Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью заместителя руководителя Администрации Главы Коми Марины Большаковой о перспективах реализации административной реформы в регионе

28 мая 2003 года 0:1

Интервью заместителя руководителя Администрации Главы Коми Марины Большаковой о перспективах реализации административной реформы в регионе

СЫКТЫВКАР, 28 мая (Комиинформ). В Коми началась административная реформа. 23 мая Глава республики Владимир Торлопов внес на рассмотрение депутатов Государственного Совета РК законопроекты об изменениях в структуре органов исполнительной власти региона. Агентство «Комиинформ» распространяет интервью заместителя руководителя Администрации Главы и Правительства РК Марины Большаковой о перспективах реализации реформы.

- Марина Степановна, совершенно очевидно, что потребность в реформировании государственной системы управления возникла давно. И не только в республике, это общероссийская проблема. Но Вы, тем не менее, будете проводить эту реформу здесь, на территории республики. Ваше видение путей решения проблемы?

- Несовершенство государственного управления - общероссийская проблема. Основной момент в решении этой задачи - создание системы регулирования государственной власти. Сейчас эти механизмы не являются достаточными для того, чтобы идти за экономическими преобразованиями в стране. Особенно остро это стало ощущаться именно с выравниванием экономического положения России. Поэтому в прошлом году Президент РФ Владимир Путин подписал указ о специальной федеральной программе по реформированию госслужбы. Все прекрасно понимают, что быстро эти преобразования не совершить. Программа рассчитана на пять лет. Но совершенно объективный фактор, реалия нашего времени - если реформа не начнется сейчас, некому будет реализовывать, поддерживать планы, идеи, с помощью которых возможен экономический рост, на который ориентирует нас президент страны.

И в связи с этим необходимо решить одну из наиболее важных проблем - разобраться с теми функциями, которые есть сейчас у государственной власти.

Что я имею в виду. Самостоятельный, негосударственный бизнес давно встал на ноги, однако он по-прежнему сильно зависит от политической и экономической конъюнктуры. И именно это серьезно сдерживает бизнес, потому, что он не верит в способность государства гарантировать права собственности, задавать стабильные, цивилизованные, предсказуемые правила рыночного поведения.

Органы государственной власти при всем при этом сохраняют за собой право оставаться крупными собственниками и акционерами коммерческих предприятий. Владельцами всевозможных ГУПов и МУПов, деятельность которых никак не связана с выполнением государственных функций. Неконкурентоспособные предприятия сидят на федеральном, республиканском, районном бюджетах, то есть на наших с вами налогах.

Так вот, реформа должна отделить избыточные функции хозяйствования от политических и регулятивных функций, которые и являются собственно государственными.

С другой стороны отношения между государством и обществом давно требуют коррекции, так как система управления устарела. И бюрократические препоны отравляют жизнь многим людям, которые пытаются решить свои, порой даже очень простые вопросы.

- В России не две беды, дураки и дороги, а три. Третья беда – чиновники. Наблюдатели считают, что предложенная вами реформа «пахнет» серьезными реорганизациями в высшем и среднем управленческом звене государственной службы. Вы собираетесь делать революцию?

- Для реализации управленческой реформы необходимо, прежде всего, разработать законы, создать правовое поле, на котором можно было бы работать. В рамках этих законов, федеральных и республиканских просто необходимо более четко прописать цели, задачи, полномочия, ответственность руководителей. Необходимо включать более широкое применение контрактов, более гибкую систему комплектования штатов, формирования должностных окладов. То есть существующую систему необходимо адаптировать под новые экономические и социальные реалии. И все это должно быть закреплено на уровне закона о госслужбе. Пока же эти истины просто декларируются.

Я не буду заниматься популизмом, поэтому не обещаю, что всем чиновникам будет хуже. Вовсе не на это рассчитана реформа. Она проводится не для того, чтобы взять их в ежовые рукавицы. Реформа нацелена на то, чтобы каждый государственный служащий нес персональную ответственность за результаты своего труда. И четко это понимал. Большая оптимистичная идея этой реформы - чтобы на государственной службе работал высококлассный специалист.

Цели проводить здесь революцию – нет. Есть цель создать такую государственную власть, так выстроить ее структуры, чтобы реализовать все экономические задачи, которые озвучило правительство республики. Это не значит, что четверть, половина или большая часть аппарата покинет свои кабинеты на Стефановской площади. Все зависит от уровня подготовки, инициативности, оперативности специалиста. Основной критерий – профессионализм.

- Вы говорите, что эта реформа пошаговая, что это значит?

- Поскольку задача стоит глобальная – ее не решить одномоментно. Поэтому реформа продумана как пошаговая. Для того чтобы реализовать ее необходимо сначала разработать принципиально иную правовую базу деятельности государственных служб. Я уже об этом говорила. Второй шаг создание материально-технической базы. Третий – создание современной информационной базы.

