Интервью

Инна Кузьмина

Аутизм - одно из самых загадочных расстройств мозга

30 марта 2016 года 10:22
Инна Кузьмина

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот день был учрежден в ноябре 2007 года Генеральной Ассамблеей ООН для того, чтобы ежегодно в средствах массовой информации, в культурной среде, в общественной жизни поднимались и обсуждались вопросы аутизма. 1 апреля в Сыктывкаре пройдет семинар для педагогов, озабоченных этой проблемой. Накануне педагог-психолог отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями "Надежда" Инна Кузьмина в интервью "Комиинформу" рассказала об аутизме.

- В России и мире каждый день отмечается какой-то профессиональный праздник или специальный день. Девять лет назад появился и такой. Зачем?

- День аутизма призван заострить внимание на этой непростой проблеме, которая включает в себя не только вопросы социальной реабилитации детей, имеющих такой диагноз, но и более глубокие смыслы. Мало кто знает об этом. Те, кто знают, зачастую склонны оперировать некими стереотипами об аутизме, например, какое-то время назад их называли "дети индиго" и приписывали свойства, которых нет.

- Аутизм - что это за заболевание? Сколько среди нас аутистов?

- До сих пор у специалистов нет четкого понимания причины этого явления и однозначной оценки состояния детей-аутистов. Кто они, эти люди, не способные адекватно взаимодействовать с внешним миром, и почему одновременно они такие особенные, тонко чувствующие натуры? Почему в наше время наблюдается рост заболеваемости аутизмом? Почему так тонка грань между психической болезнью и невероятными способностями детей-аутистов? Поиски ответов на эти вопросы идет постоянно. По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13% ежегодно. А по американской статистике подобные расстройства встречаются у одного из 68 детей. Для сравнения: в середине 70-х годов эта цифра была 1:5 тысячам. Согласно российской статистике, один ребенок с аутизмом рождается на 150 детей.

На самом деле, аутизм является одним из самых загадочных расстройств мозга. Причины его до конца не ясны. Одни специалисты считают, что причины в генных мутациях, другие утверждают, что виновницей аутизма является вакцинация ребенка, третьи - что нарушение в развитии мозговых структур аутистов происходит во внутриутробном периоде под воздействием каких-либо факторов. Да, при аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно.

- Аутизм у ребенка заметен сразу?

- Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Многие отмечают, что ребенок не хочет идти на контакт с окружающими, не смотрит в глаза, не играет с детьми и взрослыми, плохо спит, постоянно кричит, большую часть времени проводит в одиночестве, имеет постоянные повторяющиеся движения (похлопывание руками, раскачивание, подпрыгивание и др.), избирателен в еде, отстает в развитии и т. д.

- Мы знакомы с портретами аутистов благодаря кинематографу. Самый известный киношный аутист - "Человек дождя" в исполнении Дастина Хоффмана, Сигурни Уивер прекрасно сыграла аутистку в "Снежном пироге", образ романтичной аутистки показан в "Босиком по мостовой". Какие на самом деле они, это правда, что аутизм часто является синонимом гениальности?

- Продолжая тему аутизма в кино, на зову еще "Тэмпл Грандин" – фильм про аутистку, которая стала одной из ведущих ученых в области сельхозпромышленности по гуманному обращению со скотом. А вот какова реальность. Большинство детей отстают в развитии и плохо обучаемы, но встречаются дети-аутисты с уникальными способностями в абсолютно разных областях науки. Многие из них добиваются больших успехов, реализуют себя и живут полноценной жизнью нормального человека.

Следует отметить, что в Европе людей с аутизмом давно не считают отсталыми, даже наоборот. Их обучают в специальных школах, и они становятся высококлассными специалистами, в том единственном деле, которое аутист умеет лучше всего, и готов заниматься им 24 часа в сутки. Конечно, нужны специальные условия для работы. Но даже обычные фирмы нанимают аутистов. В Дании, например, у аутистов есть свой полноценный телеканал, журнал, газета, которые они создают исключительно сами.

- Можно ли вылечить аутизм?

- Вылечить вряд ли. Можно реабилитировать таких детей и помочь им адаптироваться в социуме. Проблема аутизма серьезна и сложна, но таким детям можно помочь. Они, также как и обычные дети, нуждаются в тепле и ласке, в принятии и признании, в особой помощи. Их нужно воспитывать и развивать, учитывая индивидуальные психические и поведенческие особенности. Реабилитация детей с аутизмом занимает очень много времени, она должна начаться с самых первых проявлений аутистических признаков, и продолжаться 24 часа в сутки, и задействованы в ней должны быть все лица, работающие с ребенком – родители, педагоги, врачи. И тогда, постепенно, шагая маленькими шагами, ребенок добьется хороших результатов, научится жить в социуме, приспособится к жизни в нашем мире.

- Требуются ли специальные навыки для работы с детьми с такими отклонениями, интегрированными в обычные детские коллективы?

- Во многих детских садах имеются интегрированные группы, которые посещают дети с аутизмом, но, к сожалению, часто воспитатели испытывают трудности в воспитании и развитии "особых" детей, трудности интеграции таких детей в коллектив сверстников. На данный момент остро стоит проблема неготовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования.

В рамках республиканской программы "Право быть равным (Мир равных возможностей) 2015-2017 гг. )" специалисты отделения имеют возможность обучаться различным методам и формам работы с детьми с РАС, а также с детьми с ментальной инвалидностью в других регионах России.1 апреля в "Центре социальной помощи семье и детям города Сыктывкара", в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями "Надежда" пройдет семинар для воспитателей дошкольных учреждений на тему: "Пути и методы работы с детьми, имеющими ранний детский аутизм". На семинаре специалисты отделения поделятся опытом работы с детьми, имеющими ранний детский аутизм, расскажут об их особенностях, о методах и путях коррекции, о процессе интеграции в коллектив, а также ответят на все интересующие вопросы.

Полина Романова








Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus