. Тогда мы сможем на регулярной основе выделять субсидию из республиканского бюджета. Яркий пример этого конструктивного взаимодействия – ухтинская частная школа "Росток", имеющая лицензию и государственную аккредитацию. На 2023 год в рамках соглашения между нашим Министерством и школой предусмотрена субсидия более 7 млн рублей на 113 учащихся. Минобрнауки региона было и остается открытой площадкой для диалога со всеми институтами гражданского общества. Мы готовы к обсуждению и этого непростого вопроса с родительской общественностью, нашим педагогическим сообществом и со всеми неравнодушными в вопросах обучения и воспитания наших детей, - завершила ответ Н.Якимова.