Но ключом к решению этих вопросов станет кадровая политика.

Тот принцип, по которому сейчас люди попадают на госслужбу далек от идеала. Пока срабатывает так называемый эффект отрицательного отбора. Люди, которые не могут найти себя в мире бизнеса и других продвигающихся структурах приходят на госслужбу, где чувствуют себя более защищено, безопасно. Им не нужно думать о том, как проявить себя в каких-то конкретных обстоятельствах, они не стремятся быть инициативными, эффективными, так как их жизнь в любом случае будет стабильно, хоть и не высоко, но обеспечена.

- По определению, чиновники серые, недальновидные и неудачливые люди.

- Никоим образом. Суть в следующем. Разработанная сложившаяся система управления была адаптирована под экономику прошедшего периода. Теперь ситуация кардинально изменилась, а вот государственное управление нет. Так вот, если в государственной службе будут четко определены приоритеты, правильно поставлены задачи, четко сформулированы функции, то сама система отберет тех, кто ей соответствует. И таких людей, поверьте мне, немало. Но система мотиваций сейчас не работает, она, если честно, вообще крайне слаба. И инерционный механизм госслужбы не дает им проявиться.

Задача реформы, в том числе – найти молодых, талантливых ребят, которые могли бы работать на государственной службе. Сейчас приток молодых сил крайне недостаточен. У них действительно нет причин идти на невысокооплачиваемую и зарегламентированную работу. И пропадает целое поколение. Это не означает, что у людей нет желания. В стране, в республике, много патриотов, которые действительно хотят изменить мир к лучшему. Не хотят уезжать отсюда, хотят строить свою жизнь здесь. Для того чтобы реализовать их потенциал необходимо создать эффективную исполнительную власть, которая будет способствовать экономическому развитию республики и страны в целом. И это серьезно взаимосвязано, так как без притока новых людей, идей, качественно иных базовых знаний, которые получают сегодня молодые люди, осуществить экономически прорыв невозможно. Необходимо создать такие условия, при которых образовался некий сплав опыта, знаний старшего поколения и энергичности, инициативности молодых. А для осуществления этой части реформы мы намерены применять, например, конкурсные отборы на госслужбу. А ведь это еще не делалось никогда. Хотя и закреплено законодательством. И сейчас, когда мы будем менять структуры органов исполнительной власти, нам понадобятся люди, способные находить интересные решения ситуаций и задач которые стоят перед правительством. Причем, мы будем осуществлять не только вертикальную, но и горизонтальную ротацию. Для воспитания эффективного управленца, который может на более высоком уровне управлять структурой, органом государственного управления, необходимо «прогнать» его через все участки, чтобы он понимал как что происходит. Видел весь механизм и умел с ним оптимально работать и совершенствовать его структуру.

- Самый тяжелый вопрос. Кто будет принимать решение о кадровых назначениях и главным образом о снятиях?

- Это всегда коллективное решение. Поскольку речь идет о судьбе человека. Но вот критерий оценки его деятельности будет один – его профессионализм. Именно потому, что от работы этого человека зависит судьба многих и многих людей, живущих в республике. И если чиновник не адекватен занимаемой должности, своему статусу и не способен решать задачи, которые ставятся Главой РК, правительством он не может, и не будет занимать это место.

Кстати, масса талантливых людей уезжает из региона из-за отсутствия реальных перспектив роста. Реформа нацелена и на то, чтобы создать такую перспективу.

- Реформа будет эффективной?

- Да.

- У вас была аналогичная работа?

- В рамках крупных корпораций – да.

- Она была эффективной?

- Да, безусловно. Не надо думать, что управление персоналом в крупной корпорации и на госслужбе серьезно отличаются друг от друга. Работают одни и те же человеческие и экономические законы и принципы.

Любая реформа изначально всегда идет тяжело. Это нормально, что люди с опаской относятся к новому. Но когда она начинает работать, люди понимают, что просто создается другая среда. И, как правило, возможности для людей значительно расширяются. И с точки зрения карьерного роста и с точки зрения воплощения своих идей и замыслов. И еще, административная реформа крепко накрепко связана с теми задачами, которые правительство республики поставило перед собой. Только с эффективными управленцами, профессионалами возможно, осуществить весь комплекс экономических мероприятий, в результате которых республика сумеет выйти на новый экономический уровень.

*** Марина Степановна Большакова назначена начальником управления государственной службы и кадров, заместителем руководителя Администрации Главы и Правительства РК в апреле 2003 года. Имеет два высших образования – философское и психологическое. В послужном списке – должность советника министра по труду и социальному развитию РФ. В 2000 году журналом «Карьера» признана лучшим в России директором по персоналу.